Чувашские куклы своими руками

Очень долго я собиралась, но всё-таки решила выставить свою работу на конкурс. В мастер-классах я ещё новичок. Очень трудно всё пришлось, но всё же… Сначала я хотела показать, как сшить один национальный костюм, но в итоге решила показать и то, как сшить куклу. И вот что у меня получилось. Не судите строго, но хочется узнать, какие ошибки я допустила в работе. Хотела показать, как вязать набедренную повязку и как сделать туфельки, но не хватает места. Панталончики и туфельки сделаю в следующем мастер-классе. Приятного просмотра

Спасибо. Начинаю.

Мордовский национальный костюм (Эрзя)

Материалы для изготовления:

  • Ситец
  • Бязь для туловища куклы
  • Атласные ленты
  • Кружева
  • Нитки
  • Пряжа «травка» для волос и чёрная для набедренного украшения (пулай)
  • Иглы
  • Ножницы
  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Дермантин
  • Кож.заменитель
  • Синтепон
  • Крючок

1. Рубаха (2 детали) – 40х10 см.

2. Рукава (2 детали) – 9х10 см.

3. Ластовица (вставка под мышкой в рубашке) – 4х4 см.

4. Фартук (2 детали) – 10х9 см.

5. Задняя часть шапки (сорока) — 8х13 см. 4.

Начинаю с пошива куклы.

Детали выкроек без припусков на швы

Выкраиваем детали, не забывайте делать выкройки по долевой нити.

ШЬЁМ ТУЛОВИЩЕ И НОГИ

Прострачиваем детали, сложенные вдвое, обрезаем припуски. Надрезаем в углах на 2 мм, не доходя до швов. На деталях ног не прострачиваем низ

В детали ног вставляем стопу и прострачиваем, разрезаем в верхней части ноги одну деталь для выворачивания. Следите за тем, чтобы не разрезать обе детали с одной стороны.

ШЬЁМ РУКИ

Выкраиваем детали рук по долевой.

Прострачиваем швы. Можно оставить отверстия сбоку руки, для выворачивания, а можно прострочить всё, а потом так же как в ногах надрезать одну часть. Тоже нужно следить за тем, чтобы разрезы у каждой руки были с разных сторон.

ШЬЁМ ГОЛОВУ

Сначала прострачиваем вытачки.

Затем совмещаем контуры затылка и прострачиваем ту сторону, которая обозначена штриховкой.

Разворачиваем затылок, складываем детали переда и затылка, совмещая контуры, и прострачиваем, оставляяя внизу отверстие для выворачивания.

Выворачиваем все детали куклы. Для этого пригодится палочка от суши.

Набиваем куклу синтепоном или холофайбером.

Зашиваем «потайным швом» отверстия на туловище, руках и ногах.

Шею вставляем в голову кукле и тоже пришиваем «потайным швом», пришиваем руки и ноги. Я использовала для этого пуговицы (с ними кукла может сидеть). Можно и без них.

Кукла готова.

Приступаем к изготовлению костюма.

Выкройки шапки «Сороки», ластовицы и ботиночек.

Мордовский национальный костюм.

Немного истории. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. У мордвы четко прослеживается геометрия вышивки — использование ромба, квадрата, прямоугольника. Основным элементом орнамента вышивки является ромб. Ромб является универсальным символом, который имеет несколько значений при сохранении главного смысла, как знак благоденствия, изобилия, плодородия. Самый удивительный знак — розетка. Солярный знак — символ солнца, имеет 4 части, точно указывает на стороны света.

Эрзя

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой — сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.

Начинаем шить рубаху, вырезаем детали.

На рукавах, с одной стороны (низ рукава) загибаем по 0,5 см. на лицевую сторону и пришиваем кружева.

Совмещаем середину рубахи и рукавов и пристрачиваем рукава к одной и другой части рубахи.

При сшивании двух сторон рубахи не зашиваем до конца верх и низ. Вырезаем горловину.

Отмеряем по своему вкусу расстояния от краёв рубахи (но не слишком близко к краю) и пристрачиваем вдоль тесьму.

Пришиваем тесьму к горловине и снизу впереди рубахи. Пришиваем ластовицу.

Складываем рубаху пополам и прострачиваем края рубах, не забывая о ластовице.

Вот что у нас получается.

Горловину обрабатываем тесьмой.

ШЬЁМ ПЕРЕДНИК (икельга паця)

Выкраиваем 2 детали 9 х10 см.

К одной детали пришиваем тесьму.

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь.

Сшиваем с трёх сторон, верх остаётся не зашитым (извините, здесь машинка стала немного плохо шить).

Выворачиваем и по верху пришиваем косую бейку.

ШЬЁМ ПАНТАЛОНЧИКИ

Выкраиваем две детали панталончиков (на выкройке дана половина детали).

Прикладываем выкройку к сгибу ткани. Разворачиваем и дорисовываем вторую сторону.

Складываем детали вместе, лицевыми сторонами внутрь, совмещая контуры и прострачиваем бока, как показано на фото.

Пришиваем снизу к каждой детали кружева.

Растягиваем детали и прострачиваем ширинку.

Обрабатываем края. Подгибаем верх на 1 см. (чтобы влезла резинка) и прострачиваем, оставляя отверстие для вставления резинки.

Вставляем резинку. Панталончикки готовы.

ШЬЁМ ШАПКУ «СОРОКА»

Выкраиваем две детали шапки (обратите внимание, что сгиб ткани снизу).

На одной детали пристрачиваем тесьму, кружева.

Складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Выворачиваем, зашиваем дырку и вставляем одну половинку шапки в другую.

Делаем ещё одну деталь 12х6 см для позатыльника, пристрачиваем на одну часть так же ей тесьму снизу, затем складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Выворачиваем и пришиваем к задней части шапки, украшаем её пумпонами, бисером, пайетками.

ВЯЖЕМ НАБЕДРЕННОЕ УКРАШЕНИЕ (пулай), кто не умеет вязать, может сшить его из чёрной ткани.

1 ряд. Вяжем 20 воздушных петель.

2 ряд. Вяжем столбики с накидом, через 1 петлю, весь ряд.

3-5 ряд. Повторяем рисунок 2 ряда.

Привязываем шнурок сверху, украшаем пулай тесьмой, пайетками и бисером.

ОДЕВАЕМ НАШУ КУКЛУ

Старинный быт:

Информационная.

Познакомить с элементами старинного чувашского костюма, его функциональным характером.
Познакомить с типами и формами одежды; самые древние наряды, дошедшие до нас.
Кĕпе-саппун. Çиелти тум. Праздничные наряды. Познакомить с новыми словами. Чувашская народная одежда и украшения – богатейшая сокровищница
материальной и духовной культуры прошлого.
Чувашские народные праздники:

Информационно-практическая.

Традиционные народные праздники и обряды. Календарные праздники. Обучающиеся должны уметь названия месяцев, дни недели, сутки на чувашском языке.
Нартукан, крещение- кăшарни, масленица – çăварни, вирĕм, сĕрен, калăм, мăнкун, акатуй и другие.
Чувашские народные промыслы

Информационно-практическая.

Нарисовать несколько орнаментов вышивки. Раскрасить узоры вышивки. Сравнить орнаменты нескольких полотенец. Изготовить из глины и пластилина несколько видов игрушки.
Научиться вышивать крестиком. Знать чем красили нитки. О ткацком станке.
Дом. Двор. Поселение.

Информационная.

Дом – материал, конструкция, орудия труда; обряды со строительством. Интерьер жилища, мебель, светильники. Духи дома. Двор: хозяйственные постройки, баня, духи двора.
Детство. Семья.

Информационно-практическая.

Обряды рождения и детства. Имена. Чувашская семья. Элементы этнопедагогики. Кăмăл. Разучивание игр. Практическая работа по изготовлению игрушек. Основными материалами для изготовления игрушек в чувашской деревне являлись глина, дерево, солома, ткани.
Пища.

Информационно-практическая.

Пища является важной составной частью материальной культуры. Приготовление традиционных блюд чуваш, выставка. Обучающиеся должны уметь названия жидких первых блюд, вторых блюд, молочные продукты. Кулинария чувашей продолжает пополняться новыми блюдами, в то же время рецепты чувашских блюд воспринимаются другими народами. Деревянная утварь, глиняная посуда, посуда из металла.
Чувашский детский фольклор

Информационно-практическая

Дети в раннем возрасте способны эстетически воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки. Одним из самых эффективных средств эстетического
воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр – сказки. В сказках дети слышали поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно.

Журнал и кукла в придачу

Приятную неожиданность преподнес читателям журнал «Куклы в народных костюмах». Первый его номер в этом году полностью посвящен культуре Чувашии и представлен куклой в девичьем наряде чувашки.

НАИГРАВШИСЬ, ПОЧИТАЙ

Издается журнал второй год, и каждый его номер сопровождает коллекция фарфоровых кукол ручной работы в традиционных нарядах народов России или стран СНГ. Как говорится, в одном флаконе и богато иллюстрированные статьи, и кукла в костюме, который воспроизведен в мельчайших деталях по эскизам специалистов. На игрушку действительно засмотришься. Кукла-чувашка с необычным головным убором – из ткани с блестками. Передник в клетку. Сам костюм в бело-красных тонах. На ногах – коричневые сапожки.
А начнешь знакомиться с текстами, не оторвешься, пока не дочитаешь до конца. Ведь каждый костюм – это рассказ об эпохе, регионе, обычаях и культуре. Вы узнаете о культуре одежды, об особенностях ее ношения, о красноречивом языке народного костюма. Есть и немало интересных историй об играх, игрушках и развлечениях чувашского народа. Познав, чем развлекали себя люди, можно лучше понять их самобытность.
Конечно же, дан подробный разбор костюма. И все вместе – увлекательный и познавательный рассказ о Чувашии, чувашском народе.

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ

Как не запомнить рассказ про белую материю. Из нее шили не только рубашки, но и большую часть верхней одежды. Этот цвет был символом чистоты. Белую одежду надевали не только в праздники и во время религиозных обрядов, но и на полевые работы. Домотканое платье из пестряди (ткань из разноцветных ниток) темных расцветок появилось у низовых чувашей лишь в середине 19-го века. Сначала из практических соображений такую одежду носили только в будни, она была немаркой. Однако цветные платья запрещалось носить, например, во время цветения ржи.
По женской одежде, рассказывает журнал, можно было определить, замужем ее владелица или нет, к какой территориальной группе народа она принадлежит, узнать материальный достаток семьи и даже сколько у женщины детей. Про одежду чувашек в старину говаривали: «На ногах лыко, на голове серебро». Однако в начале 20-го века лаптям нашли замену: праздничной обувью стали резиновые галоши, надевавшиеся на чулки. По чувашскому свадебному обряду невесту одевали в девичью одежду и накрывали вышитым покрывалом. В первую брачную ночь молодых запирали в клети. Жена по обычаю должна была разувать мужа. Наутро молодую одевали уже в женский наряд, покрывали голову сурпаном. Вот такими подробностями порадовали редакторы номера. Коллекция «Куклы в народных костюмах» создана при участии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, а также Петербургского музея кукол.

История чувашского национального костюма

Составная часть культуры чувашского народа – одежда и украшения – выступают в своем развитии как памятники, созданные человеческим трудом в течение тысячелетий.

Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю (нательную). По форме она (особенно женская рубаха) подразделяется в соответствии с этнографическими группами – тури (верховые чуваши), анат енчи(средненизовые) и анатри (низовые чуваши). Хотя по набору предметов одеяния одежда всех групп однородна, имеется много локальных особенностей в покрое, орнаментации, композиции и приемах изготовления, цветовом сочетании и способах ношения.

Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Материал для одежды в основном изготовлялся в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста, а из холста среднего качества – рабочую рубаху, шаровары.

В 19 веке у низовых чувашей распространяется крашенина – окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь – холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, полоску и т.д. У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей, из белого холста.

В конце 19 – начале 20 веков для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток. Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.

На тело непосредственно надевали рубаху. Наиболее распространённым и, безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах.

Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и заднее полотнища, боковые клинья, вырез для шеи – ворот, рукава, ластовица – клин, вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол. Варианты полкроя рубашки: рубашка с цельным или отрезным остовом, разная форма воротника (без воротника, со стоячим воротником, с отложным воротником), наличие кокетки и т.д.

Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза, на концах рукавов, подоле. Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи.

Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей во время языческих молений. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали.

Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. До середины 19 века они изготовлялись из белого холста. В покрое рубашек разных этнографических групп существовали различия.

Так, нагрудная часть рубашек анатри и анат енчи часто дополнялась прямоугольной вставкой. Разными были узоры, их цветовое сочетание и техника выполнения.

Длина рубахи у всех групп доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом. Вышивка рубашек низовых и средненизовых чувашей плотная, верховых – ювелирная.

Первые свои рубахи украшали медальонообразными или ромбовидными узорами, у вторых – вышитыми лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см.

В древности узоры – круг, ромб, розетка – имели символическое значение солнца. Рукава, подол и наспинная часть состояли из фигур, где вышивка находила гармоничное сочетание с нашивками из домотканой бордово – красной тесьмы. В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись все наряды по композиции и цветовому колориту узоров.

Платье носили с фартуком или передником. Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева). Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорно тканым поясом. Верховые чувашки одновременно повязывали три пояса: на платье, поверх напуска платья и затем поверх фартука.

Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. В группах анатри и анат енчи носили один пояс с украшенными концами.

Чувашский народный костюм

Одеяние девушки составляли кeпе (рубашка без кeскe — медальонообразных нагрудных узоров) с односторонними или двусторонними сунтaх, платок, яркaч, пиcиххи, головной убор тухья (у низовых с шишечкой, у верховых без этой детали), мaй cыххи (повязка — часть тухйи), тевет, сaрка (серьги), шaрcа, cуха (шейные украшения), ceрe, сулa, шълкеме, тeкeр и др. Отличительным элементом костюма невесты служил пeркенчeк (покрывало). Костюм девочек находил сходство с одеянием девушек, кроме украшений и вышивки.

Мужчины носили кeпе, йeм, сапоги, валенки, шляпу, шапку, а жених — cулaк, кeръ тутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали в костюмы, идентичные одежде взрослых, но без принадлежностей ритуального характера.

Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний должны были быть в вышитом халате шупaр. Предводители обрядов в руках держали хулa (прутик) или пилеш турачe (ветку рябины), что идентично с древнеиранским барэсманом (пучок прутьев, который жрец держал во время обрядовых действий).

Костюм вирьял относится к финно-угорскому типу одеяния, точнее, к костюму горных марийцев. Костюмы анатри и анат енчи близки друг к другу. Все три вида по своим происхождениям древние. Их параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии. Самые разные сходства встречаются в женских статуэтках древних земледельцев южных областей Средней Азии (4—3 тыс. до н.э.). Близкие параллели обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистических государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.) и особенно в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии — Тохаристана Кушанской эпохи (индо-парфянское искусство, 2 в. до н.э. — 4 в.н.э.). Одинаковые принципы орнаментирования и ношения наблюдаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.

В основе древней структуры костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.

В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.

Ефимова, А. А. Методика использования народных традиций в изготовлении девичьего национального головного убора тухья / А. А. Ефимова // Народные сказки и легенды в системе технологического образования и в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары, 2011. – С. 62-68.

Соколова, Светлана Георгиевна. Особенности эстетики изготовления головных уборов для женщин у древних чувашей / С. Г. Соколова // Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников : Учеб. пособие для психолого-пед. фак. вузов / С.Г. Соколова. — Чебоксары : Изд-во ЧГПУ, 2002. — С. 46-57.

Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения.

Происхождение и функции чувашского народного костюма

Чуваши – народ тюркской языковой группы, проживающий в Поволжье: в Чувашской республике, Татарстане, Башкортостане, в Самарской и Ульяновской областях. Этот небольшой по российским меркам народ бережно хранит свои традиции. Чувашский народный костюм – национальное достояние! Некоторые образцы нарядов сохранились с XVIII века! Бабушкины и дедушкины наряды надеваются по большим национальным праздникам и являются предметами гордости владельцев.

Традиционный костюм – традиционные материалы

По вековым традициям одежду чуваши делали сами. Полотно из конопли и льна, овечью шерсть ткали женщины в каждой семье. Девочек прясть, ткать и вышивать учили с детства. Для шитья верхней одежды использовали домашнее сукно, кожу, войлок.

Основным цветом в одежде был белый – естественный цвет полотна. Для придания большей белизны ткани выкладывали на снег ранней весной под яркие лучи солнца.

Цветные нити для вышивки получали окрашиванием пряжи отварами из коры дуба, корней и листьев марены и других растений.

Рубахи кепе из конопляного полотна носили и мужчины и женщины. Отличались они длиной, разрезом по вороту и обережной вышивкой.

Особенности женских нарядов

Летняя одежда

На женских рубахах вырез ворота был посредине, в орнаменте – обереги в виде Солнца. Считалось, что особые узоры защищают от злых духов. Вышивка и тесьма, которой закрывались швы, были чаще всего красного цвета. Он символизировал жизнь. Женщины поверх рубах носили фартуки или передники, тоже обильно вышитые. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч узоров! На ноги надевали штаны, так как длина рубахи была примерно до середины икры. Комплект дополняли пояс сара и украшение на бёдрах яркая с вышивкой шёлком и шерстью, с бахромой. Орнамент символизировал устройство Вселенной.

Тёплая одежда

Верхней «демисезонной» одеждой у женщин были кафтан-халаты или суконные кафтаны. Зимней одеждой – овчинные шубы в талию.

ВАЖНО. Чем больше сборок было на шубе, тем богаче её хозяйка: больше шкур использовано при пошиве!

Одежда для девочек

По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. С 12-14 лет девочки сами готовили приданое.

Головные уборы

Тухъя – шапочка незамужних девушек — похожа по форме на русский воинский шлем. Вышивка, бисер и прикреплённые в особом порядке монеты закрывали всю поверхность шапочки. Тухъи носили до замужества, а потом передавали младшей сестре.

Замужние женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой. По праздникам – хушпу: шапку, полностью покрытую бисерной вышивкой и серебряными монетами. От затылка до пояса (иногда и ниже) к хушпу прикреплялась хури – широкая полоса также с рядами монет и бисерной вышивки. Чем длиннее хури, тем богаче её обладательница.

Особенности мужских костюмов

Летняя одежда

Мужские рубашки кепе имели разрез ворота справа. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу. В узоре присутствовали символы неба и огня. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.

Тёплая одежда

Мужской «демисезонной» одеждой были холщевые, суконные кафтаны или халаты. Зимой вместо полотняных надевали суконные штаны и овчинные шубы керек.

ВАЖНО. Богатые чуваши к шубам добавляли тулуп из чёрной овчины.

Одежда для мальчиков

Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи – единственное украшение.

Головные уборы

Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали.

Обувь

Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин.

Свадебные наряды невесты и жениха

Особенно красивыми были свадебные наряды.

Женское свадебное одеяние с головным убором, ожерельями, нагрудными украшениями, браслетами, подвесками, кольцами весило около пуда (16 кг)! Поверх невесту накрывали белым покрывалом перкенчек с ритуальной вышивкой. В процессе свадебного обряда невесте девичий головной убор меняли на женский.

Жених одевался в расшитую рубаху, кафтан с поясом синего или зелёного цвета, сапоги и меховую шапку с монетой впереди.

ВАЖНО. Особым предметом был платок, который жених носил на плечах с момента успешного сватовства до самой свадьбы. Платок вышивала девушка заранее, а отдавала жениху. Это означало, что она согласна выйти замуж.

Особенности национальных нарядов разных этнических групп

Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри.

Анатри

Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку – обычное явление. Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. Шапочка тухъя остроконечная, как воинский шлем, с наушниками, вышивкой из бисера и большим количеством серебряных монет. Сурпан замужней женщины анатри очень большой – до 2,5м. Его украшали позументом, лентами, кружевами, и конечно, вышивкой. Закреплялся он повязкой пус тутри.

Анат-енчи

У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, жёлтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой. Тухъя анат-енчи очень похожа на шапочку анатри, но без острого кончика на макушке. Сурпан — уже и короче, чем у анатри, украшался кумачом, вышивкой и кружевом. Закрепляла его повязка масмак.

Вирьял

Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, тёмные тона зелёного, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически. Тухъя вирьял богато вышита, но серебра на ней гораздо меньше, чем у более южных соседей. Сурпан, по сравнению с предыдущими, был маленьким (всего 1,2-1,5 м) и узким. Его украшением была двухсторонняя вышивка с геометрическим узором, бисер и бахрома. Масмак – в виде узкой полоски цветной ткани, вышитой символами сотворения мира.

Презентация «Чувашский национальный костюм»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

МАДОУ детский сад №35 «Теремок» комбинированного вида р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Чувашская национальная одежда

педагог: Егорова Надежда Семёновна

Чувашский национальный костюм

История чувашского народного костюма

Формирование чувашского народного костюма происходило под влиянием места, в котором проживали чуваши, перенимавшие многие мелочи и детали одежд ближайших соседей. Традиционные наряды вирьял (они же верховные чуваши) из Чебоксарского района достаточно сильно напоминал костюмы финно-угорского народа России своей простотой и умеренностью конструктивных элементов.

Низовые чуваши, они же антари, во время пошива платьев и костюмов использовали различные оборки, а цветом фартука был выбран насыщенный красный. Полотенца и передники имели необычную вышивку цветными нитками различных оттенков. Костюмы, платья, нагрудники и головные уборы чувашей Самарской области имеют достаточно много сходств с мордовскими национальными нарядами

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.

Сегодня традиционные одеяния по-прежнему любимы чувашами. Некоторые горожане и жители поселений надевают сохранившиеся наряды своих предков по большим праздникам (свадьба, акатуй и т.п.), артисты чувашской эстрады выступают в осовремененных костюмах на сцене, а участники конкурсов из Чувашии защищают в них честь родной республики.

Туристы из разных регионов страны и заграницы проявляют интерес к чувашской культуре и восхищаются ею не меньше, чем коренное население.

Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры

С развитием новых технологий, чувашский народный костюм для мужчин обзавёлся воротником и стал более современным, с плавными линиями круглых пройм.

Мужские кафтаны и уборы, предназначенные для различных праздников, щедро украшались в районе груди и воротника, а также по краям одежды.

Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.

Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

В летний сезон чувашские мужчины и женщины носили лапти из липового лыка (çăпата). Плелась данная обувь различными и довольно хитрыми способами, из-за чего некоторые модели дошли до наших дней и находятся в настоящий момент в музее. С лаптями надевали удобные суконные гетры. Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха).

Когда приходила зима, чуваши убирали лапти и надевали тёплые валенки, без которых обойтись было просто невозможно. Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

В конце 19 века вошло в традицию дарение на свадьбу кожаных сапог сыновьям и кожаных ботинок дочери, которые впоследствии надевали крайне редко и очень берегли

Женские головные уборы

Хушпу —женский головной убор Масмак с нагрудным украшением

» Масмак » — это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого.

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

По праздникам женщины носили хушпу , открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой

Мужские головные уборы

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Современная чувашская одежда

Носите одежду с чувашской символикой

В настоящее время традиционный национальный костюм чувашей потерял свою актуальность и лишь в некоторых деревнях и сёлах чувашские наряды надевают во время проведения праздников или обрядов

Национальный костюм довольно часто используется и во время различных концертов и выступлений фольклорных групп. Модельеры больше не опираются в своих разработках на традиционные костюмы и рубахи, а пользуются некоторыми схожими образами, в попытках произвести все детали народных украшений, орнаментов и узоров

В Чебоксарах, в столице Чувашии производством одежды в традициях предков занимается текстильное предприятие «Паха тĕрĕ». Узоры вышивают нитками «мулине» и шёлком.

Путешествие по России: Республика Чувашия

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная  галерея «Путешествие по России», прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.

Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России. Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.

Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.

Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *