Блаженная моника

Житие Блаженной Моники

Моника родилась в Северной Африке, в маленьком городке Тагестине в 331 году. Спартанская, изобилующая лишениями и препятствиями, жизнь берберов наложила печать на их нрав, сделав их воинственными, безудержными и эмоциональными. И, тем не менее, отец с матерью ее были верующими, и все христианские нормы она восприняла с детства.

Родители, семья и домашнее воспитание

Отец святой был небогатым землевладельцем. Девочек, которых в семье было несколько, поручили воспитывать уважаемой за чистоту нрава служанке — по происхождению берберке. Добрая нянюшка воспитывала сестер добродетельными барышнями, прививая знания, необходимые будущим домохозяйкам и мамам многочисленных чад.

Аврелий в знаменитой «Исповеди» писал о ней: «за старательное воспитание свое …(праведная Моника) не столь хвалила мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на спине, как обычно носят малышей девочки постарше».

Но берберский нрав заставлял ее иногда прибегать к перегибам. Так, желая привить своим воспитанницам воздержание, она разрешала им утолять жажду только раз в сутки – во время совместной трапезы с родителями. В африканских условия это было невыносимо.

В знаменитой «Исповеди» Аврелий так описал воспоминание об этом мамы: «Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе».

Воспитывая добродетель, строгая воспитательница едва не получила плачевный результат: юная Моника, по просьбе родителей наполнявшая кувшины, томимая жаждой, чуть не стала пьяницей, каждый раз по чуть- чуть отхлебывая напиток. И только злая ирония служанки, которая ходила вместе с ней в погреб, отрезвила ее и заставила забыть о пагубной зависимости.

Замужество

Девушка выросла, и родители отдали ее за богатого землевладельца по имени Патриций. Он занимал большую должность в городе Тагасте, был талантлив, известен, но, к великому огорчению невесты, не был христианином. «Человек чрезвычайной доброты и неистовой гневливости»,- вспоминал о нем святой Августин. Языческие взгляды наложил отпечаток на всю его жизнь.

Брак поначалу не был счастливым. Патриций открыто изменял жене, был не воздержан в словах и поступках, причиняя моральные страдания. В своем муже праведница нашла себе поприще для духовного возрастания и воспитала в себе любовь к нему.

Поначалу непросто складывались и отношения со свекровью. Надменная и своенравная, она прислушивалась к сплетням и наговорам злых служанок и доставляла Монике немалые огорчения. Но своей услужливостью, миролюбием и уступчивостью невестка снискала в ее глазах любовь и уважение. Так что свекровь сама потребовала у сына наказания для сплетниц и в семье воцарились мир и дружелюбие.

«Господи, милующий меня! Ты послал этой доброй служанке Твоей, во чреве которой Ты создал меня, еще один великий дар. Где только не ладили между собой и ссорились, там она появлялась, где могла, умиротворительницей.»- писал о своей маме Августин.

Мать блаженного Августина, его брата и сестры

В семье родилось трое детей. Самый старший, Августин, родился, когда ей было всего 22 года. Следом появились сын Навигий и дочь Перпетуя. Навигий спокойный и набожный был всегда для матери опорой. В своей «Исповеди» старший брат упоминает его всего три раза. Перпетуя, названная в честь христианской мученицы, рано овдовела бездетной. Желая во всем угождать одному Богу, она стала настоятельницей монастыря в Гиппоне, основанного блаженным Аврелием, и просияла многими подвигами.

В детстве, дети по обычаю своего времени, не были крещены. Но святая Моника постоянно молилась о них, и рассказывали им о Творце. «Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей».

Обращение мужа

Никогда молодая жена не спорила с мужем. Терпеливо переносила его гнев и молилась о нем.

Молитвой и смиренным молчанием Моника вызывала сначала удивление Патриция, а затем пришло и уважение. Он никогда с ней не ссорился по-настоящему и не поднимал на нее руку, в то время как, по воспоминаниям Аврелия, подруги матери ходили все в синяках. Святая угодница давала им советы переменить свое отношение к мужьям, не заноситься перед ними, помня библейскую заповедь:

» Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Кол.3,18″.

Так своим терпением и кротостью святая приобрела своего мужа для Царствия Небесного, хотя для этого и потребовалось много лет молитв и слез. Супруг крестился в 371 году, полностью переменил свою жизнь, но вскоре заболел и умер православным христианином.

Моника молитвенно хранила память об ушедшем супруге, никогда не думала о повторном браке.

Старший сын

Блаженный Августин

Ноябрь

354 года

На свет появился один из величайших отцов Церкви — Блаженный Августин

Путь его к христианству был непрост. Получив блестящее светское образование, он в юности оставался язычником, увлекался плотскими удовольствиями. Незаконно сошелся с девушкой незнатного происхождения и имел от нее сына по имени Адеодат, что переводится как «Данный от Бога».

Изучал античную философию, почитал Цицерона. Годы спустя стал последователем учения Платона. Едва начав изучать христианство, перешел на сторону манихеев, учение которых возникло в третьем веке и стало мировой ересью.

Девять лет Аврелий был адептом манихейства, с которым впоследствии усердно боролся. Очень горько Монике было видеть своего сына не только блудником, но еретиком. Годы вымаливала она свое чадо, погибающее от пороков. Скорбела, изливая свою печаль перед Богом, ласково увещевала исправить свою жизнь. Но юноше стыдно было признать правоту женщины, и он упорствовал в грехе. Святая не отчаивалась и сама, продолжая молиться, просила святых молитв у всех подвижников и епископов.

В 383 году молодой ученый приехал в Рим преподавать риторику, а спустя время в Медиолан придворным ритором. Приезд в Медиолан и его встреча со святителем Амвросием (память 7 декабря), перевернули взгляды Аврелия.

Скорбящая мать, приехавшая следом, умоляла святителя наставить свое заблудшее чадо на путь спасения. Его ответ для нее прозвучал извещением от милосердного Господа о прощении грехов.

«Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет».

Августин начинает посещать богослужения в качестве оглашенного, изучает Священное Писание, с необыкновенным воодушевлением слушает проповеди епископа Амвросия, и без сожаления расстается с манихейством. Здесь, в Медиолане, с Аврелием совершаются события, окончательно повернувшие его на путь спасения. И наконец, на Пасху 387 года, епископ Медиоланский Амвросий крестил его и сына Адеодата.

Вместе с другими молодыми людьми, ищущими спасения, Августин знакомится с «Житием святого Антония», написанным Афанасием Великим, жертвует свое имущество церкви, постригается в иноческий образ, начинает вести аскетическую жизнь.

Молитва святой Моники за своего сына

О жизни и святости праведной Моники мир узнал благодаря «Исповеди», которую создал ее старший сын, крупнейший богослов блаженный Августин. Она по праву считается первым автобиографическим произведением. Написана между 397 и 400 годом. И, самые теплые в ней слова о той, кто подарила миру великого философа и богослова.

«Я не могу достаточно выразить как она любила меня; она вынашивала меня в душе своей с гораздо большей тревогой, чем когда-то носила в теле своем.» » Да, если я достойный сын Твой, Господи, это от того, что Ты даровал мне в матери верную рабу свою» «Я обязан тем, что я есть моей матери, ее молитвам, ее достоинству.»

Икона св. Моники

Моника Тагастская (332-387), мать блаженного Августина, святая

Память 9 апреля (Греч. ) — перенесение мощей в Рим в 1430 году, 4 мая (Греч. , ПЦА )

Родилась в 332 году в Тагасте от христианских родителей. Мало известно о ее молодости, почти все дошедшие до нас сведения о ней содержаться в 9 книге «Исповеди» ее знаменитого сына, блаженного Августина.

Она вступила в супружество с язычником Патритием, вспыльчивым и ведшим безнравственную жизнь. Поначалу свекровь невзлюбила ее, но Моника своей кротостью примирила ее с собой. В отличии от многих жен своего времени, Моника не подвергалась побоям мужа. По ее словам, он никогда не поднимал на нее руки благодаря тому что она всегда удерживала свой язык, обузывая уста свои в его присутствии (Пс. 38, 1).

У четы было три ребенка — святой Августин, Навигий и Перпетуя. Моника очень печалилась из-за того что Патритий не позволял крестить их. Большим страданием для нее была и жизнь молодого Августина, который жил в Карфагене и прижил незаконнорожденного сына от внебрачной связи. Ее непрестанные молитвы и слезы о сыне обратили ко Христу ее мужа под конец его жизни.

Когда Августин подпал под влияния манихейцев, Моника ужаснулась и старалась обратить его от ошибочного пути. Во сне ей было сказано проявить терпение и кротость к сыну. Августин пребывал в заблуждении девять лет, но мать не отошла от него. Однажды она пыталась получить помощь у православного епископа, ранее также бывшего манихейцем, но тот отказался вступать в спор с Августином, а ее утешил, сказав: «Иди своим путем, и да благословит тебя Бог, ибо невозможно, чтобы сын этих слез был бы потерян.»

Когда Августин отправился в Рим в 383 году, а потом в Милан, мать следовала за ним. Святитель Амвросий, оказавший глубокое влияния на Августина, составил высокое мнение о Монике и часто поздравлял тем, какой праведной была его мать.

После крещения Августина Моника вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в 387 году в Остии. Здесь она была погребена.

В VI веке ее мощи былы перенесены в крипту местного храма, а в 1430 году — в Рим, где покоятся доныне.

В святой Монике, особенно известной на Западе, видят образец матери-христианки.

Использованные материалы

  • Житие на официальном сайте Православной Церкви в Америке:
  • Филиппс, Андрей, свящ., The Latin Saints of the Orthodox Patriarchate of Rome:
  • Saint Herman Calendar 2009, 38.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

«Μετακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίας Μόνικας εἰς Ρώμη», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

«Ἡ Ἁγία Μόνικα μητέρα τοῦ Ἁγίου Αὐγουστίνου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

«St Monica», страница календаря на официальном сайте Православной Церкви в Америке, .

Православная Жизнь

Православие.Fm

Почти семнадцать столетий назад в одном маленьком городке Северной Африки жил молодой человек по имени Августин. Он рано познал адскую сладость греха, но никак не мог отказаться от нее. Более того, почти всю свою сознательную жизнь еще до обращения он был уверен, что Бог есть, но не шел к Нему. «Как долго? Как долго? Отчего не теперь?» ― вопрошала порой его алчущая душа.

Филиппо Липпи «Видение Блаженного Августина». Картина находится в экспозиции Эрмитажа

Это сегодня мы знаем его как святого, называя Блаженным. Но тогда Августин Аврелий, будучи юношей, а затем молодым человеком, безудержно предавался чувственным утехам, даже не думая, как разорвать эти цепи страстей. И главное ― зачем? Дитя многих слез своей бедной матери, именно ей, святой Монике, он был обязан своим дальнейшим обращением в христианство. И пока он грешил, находя в этом неизменное наслаждение, она день и ночь взывала о погибающем сыне ко Господу в своих слезных молитвах. Так другие рыдают над покойником.

Августин был очень способным и честолюбивым юношей. Успешно обучаясь риторике в Карфагене, он старался ни в чем не отставать от своих сверстников, в том числе и в развращенности. В своей знаменитой «Исповеди» Блаженный Августин сам признавался, что не столько сама чувственность привлекала его в пороке, сколько то же тщеславие заставляло говорить о своих «подвигах». Ему было стыдно своей «малой порочности», иначе бы над ним смеялись, поэтому приходилось грешить, как все. Ничего существенно не изменилось за это время в нашем мире, как мы видим.

«Взывать о помиловании и не стремиться к тому, чтобы быть помилованным»

Уже тогда у юного Августина была сожительница и внебрачный сын. И уже тогда он обращался к неизвестному Богу, которому молился так: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Как наивно было полагать, что можно победить страсть, утолив ее! И как знакомо это многим из нас: взывать о помиловании и не стремиться к тому, чтобы быть помилованным.

Но тогда же в душе Августина Аврелия зародилась еще одна любовь, которая продлилась едва ли не больше этого плотского сожительства, ― любовь к философии. Даже не к какой-то конкретно школе, а именно к Мудрости, от которой недалеко до Истины. Потом-то она, эта любовь к мудрости, и приведет будущего святого ко Христу, но пока, в возрасте от девятнадцати до двадцати восьми лет, Блаженный Августин провел в духовных блужданиях. Вначале он увлекся манихейством, затем, разочаровавшись в нем, ударился в скептицизм.

Но проблема заключалась еще и в другом ― в силе воздействия его слова на окружающих. Возможно, в истории найдется не так уж много других примеров, когда бы человек заблуждался так искренне. Но он не только ошибался сам, но и уводил от истинного пути других. В «Исповеди» автор вспоминает историю смерти своего друга, которая произвела на него сильное впечатление.

Близкий друг Августина, разделявший с ним его вкусы и взгляды, находился при смерти. Когда юноша, мучимый лихорадкой, находился в бессознательном состоянии, его окрестили, не надеясь на выздоровление. Однако сразу же после крещения больной пришел в сознание. И тогда Августин, находившийся рядом, решил высмеять таинство, совершенное над бессознательным человеком, рассчитывая, что друг посмеется над этим вместе с ним. Но тот резко ответил, чтобы его товарищ, раньше бывший единомышленником, больше не возвращался к этой теме, если хочет находиться рядом с ним. Вскоре у больного возобновилась лихорадка, и он умер.

Августин был поражен. Сам он не был крещен, хотя в детстве с ним случилась похожая ситуация, однако ребенок тогда выздоровел, и таинство отложили. В те времена было принято крестить людей в зрелом возрасте, так как считалось, что Крещением очищаются все грехи, бывшие до святого таинства. Августин находился в том состоянии, которое сегодня у нас именуется «оглашением». После рождения он был осенен крестным знамением и ему дали крупицу освященной соли ― это так называемые «обряды, предшествующие Крещению», совершавшиеся в ту пору.

Блестяще закончив обучение, Августин Аврелий, движимый честолюбием, теперь делал себе прекрасную карьеру. Он стал преподавать риторику сначала в родном Тарасе, затем в Карфагене, где ранее учился, и наконец, получил должность в Риме. Однако душа его, искавшая Истину, не находила удовлетворения ни в одном философском учении. Сам святой признавался потом, что в них ему не хватало одного ― имени Иисуса Христа, которое он «впитал с молоком матери».

И вот после Рима, в поисках новой должности, он со своей матерью оказался в Медиолане. Здесь святая Моника встретилась с дивным святителем Амвросием, епископом Медиоланским. Зная силу его проповеди, она очень просила служителя Божия побеседовать с ее сыном. Однако епископ ответил, что лучше пока оставить Августина в прежнем состоянии, поскольку ересь для него сейчас нова и привлекательна, но через чтение он вскоре сам откроет свое заблуждение. Святитель заверил, что он будет спасен, так как «сын таких слез» не может погибнуть.

И действительно, так и случилось. Вскоре по молитвам матери Августин сам попал на проповеди епископа Амвросия. Именно благодаря ему, а также пройдя через неоплатоников, он начал читать Священное Писание. Здесь-то ему всё и открылось, всё, чего искала его вопрошающая душа. Особенно же близкими оказались для Августина послания апостола Павла. И это неудивительно, ведь во многом их пути можно назвать схожими. Они оба имели прекрасное языческое образование и необыкновенный по воздействию на слушателей дар слова.

Конечно, Блаженный Августин до своего обращения не преследовал христиан физически, но он делал едва ли не худшее этого. Ведь принявшие мученическую кончину христиане попадали в Царствие Небесное, а совращенные проповедью еретического учения души людей были обречены на вечную погибель. Так же, как апостол Павел, святой Августин станет пламенным проповедником теперь уже истинного учения и обличит своим «огненным словом» многих еретиков. Но не сразу.

Августин не мог, как апостол Павел, мгновенно, одним мигом изменить свою жизнь. Особенно же ему тяжело было победить свою главную страсть ― плотскую. Он потом сам признал свою ошибку, сетуя, что надеялся преодолеть свою похоть одним волевым усилием, а не с помощью Божией. Он уже даже собирался жениться, но будущий брак расстроился, так и не успев состояться.

«Друзьями Божиими мы можем стать прямо сейчас»

Однако что же послужило поводом для окончательного разрыва Августина с греховной жизнью? Об этом он тоже подробно писал в своей «Исповеди». Первым толчком стал рассказ его друга о двух знакомых ему юношах, служивших при императорском дворе. Как-то они вышли погулять в парк и набрели на заброшенную хижину, где нашли книгу об Антонии Великом. И стали ее читать. Они были поражены силой и отважностью подвига святого. Друзья тут же задумались о тщетности своего мирского служения. Они подумали: «Пройдет еще много лет, и в лучшем случае чего мы добьемся? Мы можем стать лишь «друзьями императора». А друзьями Божиими мы можем стать прямо сейчас». Так они и сделали, сразу же приняв монашество.

Спустя время святой Августин в скорби, что не может разорвать путы греха так же решительно, прямо сейчас, рыдая, взывал в отчаянии ко Христу. Неожиданно ему послышались какие-то детские голоса, говорящие: «Возьми и читай!» Он вспомнил историю с Антонием Великим, который так же, услышав одну цитату из Евангелия, поспешил ее исполнить. Августин открыл Священное Писание и начал читать. Это было Послание апостола Павла к Римлянам, слова о том, что нельзя предаваться «ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству». И заканчивался стих призывом: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 13-14). Эти слова всё решили.

На Пасху 387 года на тридцать третьем году своей жизни вместе со своим сыном и еще одним обратившимся другом Августин принял Крещение. Таинство совершил епископ Амвросий в Медиолане. Мать Августина, святая Моника, вскоре после этого, словно выполнив свою главную миссию в жизни, спокойно отошла ко Господу. Именно ей Блаженный и посвятил свою пронзительную «Исповедь». Книгу, в которой он молитвенно каялся и скорбел, что так долго не мог разорвать со своей греховностью, что так поздно узнал истину о Христе. Он писал:

«Я медлил с обращением ко Господу. Мою жизнь в Тебе я продолжал откладывать со дня на день, но я не откладывал смерть, ежедневно содевая ее в себе. Я был влюблен в мысль о счастливой жизни, но я боялся найти ее в ее настоящем месте, я искал ее тем, что убегал прочь от нее. Я думал, что был бы невыразимо несчастен, если бы лишился женских объятий, и я никогда не думал о Твоей милости как о врачевстве, исцеляющем эту слабость, ибо никогда не испытывал его… я отгонял от себя эти скорбные слова: «Как долго? Как долго? Отчего не теперь?»»

Марина Чижова

Православие.Fm

Кончина

Счастливая мать стала свидетельницей самого главного события в жизни своего первенца – Святого Крещения. В этом же году из Италии они вместе отправились домой в Северную Африку.

«Уже навис день исхода ее из этой жизни; этот день знал Ты, мы о нем не ведали. Случилось – думаю, тайной Твоей заботой, – что мы с ней остались вдвоем; опершись на подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец в одиночестве, набирались мы сил для плавания. Мы сладостно беседовали вдвоем и, «забывая прошлое, устремлялись к тому, что перед нами”, спрашивали друг друга, пред лицом Истины, – а это Ты, – какова будущая вечная жизнь святых, – «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку”…в беседе нашей пришли мы к тому, что любое удовольствие, доставляемое телесными чувствами, осиянное любым земным светом, не достойно не только сравнения с радостями той жизни, но даже упоминания рядом с ними … Сын! Что до меня, то в этой жизни мне уже все не в сладость. Я не знаю, что мне здесь еще делать и зачем здесь быть; с мирскими надеждами у меня здесь покончено. Было только одно, почему я хотела еще задержаться в этой жизни: раньше чем умереть, увидеть тебя православным христианином. Господь одарил меня полнее: дал увидеть тебя Его рабом, презревшим земное счастье».

Август

387 года

В городе Остии, в возрасте 55 лет скончалась праведная Моника — мать Блаженного Августина

Как бы завершив дело всех своих дней, она отошла к Богу, наказав своим сыновьям не устраивать пышных похорон, а ежедневно подавать за нее поминовение в алтарь.

Замуж по приказу

Любовь — не чувство, а выбор. Сейчас об этом написано множество книг и статей, но святой Монике пришлось открывать эту истину самостоятельно: ее выдали замуж, даже не спрашивая ее мнения. IV-й век — так тогда было принято.

И не в том была проблема, что девушка не встречалась с будущим мужем до свадьбы, а в том, что он — не был христианином. Или, как сказали бы сейчас — был неверующим. То есть она оказалась вынуждена жить с человеком другого мировоззрения, который абсолютно по-другому смотрел на все, что является для человека важным в жизни.

Влюбленные — это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одном направлении. Автор этого афоризма неизвестен, но точно известно другое — Моника была полностью лишена этой радости. Тем не менее, «…она спокойно переносила его измены, — вспоминает Августин, — никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор».

Такие обстоятельства многих могли бы повергнуть в стресс и стать причиной невыносимых страданий. Моника же считала иначе. Жизнь с неверующим мужем — это не проблема, а задача, и в Писании есть рецепты ее решения. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие», — учит святой апостол Петр. Именно так и поступала Моника. Она никогда не перечила ему, зная его вспыльчивый характер. «Она служила ему, как господину и старалась приобрести его для Бога», — пишет святой Августин. В конце концов, она победила. Патриций крестился. Но между этими двумя событиями — свадьбой и крещением мужа — пролегли долгие годы совместной жизни, рождение трех детей, бесчисленные измены мужа и такие же бесчисленные молитвы жены за него.

В случае с Моникой задача обращения мужа в веру была осложнена по крайне мере двумя обстоятельствами. Муж не видел никакой проблемы в том, что он «ходил налево». И, по-видимому, даже не скрывал их, раз его сын говорит про «измены». Чтобы стать христианином, его нужно было убедить в том, что такое поведение — предательство, и от него следует отказаться раз и навсегда. Но что самое сложное — Монике и самой нужно было найти в себе силы простить гулящего супруга. Ей удалось и то, и другое.

Единственный источник сведений о жизни святой Моники — воспоминания ее сына Августина. Он не дает подробных описаний того, как она привела к вере своего мужа. Но можно выделить несколько правил жизни святой, которые дают об этом некоторое представление:

— никогда не упрекать мужа за его недостатки, какими бы страшными они не казались

— искренне его слушаться, считая себя его служанкой

— ни в коем случае не упрекать его в чем-либо, даже если это кажется вполне справедливым

— всегда молиться о нем

Не очень похоже на то, чтобы Моника была счастлива в семейной жизни. Фактически значительная часть отведенных ей лет (а прожила она 56 лет) — это стрессовые ситуации и душевные травмы. Дело не только в том, что муж изменял. Скорее всего, он не раз повышал голос на жену. Ему было с кого брать пример. В других семьях, отношения с которыми поддерживали Моника и Патриций, мужья даже били своих жен, и никто не считал это особой трагедией. По крайней мере, Августин вспоминает, что подружки его матери ходили с синяками. Но Патриций не поднимал руку на Монику, хотя, как вспоминает сын, был очень вспыльчивым человеком. Сейчас сказали бы, что святая обладала эмоциональной компетенцией — знала чувства своих близких, свои собственные и умела эти знания применять с пользой для всей семьи.

Отдельная история — это общение Моники с подружками. Женщины часто жалуются подругам на свою жизнь, в том числе — и на других приятельниц. Моника терпеливо выслушивала их жалобы, но никогда не поддерживала их ворчание или осуждение. «Моя мать сообщала каждой приятельнице то, что содействовало примирению обоих».

Живи Моника в наше время, она собирала бы полные залы на тренинги по личностному росту и искусству общения. Столкнувшись с огромным количеством стрессовых ситуаций, она все эти ситуации спокойно решала, искусно завершая каждый конфликт миром. Но ее главная победа — это спасение сына.

Сандро Боттичелли. Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании. Фреска. Ок. 1480 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *