Чем занять ребенка 2 месяца?

Дети растут так быстро. И порой мы очень хотим с ними позаниматься, поиграть, порисовать и заняться другими полезностями… и думаем: «Так, надо купить какую-нибудь умную книжечку и почитать, разобраться в вопросе развития ребенка, поискать материалы в Интернете.» Потом забываем о наших «хотелках» в бесконечном круговороте дел и забот, и всё — время упущено. Вырос ребенок.

Мне очень хочется помочь каждой маме и каждому папе и немного рассказать о том, как рос наш малыш. Может быть, какая-нибудь информация окажется для вас полезной. Тогда я буду очень рада.

Все что здесь написано, «опробовано» на собственном малыше – Алексее, с которым мы только что с удовольствием прошли замечательный возрастной период от 1 года до 1 года 1 месяца.

Что умеет ребенок в 1 год?

Годовалый малыш способен:

  • произносить самостоятельно легкие слова и имитировать звуки;
  • ходить без поддержки;
  • откусывать и жевать твердую пищу;
  • собирать пирамиду, строить несколько фигур из кубиков;
  • делать лепешки, катать колбаски из пластичного материала;
  • комментировать то, чем занят;
  • пользоваться чашкой и ложкой.

Ребенок в один год имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия. Он по-разному ведет себя с разными людьми и проявляет самостоятельность в выборе и действиях, а также активно выражает эмоции, в том числе негативные.

Самое главное

Развивающие игры и игрушки – это здорово, но все-таки не самое главное. Самое главное и ценное для малыша в этом периоде времени — это МАМА. Эмоциональная связь малыша с мамой — самое ценное для крохи. Это и есть тот фундамент, на котором строятся не только все занятия «развивашки», но и все ваше общение и взаимодействие с малышом. Вы должны чувствовать мир малыша как свой собственный, разделять с ним все радости и тяготы, смеяться и плакать вместе. Вы для него — центр Вселенной.

Хочу Вас кратко познакомить с моим дневником по развитию сына Алексея. Может быть, кто-нибудь в будущем столкнется с похожими ситуациями и улыбнется.

Поведение Алексея. 1 год – 1 год 1 месяц

Алексей стал очень упрямым. Не хочет кушать с ложки. Отбирает ложку и кое-как пытается есть сам. Конечно же, после каждого такого кормления приходится наводить идеальный порядок на кухне. Папа грозно говорит: «И кто из него вырастет?» и смотрит на меня укоризненно.

Во время еды Алексея приходится отвлекать, занимать чем-то ему руки. Для этого дела у меня на кухне стоят специальные игрушки.

Отдельный вопрос — одевание. Крутится как ерш, кричит. Одеть его просто невозможно. Про одевание памперса я вообще молчу. Это настоящий экшен. Приходится отвлекать его всеми возможными и невозможными способами. Кладу его на спину, пытаюсь одеть памперс, в зубах держу что-нибудь (игрушку, тюбик, заколку, бантик…). Алексей, лежа на спине, пытается выхватить у меня этот предмет руками, и я за эти 5 секунд его «лежания на спине» одеваю ему памперс.

Во время плача или бунта выгибается назад.

Иногда кусает меня за плечо, когда я ношу его на руках. Тогда я начинаю специально плакать и говорить, что мне больно. Алексей долго жалобно смотрит на меня и кладет голову на мое плечо.

Научился открывать все полки, везде лезет и все достает. И, конечно же, абсолютно все пробует на вкус.

Посадить его в коляску для прогулки — еще одна проблема. Не хочет садиться, сгибает ноги, кричит. На помощь мне приходит баранка, сушка или печенье. На улице гулять с Алексеем пока сложно. Обычно катается в коляске и немного топает во дворе.

Умения (1 год 1 месяц)

Ходит.
Может сам залезть на детский стул.
Может сам слезть со стула.
Открывает стиральную машинку.
Открывает дверцу духового шкафа.
Если я начинаю пылесосить, Алексей нажимает на кнопку и выключает пылесос.
Включает и выключает свет в каждой комнате (особенно любит это делать, если кто-нибудь в туалете или в ванной).
Вытаскивает штепсель из розетки.
Машет рукой: «Пока-пока».
Хлопает в ладоши.
Нанизывает кольца на пирамидку.
Радостно встречает всех приходящих гостей.
Если что-то стащил у старших сестер, то прячет «добычу» за спину и убегает.
Пинает мяч ногой.
Если хочет кушать, то чмокает губами.
Целует маму — прикладывает губы и произносит: «Пп».

Развивающие игры

Прятки. Одна из самых любимых наших игр. Я громкими топающими шагами ухожу от Алексея и где-нибудь прячусь. Из своего укрытия начинаю его звать. Он хохочет и быстро меня находит. Как только он меня нашел, я говорю: «Ку-ку».

Катание на покрывале. Расстилаю на полу небольшое покрывало и говорю: «Алеша садись, поехали» (первый раз я посадила его сама). Потом начинаю тащить покрывало и говорить: «Брр». Он хохочет и едет очень довольный. В дальнейшем, как только видит, что я беру это покрывало, сразу же на него садится и ждет, когда я его повезу.

Хождение на четвереньках. Я встаю на четвереньки и начинаю так двигаться по комнате, приговаривая: «Мама шла-шла-шла (натыкаюсь на какой-нибудь предмет или игрушку, беру ее в руки, показываю Алексею). Мама рыбку (баночку, котика, морковку…) нашла». Несколько раз поднимаю один и тот же предмет, называю его, показываю Алексею. Потом этот предмет могу куда-нибудь поставить (рядом с Алешей) и спросить: «Где рыбка (бабочка, морковка…)?» Если Алексей не находит предмет, то я сама показываю его. Если находит и приносит мне, то я радостно хлопаю в ладоши и хвалю Алексея.

Игры на коленках. Сажаю Алешу на коленки и начинаю качать его, приговаривая:

По кочкам, по кочкам
По маленьким пенечкам
В ямку бух (раздвигаю ноги, чтобы Алексей немного упал вниз)
Провалился петух.
***
Ехали мы, ехали,
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке,
Темной-темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром — по оврагам,
Днем — по ухабам,
Заехали на горку,
И в ямку бух!
***
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке,
В красной шапке,
По ровненькой дорожке
На одной-то ножке,
По рытвинам, да по кочкам
В одном лапоточке.
Все прямо, да прямо,
А потом вдруг,
В ямку бух!
Раздавили сорок мух!

Целую коллекцию игр для детей этого возраста можно найти в самых разных книжках. Рекомендую:

Татьяна Аптулаева «Развивайка». Во что играть с малышом от 1 до 2 лет. https://www.labirint.ru/books/517786/

Развивающие игрушки

В раннем возрасте у малыша очень активно развиваются доли мозга, отвечающие за базовые сенсорные и моторные навыки. Развитие этих навыков закладывает полноценную основу для дальнейшего интеллектуального развития. Запомните, сначала сенсорное и моторное развитие, а затем — интеллектуальное.

Даже не так, повторимся, сначала эмоциональное развитие, далее сенсорно-моторное и только лишь потом — интеллектуальное.

Основные сенсорные системы человека: зрение, слух, осязание (тактильное восприятие), обоняние. А это означает, что малышу необходимо смотреть, разглядывать, слушать, трогать, щупать, нюхать, пробовать на вкус! Когда это происходит, малыш начинает гораздо лучше ориентироваться и понимать окружающее его пространство.

Связка «глаза-рот-рука» — один из самых важных инструментов познания окружающего мира для детей раннего возраста.

Учите малыша обследовать предметы: рассматривать их, ощупывать, прислушиваться к звукам.

Любимые игрушки Алексея в период от 1 года до 1 года 1 месяца

1. Сенсорная коробка.

Сенсорная коробка – емкость с наполнителем, основная цель которой состоит в развитии сенсорной системы малыша.

В интернете можно найти замечательные блоги, где рассказывается о сенсорных коробках и о том, как их сделать своими руками:

На фото — первая сенсорная коробка Алексея.

Состав коробочки: кубики Лего Дупло, детали Мозаики, камешки, ракушки.

Камешки и ракушки были приобретены в магазине демократичных цен Fix Price. Стоимость трех пакетиков — 150 рублей.

Здорово, если в вашей сенсорной коробке будут предметы мягкие, твердые, шершавые, гладкие, колючие, тянущиеся, гремящие, пищащие.

2. Мамины сокровища.

Раскладываем на полочку все мамины кремики и даем ребенку корзины для перекладывания сокровищ. Алексею очень нравилась эта игра (раскручивать тюбики он пока не умел).

3. Веселые матрешки.

Детки раннего возраста обожают матрешки. Алексей с удовольствием разбирает матрешку. Пытается ее собрать. Со сборкой пока, конечно же, проблема, но что-то уже получается.

Несколько ссылок на матрешки в Интернет-магазинах:

Матрешки можно не просто собирать и разбирать, но и показывать с их помощью сказки. Сейчас в продаже очень много матрешек, сделанных по мотивам русских народных сказок.

4. Пирамидка.

Замечательная игрушка для деток раннего возраста.

Несколько ссылок на пирамидки в Интернет-магазинах:

5. Стучалка.

Алексей обычно берет молоточек и начинает колотить им со всей силы. Сначала он не попадает в цель, но, не смотря на это, не останавливается. Как только он забивает все шарики, мы радостно хлопаем в ладоши. Стучалка — отличная забава для мальчиков.

Несколько ссылок на стучалки:

И напоследок. Дорогие родители, запаситесь терпением. Малыш становится полновластным хозяином дома. Он больше не лежит мило в кроватке. Он «везде», «всюду», все открывает, достает, и, конечно же, все пробует на вкус.

И помните, что связка «глаза-рот-рука» — одна из самых важных для познания окружающего мира. Другого способа развития просто не существует.

Ольга Рыболовлева

Разговор №1

Ханна и Рома Мерцаловы, родители Эммы (2,5 года).

Ханна недавно вышла из декрета на офисную работу, но через месяц всех работников отправили на изоляцию. Уже третий месяц Ханна и Рома работают из дома и сидят с дочкой, ведь детский садик тоже закрыт.

— Как вы отвлекаете Эмму, когда вам нужно работать?

У нас всё наоборот: Эмма нас пытается отвлечь от работы, а не мы её, потому что на неё ничего не действует. Ей нужно только наше внимание и больше ничего. Иногда она смотрит мультики по пять минут, но потом начинается всё заново. Поэтому лучше у Эммы спросить: «Скажите, как вам удаётся играть с родителями всё время, пока они работают? Почему ваших родителей до сих пор не уволили, и вы все не стали бомжами?».

— Как можно справиться с раздражением? Не будешь же кричать на ребёнка?

Будешь кричать. Но ты просто стараешься делать это как можно меньше и контролировать свои эмоции. Несмотря на то, что ты взрослый разумный человек, иногда сложно сдержаться. Потом ты винишь себя за это, извиняешься перед ребёнком. Если это делает один из нас, то второй обязательно попросит успокоиться.

Помогает, когда вас двое. Вот сейчас, например, я занимаюсь Эммой, потому что у Ханны звонок по работе. Если у меня нет времени, она подхватывает. А если у обоих нет времени, тогда наша квартира превращается в ад, и начинается хаос. И ты ничего не можешь сделать. С марта мы так и живём.

Разговор №2

Анна Апанасова, мама Артёма (12 лет) и Юры (12 лет).

Аня начала работать из дома почти сразу, как родились мальчики. Всё это время она строила бизнес и параллельно воспитывала детей. Сейчас, когда школы закрыты, они вчетвером (с мужем вместе) всё время проводят в одной квартире.

— У вас дома сейчас сразу двое мальчишек в том возрасте, когда их уже не отвлечёшь, но и сами они не понимают, чем заняться. Как быть?

Сейчас эта проблема актуальна, как никогда, потому что и дети дома и постоянно бесятся, и работу никто не отменял. Нам помогают только телефоны, планшеты, компьютеры. Плохо, что они всё время в гаджетах — я это понимаю, но что мне делать? Артём много рисует по обучающим видео на YouTube, Юра на гитаре учится играть.

Когда они были совсем маленькими, мне никто не помогал. Так что мальчишки у меня были спартанцы, сами со всем справлялись. Я им мультики включала, клала рядом с собой, давала игрушки. А чтобы не уползли, сажала в манеж, пока работала. Придумать что-то сверхъестественное тогда не могла. Теперь жалею, что время упущено: сейчас и денег побольше, и времени, есть машина, чтобы поехать куда-то.

Надо с ними общаться, играть, но у меня не получается, честно. Я, скорее, придерживаюсь принципа «чем бы дитя не тешилось»… Не знаю, что ещё добавить, потому что всё равно в комментарии придут идеальные мамы, которые всё обгадят.

Поразительно то, как в определённые периоды младенцы начинают делать определённые вещи. Совершенно завораживает эта волшебная сила, под воздействием которой вот уже второй мой сын в 10 месяцев начинает сосредоточенно запихивать прищепки в бутылку с широким горлышком. Почему именно сейчас? Две недели назад ему это было безразлично, я проверяла. А теперь сидит, пыхтит, старается…
Конечно, я знаю теорию. Дети изучают свойства предметов и их назначение в культуре: что вообще можно сделать с ложкой, а что делают с ней взрослые, и какие они, эти свойства, вообще бывают? Они познают постоянство объекта, осваивают последовательные действия, решение задач. Но всё равно удивительно.

Я собрала небольшую копилку интересных занятий для детей примерно от 1 до 1,5 лет (что-то пойдёт уже в 10 месяцев, что-то около полутора) — таких, которые легко организовать и которые смогут занять малышей хотя бы минут на пять, чтобы я могла спокойно выпить чашечку чаю.

1. Засовывать что-нибудь в прорези

— прищепки в горлышко бутылки (сначала лучше широкое)
— коктейльные трубочки/счётные палочки в дырки, проделанные в пластиковой крышке жестяной банки
— мелкие игрушки/мячики в прорезь в виде звезды в ней же
— большие пуговицы/крышки от пюре в прорезь в картонной коробке
— тыкать спагетти в дырки дуршлага
— «кормить» картонное существо макаронами, желудями и т.д. через прорезанный рот

2. Втыкать разные палочки

— спички/счётные палочки в Play Dough, солёное тесто, фрукты
— вставлять их между штырьками пластикового ёжика — подставки для карандашей (или нанизывать на эти штырьки трубочки)
— вдавливать макароны или маленькие фигурки в солёное тесто
— всовывать закрытые фломастеры во вставку от мультиварки (в ней дырочки для готовки на пару)
— вставлять трубочки в дырки пластиковой корзины для покупок

3. Вкладывать ёмкости друг в друга, надевать одно на другое

— пластиковые и бумажные стаканы, контейнеры
— ложки в чашки, чашки в миски, разные предметы — в кастрюльки
— нанизывать CD диски на подставку со штырьком, снимать их
— строить башенки из кубиков, контейнеров и всего, что под руку попадётся
— ближе к полутора годам некоторые уже способны играть со шнуровками (нанизывать макароны, продевать шнурок в разные дырочки)

4. Прицеплять и отцеплять

— расцеплять липучки, прицеплять к ним помопончики (можно сделать картонных зайцев с хвостами-липучками, а можно просто так)
— разъединять детали лего, игольчатого конструктора и т. д.
— отлеплять помпоны от липкой стороны скотча
— отцеплять прищепки друг от друга, с верёвочки, с картонки
— позже — прицеплять прищепки друг к другу, картонным заготовкам (солнышко, ёжик), носочкам на верёвке

5. Наблюдать, как что-то (или кто-то) появляется и исчезает, открывать и закрывать

— залезать в картонную коробку, а ещё — выглядвать из прорезанных в ней окошек
— проползать через тоннель (можно сделать из туристического/фитнес-коврика)
— потрошить «волшебный мешочек», в который мама кладёт разные мелочи (старые ключи, деревянную ложку, махровый носочек, шершавую губку для посуды и т. д.) и время от времени меняет содержимое
— кидать мягкие помпоны/мячики через прилепленный к стене тубус от туалетной бумаги (прилепить лучше малярным скотчем — он не оставляет следов, если его не мочить)
— вытягивать салфетки из упаковки
— доставать мелкие игрушки из носков
— раскрывать предметы, завёрнутые в фольгу или упаковочную бумагу
— извлекать что-то, завёрнутое в тесто
— доставать из картонной коробки с небольшой прорезью тряпочки и шарфики
— вытягивать привязанные ленточки или мохнатую синельную проволоку из вкладки для мультиварки
— откручивать крышки бутылок

6. Подражать взрослым и изучать взрослый мир

— возить пылесос, веник-совок, тряпку
— свободно копаться на нескольких полках с безопасными предметами

— укачивать, кормить, купать, укладывать, возить в колясочке кукол и зверушек (иногда машинки и разные другие предметы)
— мешать ложкой «кашу» в кастрюле
А какие игры любят ваши дети этого возраста?
Внимательно следите за детьми во время игр.
Все очень просто. Обычно та игрушка, которая умным взрослым кажется слишком примитивной, и есть самая важная и полезная игрушка для ребенка от одного года до двух лет.
Главное, чтобы игрушка отвечала потребностям и возможностям малыша, а не становилась воплощением детской мечты папы или мамы о хитром сборном паруснике или о крошечной фарфоровой посуде. Также обращайте внимание на качество игрушки — как только начинает заедать то, что должно двигаться, и отваливаться то, что должно быть крепко закреплено, ребенок теряет к игрушке интерес и, помня негативный опыт, не прикоснется к другой подобной игрушке, пусть даже более качественной. Игрушка для малыша должна быть безопасной, легкой, удобной для маленьких ручек, желательно, сделанной из натуральных материалов известным вам производителем.
Так какие игрушки необходимы ребенку от года до двух? Их десять!
1) Мяч. Самая простая и самая универсальная игрушка, активную игру с которой дети от года просто обожают. Мяч можно толкать, он скачет, «убегает», катится, ударяется. К тому же, когда ребенок носит мяч или бросает его, его ручки становятся крепче и послушнее.

Прекрасная игра для малыша – спрятать мячик и искать. Еще идея — вылавливать маленький мячик небольшим половником из наполненной водой миски. Также можно пытаться забросить мячик в корзину или в ведро. Если мячик мягкий — нет риска что-нибудь разбить или попасть по голове кому-то или себе.

2) Сортер – очень интересная и нужная игрушка при условии, что она не перегружена «окошками». Не следует выбирать сортер со сложными элементами. Начинайте с простого. Помните: ребенок полюбит игрушку при условии, что сам сможет справиться с задачей. Сортеры, много лет назад придуманные педагогом Марией Монтессори, сегодня пользуются огромной популярностью именно за возможность «решить головоломку» благодаря выделению определенного признака предложенных деталей — чаще всего цвета и формы.

Кстати, сортер совсем несложно сделать в домашних условиях. Например, можно предложить ребенку две емкости – одну круглую, а другую квадратную — и множество крупных пуговиц (тоже круглой и квадратной формы) – пусть сортирует. Можно взять две (а потом и три, и четыре) формы для льда разных цветов и предложить ребенку раскладывать цветные помпоны (продаются в магазинах для творчества) по цветовому признаку – красные помпоны в красные ячейки, желтые – в желтые и т.д.

3) Матрешка. Развивающая игрушка, известная еще нашим прапрабабушкам. Бывает в виде домика-теремка, разных животных, ну и классическая, конечно. Пока ребенок слишком мал, есть смысл для безопасности на время убрать самые мелкие детали и либо выдавать их, когда малыш подрастет и перестанет все тянуть в рот, либо играть ими под четким контролем взрослого.

4) Пирамидка должна быть у каждого малыша.Это игрушка, которая с каждым днем добавляет ребенку знаний и умений: сперва он просто учится снимать элементы с основания, но постепенно сможет нанизывать их в соответствии с цветом и размером. Так вслед за развитием мелкой моторики, малыш начинает логически мыслить. Пирамидки могут состоять не только из цветных колец. Например, есть очень интересные квадратные пирамидкии пирамидки-кубики.

5) Рамка-вкладыш (пазл-вкладыш). Эта игрушка настолько нравится детям, что есть смысл купить сразу несколько, и когда ребенок освоит самые простые рамки-вкладыши, предложить ему более сложный вариант. Бестселлер, конечно, это магнитная рыбалка. Кстати удочка из магнитный рыбалки, на конце которой тоже есть магнит, — это повод поиграть и в другие увлекательные для ребенка игры. Например, можно вылавливать из миски магниты,снятые с холодильника, или изучать дом, обнаруживая: на удочку отлично ловится пряжка от папиного ремня, холодильник, застежка на маминой сумке, но совсем не ловятся деревянные двери, картины на стене, тапочки и домашний кот.

6) Каталка– возможность научиться быстро и уверенно ходить, не падая на каждом шагу и не сбивая на своем пути стулья и прохожих.

7) Игрушки для ванной. Наполненная резиновыми игрушками ванная — это мир, из которого ребенка непросто вытащить. Но и не спешите это делать. Естественное закаливание и расслабляющие процедуры можно совмещать с развитием речи, наблюдательной активности и моторики — рассматривая, трогая, изучая и называя игрушки. Благодаря разным фактурам игрушек, расширяем тактильный опыт, узнаем понятие «мокрый-сухой» ну и преодолеваем страх воды, если такой есть.

8) Шуршалки и другие звуковые игрушки необходимы для развития слуха и воображения, а также для развития речи. Однако избегайте игрушек, издающих неестественные, слишком громкие и раздражающие звуки. Делайте выбор в пользу несложных детских музыкальных инструментов, таких как ксилофон, маракасы, бубен, дудочка, барабан.

9) Пазл для развития логического мышления. Самый первый пазл — это два элемента, которые нужно соединить. К двум годам ребенок сможет соединять вместе уже 4 элемента пазла, будет делать это быстро, с улыбкой, по памяти, которую отлично натренирует, собирая пазл снова и снова. Важный момент — ребенок должен собирать что-то простое и знакомое. Это может быть животное, которое он встречает на улице или в любимой книжке, какой-то предмет мебели или игрушка, которая есть у ребенка в детской.

10) Книжка-картонка. У каждого малыша должны быть любимые книжки, которые можно рассматривать бесконечно.

При копировании материала, ссылка на сайт https://ponaroshku.ru/blog/ строго обязательна и должна стоять перед текстом!

Геометрические пирамидки

Требования: не менее трех-четырех основных форм: квадрат, круг, треугольник. Материал — хорошо обработанное дерево (без сколов).

На сколько хватит: до шести лет.

Вкладыши (геометрические пирамидки) отлично развивают мелкую моторику, а также знакомят кроху с геометрическими формами. После того как ребенок начнет легко отличать круг от квадрата, а треугольник от прямоугольника, усложните задание: сыграйте с ним вслепую: предложите узнать фигуры на ощупь.

Кубики или простой конструктор

Требования: самые простые, деревянные, мягкие или пластиковые, яркие, легкие, ровные.

На сколько хватит: до шести лет.

Развиваем пространственное воображение, фантазию, продолжаем знакомство с фигурами (теперь с объемными). А еще строим домики для кукол и зверей, башню до небес, дорогу для машин, учимся симметрии и конструированию.

Фигурки людей и животных

Требования: экологичные (лучше деревянные), легко узнаваемые, легкие.

На сколько хватит: до четырех лет.

Создаем свой мир, учимся играть, разбираемся, кто и как называется, кто и чем отличается, кто где живет. Отличное пособие для игр и общения с малышом, превосходно заменяющее телевизор и канал Discovery. Тренирует фантазию не только ребенка, но и родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *