Деисусный ряд иконостаса

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Деисусный ряд главного исконостаса Благовещенского собора». Это уникальное явление духовной, художественной и культурной жизни Древней Руси является предметом пристального внимания и изучения уже на протяжении столетия. Споры вокруг авторства ряда его икон не угасают и поныне. Деисусный ряд в смысловом, композиционном и цветовом решении иконостаса самый значительный. Его главенство подчеркнуто размерами: иконы написаны на щитах высотой в два метра. Автором икон этого ряда исследователи единодушно считают греческого художника, принесшего на Русь традиции византийского искусства времени Палеологов.

В разделе «К истории изучения Благовещенского иконостаса» рассказано об основных этапах этого процесса и выводах ученых. А в разделе «Деисусный чин – уникальное явление духовной жизни Древней Руси», мы постарались раскрыть особенности художественного построения икон, которые дают исследователям основание считать их принадлежащими руке яркого представителя византийской школы XIV века.

На выставке представлены все иконы, когда-то и ныне представленные в Деисусе Благовещенского собора Московского Кремля.

Еще больше об иконах Деисусного и Праздничного рядов иконостаса Вы можете узнать из каталога «Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля: Деисусный и праздничный ряды иконостаса».- М.,2004, авт. Л.А. Щенникова, на основе которого построена виртуальная выставка.

Желаем Вам приятного просмотра!

На восточной стороне храма располагается высокая алтарная преграда — ИКОНОСТАС.
Высокий иконостас сложился лишь к ХV-XVI в., до этого алтарная преграда была низкой, иконы же помещались в разных частях храма. К XIX в. иконостас состоит из пяти ярусов (может быть и больше).
СХЕМА ИКОНОСТАСА

1- цокольный ряд
2 -местный ряд (а — царские врата, б,в — боковые врата).
3 -праздничный ряд
4 -деисусный (апостольский) ряд
5- пророческий
6- праотеческий
I ряд (снизу) — МЕСТНЫЙ с царскими вратами на ц.в. изображаются 4 евангелиста и Благовещение, по бокам ц.в., справа: Спас, рядом с нам храмовая икона; слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери.
II ряд — ПРАЗДНИЧНЫЙ. Над ц.в. — Тайная вечеря, по бокам 12 праздников (слева на право): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники и страсти).
III ряд — ДЕИСУСНЫЙ (деисис — моление, греч.). В центре Деисус УХ, БМ, УП, по бокам апостолы.
IV ряд — ПРОРОЧЕСКИЙ. В центре — Богоматерь с младенцем на троне, по бокам пророки,
V ряд — ПРАОТЕЧЕСКИЙ. В центре Саваоф, или Знамение, Троица НЗ (чаще всего), по бокам праотцы.
Венчает иконостас РАСПЯТИЕ с БМ и УБ (резное и живописное). Могут быть и дополнительные ряды, т.н. — ЦОКОЛЬНЫЙ.
В древних иконостасах ряд икон устанавливался (крепил-ся) между горизонтальными деревянными брусами — ТЯБЛАМИ. Лицевая поверхность брусов могла быть расписана растительным орнаментом. Тябловый иконостас после ХVII в. сменяет более сложный тип — резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, лепниной, металлическими ажурными пластинами (литыми, прорезными и т.д.), цветной фольгой и т.д.
Горизонтальные членения — Это архитектурные «обломы» сложного профиля — межъярусные карнизы, архитравы (перекладина над колоннами одного ряда), архивольты (обрамление арка), фризы (декоративные обрамляющие полосы), фронтон.
Вертикальные членения — колонны (колонки), пилястры, полуколонки, обильно украшались резьбой (колонны и пилястры канелированные) типа: диагональных, полуваликов, «алмазный» руст, виноградная лоза с кистями, В XVII-ХVIII вв. под влиянием барокко декор иконостасов значительно усложняется. Деревянная резьба, как правило, левкасится и покрывается позолотой или серебром (по полименту) в разной технике (сочетание полированных поверхностей, с матовыми, позолоты и серебрения вместе (рядом), подцветка золота и серебра цветными лаками).
В XIX в. используют все эти техники очень широко. Часто на фризах помещают также накладки в виде драгоценных, камней разного цвета, формы и огранки.
При описании иконостаса необходимо отразить следующее:
— дата сооружения; датировка икон в нем;
— из какого количества ярусов (рядов) состоит иконостас; материал костяка;
— к какому типу конструкции он относится (тябловый, резной);
— каково его декоративное убранство (живопись, окраска, позолота, серебро и т.д.);
— перечислять ряды иконостаса (начиная снизу) их: название (цокольный, местный, праздничный и т.д.);
— перечислить названия икон каждого рада ( начиная с центральной, затем остальные слева на право от края);
— указать как расположены иконы в пределах ряда (в промежутках — гнездах между вертикальными членениями или в средней части панно, если иконы меньше по размеру, чем промежутки);
— отметить (форму (очертания) икон: прямоугольные, а т.ч. с (фигурами верхним краем в виде кокошника — круглого, килевидного, щипцового и т.д.; квадратные, круглые, треугольные, овальные, 8-гранные и т.д.;
— охарактеризовать горизонтальные членения: карнизы, фризы, архитравы и т.д.;
— описать вертикальные членения: колонны, пилястры и т.д.;
— отметить характер и технику исполнения декора: резьба выполнена в массе дерева или наложена (приклеена, прибита т.е. как крепится), сплошная или ажурная (сквозная), техника золочения, серебрения (на левкас с полиментом или морданом), лепной декор — техника исполнения рельеф (лепка, тиснение цировка и т.д.)
— накладки металлические и проч.
— отметить наиболее характерные элементы декора: флемованные дорожники (накладные планки профилированные вручную или на станке); кессоны, филёнки, (прямоугольные углубления); акантовый лист, виноградная лоза с кистями; картуши; пальметка; розетки; трильяж; арабески; «с» и «s» образные завитки; ленты, бусины, лавровые венки, гирлянды, ягода, плода, «овы», раковины.
Состояние конструкций и элементов каркаса, крепление икон в гнездах,
Состояние сохранности должно отразить состояние самого иконостаса (костяка, тела, каркаса, декора) и икон в нём.
— отметать дату последней реставрации;
— охарактеризовать современное состояние иконостаса (поверхностные загрязнения, защитный слой, позолота, серебрение, красочный слой, подготовка, левкас, породу дереза, сост. основы и декор, его состояние);
— описать коротко (в целом) состояние икон (по схеме расположения живописных слоев).

Первоисточник: Оформление документации по реставрации монументальной живописи. КИСЕЛЁВА С.Н. (конспект)

История развития иконостаса.

Формирование иконостаса имеет свою длительную историю. В раннехристианских храмах алтарь отделялся от собственно храма тканой завесой или преградой, представлявшей собой либо низкую стенку-барьер, либо ряд колонн с архитравом, который в византийской традиции принято называть темплоном. Древнейший литературный источник, сообщающий о существовании алтарной преграды, принадлежит Евсевию Кесарийскому (ок. 260–340). Он говорит о том, что в храме, построенном в Тире в 4 в., алтарь был отделен от остального пространства резной оградой. Значительно древнее, по мнению многих исследователей, употребление тканых завес. По аналогии с завесой ветхозаветного храма они отделяли «Святое святых» церкви – алтарь – от места собрания верующих, служа внешним признаком иерархичности частей храма. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, в связи с чем на ней стали изображать крест, ставший впоследствии неотъемлемой частью декорации алтарных преград.

Ранние византийские преграды состояли из мраморных барьеров и колонн, несущих архитрав-темплон, украшенный изображением креста. Со стороны алтаря за ним была укреплена завеса, которая задергивалась и отдергивалась в определенные моменты богослужения. Такие преграды, являясь составной частью архитектурного ансамбля храма, выделяли алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения таинства. Отделяя алтарь от наоса, завеса, преграда, а позже иконостас служили границей между двумя мирами: горним и дольним, видимым и невидимым и были призваны выразить их нерасторжимую связь. Материальная преграда символизировала существование «невещественного иконостаса», понимаемого в православной традиции как собрание святых, небесных свидетелей, возвещающих миру о том, что находится «по ту сторону плоти».

Исторический путь превращения алтарной преграды в высокий иконостас связан именно с последовательным раскрытием этой мысли. Уже в 6 в. император Юстиниан в построенном им храме св. Софии поместил на темплоне алтарной преграды рельефные образы Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. В послеиконоборческий период, начиная с 9 в., установка икон на темплоне практиковалась уже довольно широко. Для 12 в. украшение византийского темплона рядом икон стало повсеместным. К этому времени иконостас принял вид портика с колоннами и свободным пространством между ними. Иконы ставили на темплон или подвешивали к нему. Иногда большие иконы помещали в интерколумниях портика. Это были, как правило, иконы Спасителя, Богоматери и святого храма. Над царскими вратами помещалась основная икона – «Деисис» (греч. моление, в русском языке слово закрепилось в форме «Деисус»), изображающая на одной доске Христа и обращенных к нему с молитвой Богоматерь и Иоанна Предтечу. Византийская преграда могла иметь от одного до трех рядов икон, среди которых были и изображения пророков, и христианских праздников.

Сложившийся в Византии тип алтарной преграды перешел на Русь, где он постепенно претерпел ряд существенных изменений, превративших его в высокий иконостас. По данным натурных исследований в русских храмах 11–12 вв. существовало два типа преграды – со сплошным темплоном, который перекрывал весь храм, и с укороченным темплоном, который закрывал только центральный алтарный проем. Темплон, в русской передаче «тябло», служил прежде всего для крепления завес, перекрывавших почти на половину высоты все алтарное пространство. Принципиальным отличием обоих типов от византийских преград стало отсутствие в композиции столбцов-колонн и установка темплона на значительной высоте. В дальнейшем эти черты в значительной степени предопределили превращение домонгольской преграды в высокий иконостас.

Большая высота темплона, отсутствие вертикальных членений в русских алтарных преградах провоцировали к заполнению пустоты, образовавшейся между низким барьером и темплоном. Самый древний известный нам памятник, в котором был установлен иконостас, состоящий из крупномасштабного «Деисуса», и царских врат, относится к 1360–1361 (церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде). Здесь для крепления «Деисуса» возникло еще одно, нижнее тябло. В свою очередь византийский темплон превратился в верхнее тябло. Местный ряд в этом иконостасе отсутствовал.

По поводу развития русского иконостаса в 15 в. существует две гипотезы. Согласно первой, высокий трехъярусный иконостас, включающий в себя деисусный чин, праздничный и полуфигурный пророческий ряды, был создан в Москве при непосредственном участии Феофана Грека. Согласно второй гипотезе, формирование высокого иконостаса прошло через два этапа. На первом этапе иконостас состоял из деисусного и праздничного рядов. В 15 в. в мастерской Андрея Рублева впервые был создан иконостас, включающий полуфигурный пророческий ряд. Возникновение нового типа иконостаса связывают с движением исихазма и особенностями богослужения по Иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном.

В 16 в. к иконостасу добавляется новый ряд – праотеческий. С его появлением окончательно складывается классический тип пятиярусного иконостаса. Однако на этом увеличение количества рядов и высоты иконостаса не останавливается.

С началом 17 в. над праотеческим рядом все чаще появляется ярус изображений серафимов и херувимов. Во второй половине 17 в. в состав иконостаса прочно вошел т.н. пядничный ряд (иконы размером с «пядь», т.е. кисть руки). Предположительно, его появление связано с решением Собора 1666–1667, осудившего практику приношения прихожанами в храм собственных икон, из-за чего «всяк своей Иконе моляся на различные страны…». Собор постановил отдавать иконы в храм безвозвратно, и, по всей видимости, их стали размещать над местным рядом, чтобы обеспечить надлежащее поклонение образам. Во второй половине 17 в. в иконостасе появился страстной ряд (иконы с изображением страстей Христа), а также венчающий иконостас крест с изображением Распятия. Страстные иконы помещались выше всех остальных и обычно заключались в отдельные резные картуши. Распятие было живописным, обрезным по контуру и заключенным в раму из позолоченной резьбы. В конце 17 – начале 18 вв. получили распространение иконостасы, украшенные богатой деревянной резьбой, которые превратились по существу в гигантские резные рамы для икон. В конце 17 – начале 18 вв. под русским влиянием резные иконостасы стали делать на Афоне, в Греции и на Балканах.

Классический иконостас

состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого.

Праотеческий ряд.

Верхний ряд в лице ветхозаветных патриархов с соответствующими текстами на свитках представляет ветхозаветную церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы, или «Отечество» (один из иконографических вариантов изображения Святой Троицы).

Пророческий ряд

являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Пророки также изображаются держащими в руках свитки с текстами своих пророчеств о рождении Спасителя. В центре этого яруса помещается образ Богоматери «Знамение». Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцев и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Праздничный ряд.

Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Однако праздничный ряд – не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.

Деисусный ряд.

Смысловым центром этого ряда является икона Спасителя, представленного, как правило, в образе грозного Судии, явившегося судить мир. Справа и слева от Иисуса Христа изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т.е. сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного чина – моление церкви за мир. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной.

Местный ряд.

В последнем, нижнем ярусе иконостаса по обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа – храмовая икона. Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера храма. Местные иконы представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставят свечи.

Северные и южные врата

иконостаса ведут в диаконник и жертвенник, на них изображаются либо архангелы, либо святые диаконы как сослужители священников при совершении литургических ритуалов.

Царские врата,

ведущие в алтарь, являются составной частью иконостаса и существуют со времени первоначального устройства алтарной преграды. Уже в 5–6 вв. они украшались священными изображениями. Обычно на царских дверях помещается «Благовещение», а под ним образы четырех Евангелистов. Символически царские врата означают вход в Царство Божье. Благовещение знаменует начало спасения человечества и одновременно воплощает ту самую «весть», которая была возвещена миру евангелистами. Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов» или «Евхаристия» в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами – причащение верующих.

В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире. «Евхаристия», представленная в декорации царских врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.

99. Андрей Рублев с помощниками. Деисусный чин: Спас в силах. Богоматерь. Иоанн Предтеча. Апостол Петр. Апостол Павел

Из Успенского собора во Владимире. В деисусный чин входят изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна Богослова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Предположение М. А. Ильина о том, что первоначально чин состоял из двадцати одной иконы, ни на чем не основано. Чин мог замыкаться по сторонам, по мнению И. Э. Грабаря и В. И. Антоновой, утраченными изображениями Дмитрия и Георгия (как в Благовещенском соборе), и тогда он имел бы пятнадцать икон. Однако это остается недоказанным. Пять икон деисусного чина находились в пролете алтарной арки, по три в пролетах жертвенника и диаконника, по одной или по две — на восточных стенах крайних нефов, пристроенных Всеволодом Большое Гнездо. Совсем не обязательно, чтобы иконы деисусного чина располагались в виде сплошного фриза от северной до южной стены, как это дает в своей более чем спорной реконструкции М. А. Ильин. Столпы алтарной части, украшенные фресками, отделяли иконы алтарной арки от икон жертвенника и диаконника, а иконы последних — от икон на стенах крайних нефов. Таким образом, здесь еще не было сплошного, сомкнутого иконостаса, как в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Сохранность большинства икон посредственная. Иконы, частично записанные в XVII веке, радикально обновлялись в 1708 году и были безграмотно реставрированы Н. И. Подключниковым в 1852 году. Научная реставрация икон началась в 1920-х годах и затянулась вплоть до 50-х годов. Большие утраты верхнего красочного слоя. Много мелких заделок и частичных вставок нового левкаса с последующей их тонировкой. На местах полной утраты первоначальной живописи оставлены записи позднейшего времени (так, например, на иконе Спаса — золотой фон, текст Евангелия, вставка у нижнего края, задевающая ступню левой ноги и подножие; на иконе Иоанна Предтечи — вся правая рука, написанная в начале XVIII века; на иконе Богоматери — кисть левой руки, дописанная в начале XVIII века. Силуэты фигур апостолов Петра и Павла несколько изменены, когда были вырезаны по контуру остатки старого левкаса. При компоновке фигур деисусного чина Рублев и Даниил использовали в качестве образцов некоторые иконы Феофана из иконостаса Благовещенского собора (например, иконы Спаса, Богоматери, Петра). Наиболее рублевскими являются иконы Спаса, Предтечи и апостолов Петра и Павла.

Схема древнерусского иконостаса: 1 – царские врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный ряд; 4 – праздничный ряд; 5 – пророческий ряд; 6 – праотеческий ряд.

ИКОНОСТА́С (от ико­на и греч. στάσις – стоя­ние), в пра­во­слав­ном хра­ме пре­гра­да с по­ме­щён­ны­ми на ней ико­на­ми, от­де­ля­ет ал­тарь от сред­ней час­ти хра­ма; сим­во­ли­зи­ру­ет не­бес­ную Цер­ковь во гла­ве с её ос­но­ва­те­лем Иису­сом Хри­стом. Вос­хо­дит к ви­зант. ка­мен­ным низ­ким ал­тар­ным пре­гра­дам, на ко­то­рых по­ме­ща­ли свя­щен­ные изо­бра­же­ния. Пер­во­на­чаль­но изо­бра­же­ния яв­ля­лись ча­стью ар­хи­тра­вов (тем­п­ло­нов) – се­реб­ря­ные или мра­мор­ные ме­даль­о­ны с Хри­стом, Бо­го­ма­те­рью, ан­ге­ла­ми, про­ро­ка­ми и апо­сто­ла­ми на не­со­хра­нив­шем­ся ар­хи­тра­ве кон­стан­ти­но­поль­ско­го Свя­той Со­фии хра­ма, 6 в.; по­лу­фи­гу­ры свя­тых, вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке цвет­ной ин­кру­ста­ции, на фраг­мен­те ар­хи­тра­ва из Ма­лой Азии, 9–10 вв. С 11 в. на ар­хи­тра­вах на­ча­ли ста­вить ико­ны – ряд икон на отд. дос­ках или силь­но вы­тя­ну­тую по го­ри­зон­та­ли ико­ну с деи­су­сом и празд­ни­ка­ми (эпи­сти­лий). Не позд­нее сер. 14 в. ико­ны поя­ви­лись и ме­ж­ду ко­лон­ка­ми ал­тар­ной пре­гра­ды (церк­ви Воз­не­се­ния в мон. Де­ча­ни и Св. Ди­мит­рия в Мар­ко­вом мон., обе в Сер­бии). С уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ст­ва икон тем­п­ло­ны ста­ли де­лать из де­ре­ва и раз­ме­щать их пе­ред ал­тар­ной пре­гра­дой. Они не­сли три ря­да икон: ме­ст­ный (по­клон­ный), де­исус­ный и празд­нич­ный. Т. о. поя­вил­ся не­вы­со­кий ико­но­стас.

Это святой образ Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск России. Ведь именно его считают небесным покровителем этих родов войск. Святыня перемещалась по гарнизонам страны, побывала на российской авиабазе в Сирийской Арабской Республике.
«Экипаж самолета АН-26 доставил икону пророка Илии из Ахтубинска на аэродром «Приволжский». Среди тех, кому выпала честь ее сопровождать», – заметил майор Дмитрий Панин.
«Трудно передать свои ощущения, когда сопровождаешь такой груз. Чувствуется, что что-то великое рядом с тобою, ну и, соответственно, очень беспокоишься, чтобы с этим ничего не случилось», – делится майор, врио заместителя командира Центра боевой подготовки и боевого применения Воздушно-Космических сил по военно-политической работе Дмитрий Панин.
На аэродроме православную святыню торжественно встречал личный состав воинских частей ВКС Астраханского гарнизона. 6 человек сначала вынесли тяжелый аналой – подставку под икону, на который и поставили складень. В середине – икона Ильи-пророка, а по бокам – Архангелы Михаил и Гавриил, преподобный Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
«Теперь весь наш личный состав будет знать, что наш небесный покровитель с нами. Будем более уверенно и добросовестно выполнять свои обязанности по защите нашего Отечества. А наш небесный покровитель будет нам в этом помогать», – комментирует полковник, заместитель начальника Центра боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил по военно-политической работе Алексей Малахов.
Строгий, воинственный и даже грозный пророк Илия внушал уважение своим современникам, когда боролся с идолопоклонством. Он, по преданию, был взят на небо в огненной колеснице.
А народ считает святого – повелителем стихий: грома, молний и дождя. Его не зря считают покровителем крылатого десанта. Ведь, при необходимости, эти воины тоже могут низводить «небесный огонь» на врагов.
«Войска – и есть войска. Они соприкасаются каждый день с риском. И если с нами Бог и небесный наш покровитель, спокойней на душе», – подметил митрополит Астраханский и Камызякский Никон.
«Пророк Илия является для нас путеводной звездой, символом укрепления нашей веры, дела служения Отечеству. Призываю всех свято чтить традиции старших поколений, достойно выполнять те поставленные задачи по укреплению могущества нашего государства. С нами Бог и вера», – рассказывает начальник Центра боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил Алексей Ротько.
После молебна военнослужащие приложились к православной святыне. Затем они разошлись по своим рабочим местам, а на аэродроме продолжились плановые полеты.
Икону Ильи Пророка увезли в Покровский кафедральный собор, где сегодня прошла Божественная литургия. Многие пришли всей семьей, чтобы поклониться святыне. Размер иконы – 52 на 59 сантиметров. Она написана темперными красками, а для создания фона использовано сусальное золото.
«Сын у меня служит в ВДВ, он верующий, и я тоже. И я пришла поклониться иконе. Илья-пророк очень сильный. Рады, что привезли, мы вряд ли поедем в Москву. А здесь вот – в Покровах. Я тут 10 минут, как живу, мне сам Бог велел сюда прийти», – восхищается прихожанка Людмила Коваленко.
Православная святыня пробудет в области и Астрахани по 20 января. После чего икона продолжит свое путешествие по соединениям и воинским частям ВКС и ВДВ.
А ко Дню Победы она займет свое место в Главном военном храме – Воскресения Христова в парке «Патриот» в Москве.

Этапы изготовления иконостаса на предприятии

1. Разработка проекта

Любой заказ, начиная с эскиза, и кончая установкой иконостаса, полностью согласуется и корректируется заказчиком.

После согласования эскиза инженер-конструктор разрабатывает основной проект иконостаса с мотивами орнаментов, подбирает необходимый стилистический материал для резьбы. Заказчику предлагается несколько вариантов по использованию различных пород дерева, вариантов позолоты резьбы и цветовой отделке иконостаса. По окончательному варианту, утвержденному к исполнению, выполняются рабочие чертежи и производится расчет стоимости иконостаса.

Инженер-конструктор в процессе работы учитывает, чтобы блоки иконостаса можно было погрузить на машину, перевезти, внести через двери в церковь и быстро смонтировать. Такой подход позволяет повысить качество выполнения деталей и сборки иконостаса, уменьшить время изготовления и снизить затраты материалов.

2. Заготовка пиломатериала

Для работы отбирается лес высшего качества, только зрелая, здоровая древесина. Высушивается пиломатериал в автоматических сушильных камерах с соблюдением всех технологических режимов до 7—8% влажности, которая контролируется электронным влагомером. Все это позволяет в будущем избежать растрескивания деталей иконостаса.

3. Столярные работы

В начале столяра по чертежам с помощью станков и ручного электроинструмента изготавливают детали будущего иконостаса, из которых потом собирают блоки. Затем на их поверхности монтируются все элементы и детали резьбы. Такой метод позволяет добиться высокого качества сборки и подгонки деталей, скрыть все крепежные элементы, аккуратно выполнить отделочные работы. Для изготовления иконных досок используется только липа. Собираются иконные доски по чертежам, но, следуя традициям, по-особому, как в старину. Затем, в процессе сборки иконостаса, они проверяются по месту, что позволяет впоследствии избежать подгонки уже написанных икон.

4. Резьба деталей

Соответствие стилистики резьбы образу иконостаса, соблюдение пропорций орнаментов — главная задача резчиков по дереву и инженеров программистов станков с числовым программным обеспечением. С шаблонов, распечатанными инженером-конструктором, резчики изготавливают элементы резьбы ручной работы.

5. Позолота резьбы

Позолота деталей резьбы кропотливый и трудный процесс. В начале левкасчики подготавливают резьбу под позолоту, нанося на нее несколько слоев левкаса и после просушки вручную, тщательно шлифуют ее поверхность. Затем позолотчики несколькими слоями наносят лак, и только потом приклеивают листочки сусального золота.

6. Упаковка, доставка и монтаж

Когда все работы закончены, иконостас полностью собран, иконы написаны — перевозка и монтаж — самый ответственный момент. Поэтому мы надежно упаковываем и крепим ящики в кузове машины. Монтаж иконостаса на месте, в зависимости от сложности конструкции, занимает 10-15 дней. Для этого у нас есть необходимый инструмент, надежные крепежи и сборные строительные леса.

Купить иконостас

обновить Сортировка: ↓ 24 48 96 Нет в наличии Иконостас тябловый, канвас, №6 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, бронзовка, эмаль, №3 арт.: Нет в наличии Фотоиконостас, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №5 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №8 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №7 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, бронзовка, эмаль, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №4 арт.: Нет в наличии Иконостас походный, складной, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №5 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №9 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №6 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас басменный, золочение, эмаль, резьба, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, бронзовка, эмаль, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас походный, складной, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №3 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №3 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №4 арт.: Нет в наличии Фотоиконостас, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас басменный, золочение, эмаль, резьба, №1 арт.:

Список литературы диссертационного исследования доктор культурологии Юрьева, Татьяна Владимировна, 2006 год

2. А.А.В. Арка Текст. / А.А.В. // Православная энциклопедия: в 30т. Т. III. — М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. — С.259-260.

3. Абданк-Коссовский В. Русская эмиграция Текст. / В. Абданк-Коссовский // Возрождение. 1956. — №52. — С. 120 -136.

4. Аверинцев С.С. Другой Рим Текст. / С.С. Аверинцев. СПб.: Амфора, 2005.-366 с.

5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы Текст./ С.С. Аверинцев. М.: Coda, 1997. — 343 с.

6. Аверинцев С.С. Рай Текст. / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1992. — С. 363.

9. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись Текст. / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1984. — 332 с.

12. Анкудинова Е.А. Спасо-Преображенский собор в Ярославле Текст. / Е.А. Анкудинова, А.Г. Мельник. М.: Северный паломник, 2002. -104 с.

14. Антоний, арх. Волынский. Предание или произвол? Текст. / Антоний, арх. Волынский // Светильник 1913. — № 9. — С.20 — 24.

15. Антонов Н.Р. Учебник богослужения Текст. / Н.Р. Антонов. -СПб., 1912.-236+ 64 с.

18. БабиЬ Г. О живописном украсу олтарских преграда Текст./ Г. БабиЬ // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1975 — Т. XI — С. 3-41.

19. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи Текст. / Н.А. Барская М.: Просвещение, 1993. — 223 с.

21. Баталов A.JI. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного) Текст. / A.JI. Баталов, Л.С. Успенская. М.: Северный паломник, 2002 — 96 с.

22. Бахтин М.М. Проблема текста: Опыт философского анализа // Вопросы литературы.-1976.-№ 10.-С. 122-151.

23. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства Текст. / X. Бельтинг. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 752 с.

24. Беляков В.В. «К берегам священным Нила.». Русские в Египте Текст. / В.В. Беляков. М.: Гуманитарий, 2003. — 304 с.

25. Бенуа А. Д. Стеллецкий Текст. / А. Бенуа // Новый мир искусства. 1998. — № 1.- С. 8 — 9.

26. Бенуа А. Искусство Стеллецкаго Текст. / А. Бенуа // Аполлон. -1911.-№4.-С.5-10.

27. Бердяев Н. А. Философия неравенства Текст. / Н. А. Бердяев-М.: Има-Пресс, 1990.-285 с.

28. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса Текст. / Б.М. Бернштейн // Советское искусствознание’ 80. Вып.2. — М., 1981. — С. 112153.

32. Бетин Л.В. Об архитектурной композиции древнерусского высокого иконостаса Текст. // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. М.: Наука, 1970. — С. 41 -56.

34. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XX век Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991.-412 с.

35. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры Текст. / П.М. Бицилли. СПб.: Мифрил, 1995. — XXVIII+244 с.

36. Блажевская С.Е. Церковь Богоявления в Ярославле Текст. / С.Е. Блажевская. М.: Северный паломник, 2002. — 72 с.

37. Блок М. Апология истории, или ремесло историка Текст. / М. Блок. М.: Наука, 1986. — 254 с.

38. Бобрик М.А. Икона Тайной вечери над царскими вратами. К истории ранних слоев семантики Текст. / М.А. Бобрик // Иконостас.

39. Происхождение Развитие — Символика / ред. сост. A.M. Лидов. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С.525 — 558.

40. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи Текст. / Ю.Г. Бобров. СПб: Мифрил, 1995.- 256 с.

41. Бовини Дж. Равенна: искусство и история Текст. / Дж. Бовини. -Равенна, 1991.-160 с.

43. Болгарская живопись IX XIX веков. Каталог выставки. М., 1981.- 240 с.

48. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века Текст. / В.Г. Брюсова.- М.: Искусство, 1984. 340 с.

49. Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание Текст. / С. Булгаков.- М.: Русский путь, 1996. 160 с.

50. Бусева Давыдова И.Л. Русский иконостас XVII в.: генезис типа и итоги эволюции Текст. / И.Л. Бусева — Давыдова // Иконостас.

51. Происхождение развитие — символика / ред. сост. A.M. Лидов. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 68 — 70.

57. Бусева-Давыдова И.Л. Церковь Ильи Пророка в Ярославле Текст. / И.Л. Бусева Давыдова, Т.А. Рутман. — М.: Северный паломник, 2002.- 104 с.

59. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы Текст. / В.В. Бычков. М.: Искусство, 1977 — 199 с.

60. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы Текст. / В.В. Бычков. М.: Ладомир, 1995. — 366 с.

61. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики Текст. / В.В. Бычков. Киев: Путь к истине, 1991.-408 с.

62. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI XVII века Текст. / В.В. Бычков. — М.: Мысль, 1995. — 637 с.

63. В. Освящение храма в Бийянкуре Текст. / В. // Возрождение. -1928.-С. 4.

64. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси Текст. / Т.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. М.: Искусство, 1993. — 255 с.

66. Васильева О.А. Иконы Пскова Текст. / О.А. Васильева. М.: Северный паломник, 2003. — 288 с.

71. Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого Текст. / В.И. Вахрина. -М.: Северный паломник, 2003.-416 с.

72. Вахромеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии Текст. / И.А. Вахромеев. Ярославль, 1906. — 68 с.

73. Вейдле В.В. Роспись Медонской церкви Текст. / В.В. Вейдле // Числа. Париж, 1933. — Кн. 7-8. — С. 256-257.

75. Веринг А. Об иконе и русской живописи Текст. / А. Веринг // Числа. Париж, 1931.-№5.-С. 187-190.

80. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство Текст./ Под ред. A.M. Лидова СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. — 328 с.

81. Высокий русский иконостас Текст. / Сост. Т.Н. Кудрявцева, В.А. Федоров. М.: Патриаршие пруды, Пульс, 2004. — 208 с.

85. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г.-Г. Гадамер. -М. Искусство, 1991 -366 с.

86. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Г.-Г. Гадамер. М.: Погресс, 1988. — 699 с.

87. Герасимова Ю.В. Византийские источники скульптурной композиции царских врат иконостаса Петропавловского собора в Ленинграде Текст. // Из истории Византии и византиноведения. Л.: Издательство ЛГУ, 1991.-С. 124-137.

88. Гладкая М.С. Иконостас собора Рождества Богородицы в городе Суздале Текст. / М.С. Гладкая. Владимир: Фолиант, 2002. — 126 с.

92. Голубинский Е.Е. История русской церкви Текст. / Е.Е. Голубинский.-Т. I, 2.-М., 1904.-С. 195-215.-Т. II ,2.-М., 1911.-С. 343 -354.

93. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике Текст. / А.П. Голубцов. СПб., 1995. — 232 с.

95. Горностаев И.И. Византийские Царские двери с Афона Текст. // Известия Иао. СПб., 1861. — Т.З. — С. 205 — 211.

98. ЮЗ.Груненкова Н. Круг чтения ярославца в XVII веке. Литературные источники стенописей ярославских храмов (фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле) Текст. / Н. Груненкова // Старый город в новой России. Ярославль, 2005 — С. 159 — 164.

100. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А.Я. Гуревич // Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 2. — М. — СПб., 1999. — 560 с.

103. Данилевский Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н.Я. Данилевский. -М.: Книга, 1991.-545 с.

105. Деяния Московского Собора 1666 1667 гг. / Братство св. Петра Митрополита. — М., 1881. — Л. 24.

106. Добровольская Э. Д., Ярославль. Тутаев Текст. / Э. Д. Добровольская, Б.В. Гнедовский. М.: Искусство, 1981.-312 с.

107. Добрынин С.Н. Иконостас Введенского собора Текст. / С.Н. Добрынин. Сольвычегодск, 1991. — 27 с.

108. Дробот Г., св. Значение иконостаса Текст. // Богословие образа. Икона и иконописцы. Сост. А.Н. Стрижев. М.: Паломник, 2002.- С. 254263.

110. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980 1420 годов Текст. / Ж. Дюби. — М.: Ладомир, 2002. — 379 с.

113. Еремина Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания Текст. / Т.С. Еремина. М., 2002. — 480 с.

114. Ереминия или Наставления в живописи, искусстве, составленные иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом Текст. М., 1993.-97 с.

115. Ермолин Е.А. Символы русской культуры Текст. / Е.А. Ермолин. Ярославль, 1998. — 1 15 с.

118. Зеелер В. Памяти Д.С. Стеллецкого Текст. / В. Зеелер // Русская мысль. 1947. — 19 апреля.

120. Икона Древней Руси XI XVI веков Текст./ Н.р. — Т.Б. Вилинбахова. — СПб.: Художник России, 1993. — 256 с.

121. Иконостас Текст. // Христианство. Энциклопедический словарь: в 3-х т.-М, 1993.-Т. 1.-С.598.

122. Иконостас Петропавловского собора Текст. СПб.: Русская классика, 2003. — 126 с.

124. Иконостас. Происхождение- развитие символика Текст. / Под ред. A.M. Лидова. — М, 2000 — 752 с.

125. Иконы Ярославля XIII-XVI веков Текст. / Под ред. Л.В. Нерсесяна. М.: Северный паломник, 2002. — 224 с.

129. Ильин М.А. Новое об иконостасе (1408 года Успенского) собора во Владимире Текст. / М.А. Ильин // Художник. 1969. — №5. — С.38-39.

132. Ионин Л.Г. Социология культуры Текст. / Л.Г. Ионин. М.: Логос, 1998.-278 с.

133. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести Текст. / Е.В. Исакова. М., 1991.- 162 с.

134. История иконописи. VI-XX века. Истоки. Традиции. Современность Текст. / Л.М. Евсеева . М.: АРТ-БМБ, 2002. — 288 с.

135. Каган М.С. Культурология как философская наука Текст. / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.

136. Каган М.С. Эстетика как философская наука Текст. / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.

139. Каковкин А.Я. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите) Текст./ А.Я. Каковкин //

140. Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.-С. 148-153.

141. Кантор A.M. и др. Искусство XVIII века Текст./ А.М.Кантор. -М., 1977.-372 с.

144. Карсавин Л.П. Культура Средних веков Текст. / Л.П. Карсавин-М.: Издательский дом «Книжная находка», 2003. 222 с.

148. Кесарийский Е. Жизнь Константина Текст. / Евсевий Кесарийский. кн. III, гл. XXXVIII. — Б.г. Б.м.

149. Кесарийский Е. Церковная история Текст. / Евсевий Кесарийский. кн. X, гл. IV. — Б.г. Б.м.

150. Киприан, арх. (Керн). Евхаристия Текст. / Киприан, арх. (Керн). М.: Изд-во храма свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. — 336 с.

151. Кирилловский иконостас XV века. Каталог выставки Текст. -М.: Советский художник, 1980 25 с.

152. Кирпичников А. Деисус на Востоке и на Западе и его литературные параллели Текст. / А. Кирпичников // ЖМНП. Ч.Х1. — 1839. -С. 1-26.

154. Коваленко Ю. «Вишневый сад» Семеновых-Тян-Шанских Текст. / Ю. Коваленко // Русская мысль. 2004. — 330 (4515), 29 июля — 4 августа.-С. 12.

156. Ковтун Л.С. Азбуковники XVI XVII в.: Старшая разновидность. Текст. / Л.С. Ковтун,-Л.: Наука, 1989. — 293 с.

160. Комашко Н.И. Церковь Покрова в Филях Текст. / Н.И. Комашко, Н.А. Мерзлютина. М.: Северный паломник, 2003. — 88 с.

162. Кондаков И.В. Культурология. История культуры России Текст./ И.В. Кондаков. М.: Омега-Л, 2003. — 616 с.

163. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя / Н.П. Кондаков. Одесса, 1886. -VI, 229, V с.

165. Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи Текст. / Авт.-сост. Н.И.Комашко. М., Грант-Холдинг, 2004. — 672 с.

166. Костромские святыни Текст. / Сост. иером. Харитон. -Кострома, 2002.-176 с.

173. Кравченко А.И. Культурология. Словарь Текст. /А.И. Кравченко. М.: Академический Проект, 2000. — 671с.

175. Красовский М.В. Деревянное зодчество Текст. / М.В. Красовский.- СПб.: Сатис, 2002. 384 с.

176. Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры Текст. / М.В. Красовский.-Пг., 1916.-415 с.

179. Кудрявцева Т.Н. «Двери Райские» древнерусского иконостаса Текст. / Т.Н. Кудрявцева // Светильник. 2003. — № 2-3. — С. 3 -22.

182. Культура и культурология: Словарь Текст. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 926 с.

184. Кунцлер М. Литургия церкви. Книга первая Текст. / М. Кунцлер.- М.: Христианская Россия, 2001. -304 с.

185. Кутейникова Н.С. Иконописание в России второй половины XX века Текст. / Н.С. Кутейникова. СПб, 2005. — 192 с.

186. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа Текст. / В.Н. Лазарев.- М.: Искусство, 1966. 170 с.

190. Лебедев А. Храмы Власьевского прихода в г. Ярославле Текст. / А. Лебедев. Ярославль, 1877. — 32 с.

197. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси Текст. / Д.С. Лихачев -М., 1970.-240 с.

202. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1995. — 320 с.

204. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002. — 768 с.

205. Лотман Ю.М. Об искусстве Текст. / Ю.М. Лотман. СПб., 1998.- 702 с.

207. М. Б. Плюханова.- СПб.: Акрополь, 1995. 336 с.

208. Майданович Н.Л. Вклад русских православных иконописцев во Франции в живое предание православной иконописной традиции с 1930-х до конца 1970-х годов Текст. / Н.Л. Майданович // Проблемы современной церковной живописи. М., 1997 — С. 26-32.

209. Маковский С.К. Без назв. / С.К. Маковский // Русская мысль, 1947.

210. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века Текст. -Мюнхен, 1962.-62 с.

212. Масленицын С.И. Ярославская иконопись Текст./ С.И. Масленицын. М.: Искусство, 1973. — 222 с.

214. Махрова Г.А. Мой Тунис Текст./ Г.А. Махрова. М.: Русский путь, 2002.- 168 с.

215. Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианскоя мистика Текст. / И. Мейендорф. М.: Институт ДИ-ДИК, 2000. — 576 с.

217. Мень А. История религии. В 7 т. Текст. / А. Мень- М.: СП «Слово», 1991.-Т.1.-287 с.

218. Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. Текст. /А. Мень М.: СП «Слово», 1991.- 191 с.

220. Михайлов А. Спасо-Преображенский собор. Фотоальбом с картой Рыбинска Текст. Рыбинск, 2002. — 33 с.

225. Нащокина М.В. Храмы-памятники русской воинской славы Текст. / М.В. Нащокина // Памятники Отечества. 1988. — №1 (17). — С. 143 -149;

226. Нерсесян JI. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря Текст. М.: Северный паломник, 2002. — 132 с.

228. Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея Текст. / Т.В. Николаева. М.: Искусство, 1977. — 204 с.

229. Новейший философский словарь Текст. М., 1998. — 567 с.

231. Основы культурологии Текст. / Отв. ред. И.М. Быховская. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 496 с.

234. Панченко A.M. Русская история и культура разных лет Текст. / A.M. Панченко.- СПб.: Наука, 1985. 386 с.

235. Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле Текст. / Н.Г. Первухин. М., 1915. — 68 с.

240. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства Текст. / М. Б. Плюханова. СПб.: Акрополь, 1995. — 336 с.

241. Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване VI Текст. М.: Наука, 1972. — 197 с.

243. Полевой В.М. Искусство Греции. Новое время. Текст. / В.М. Полевой. М.: Советский художник, 1975. — 446 с.

244. Полевой В.М. Искусство Греции. Средние века. Текст. / В.М. Полевой. М.: Искусство. — 1973.-352 е.; 7 л. ил.

245. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта Текст. / Н.А. Померанцева. М.: Искусство, 1985. — 255 с.

248. Попов Г.В. Духовный мир и иконопись инокини Иоанны (Юлии Николаевны Рейтлингер) Текст. / Г. В. Попов. -М, 2000. 18 с.

250. Попов Г.В, Живопись и прикладное искусство Твери XIV XV веков Текст. / Г. В. Попов, А.В. Рындина. — М.: Наука, 1979. — 640 с.

251. Попова JI.C. Древнерусское и народно-прикладное искусство Текст. /JI.C. Попова. Ярославль, 1987. — 28 с.

252. Попова Н.В. Реконструкция программы иконостаса Успенского собора середины XVIII века Переславского Горицкого монастыря Текст. / Н.В. Попова // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1999. — С. 198-206.

253. Правдолюбов С. Тябловый иконостас Текст. / Сергий Правдолюбов // Приход 2002. — № 2. — С. 35-38.

254. Праздничный ряд Софии Новгородской. Древнейшая часть главного иконостаса Софийского собора Текст. / Текст В. Филатова. J1, 1974.-120 с.

255. Примитив в России. XVIII XIX века. Каталог выставки: Иконопись. Живопись. Графика Текст. — М, 1995. -175 с.

256. Протасов Н.Д. Алтарные преграды в пещерных храмах Апулии Текст. / Н.Д. Протасов // Светильник. 1915. — № 9-12. — С. 49-69.

257. Протасов Н.Д. Древние фрески за иконостасом московского Успенского собора Текст. / Н.Д. Протасов // Светильник. -1915. -№ 1. С. 3-7.

263. Пятницкий Ю.А. Роль библейской «трапезы Авраама» в формировании структуры византийского темплона Текст. / Ю.А. Пятницкий // Иконостас. Происхождение развитие — символика.

264. Международный симпозиум 4-6 июля 1996 г. Москва, ГТГ / ред.-сост. A.M. Лидов.-М., 1996. -С.34 36.

265. Реформатская М.А. Надвратная сень из села Благовещенье Текст. // Древнерусское искусство. М.: Наука, 1970. — С.478 — 487.

266. Российское законодательство X XX веков: В 9-ти т. Текст. -М.: Юридическая литература, 1985. -Т.2. — 519 с.

268. Русская икона XI XIX веков в собрании Новгородского музея Текст. М.: Северный паломник, 2004. — 164 с.

269. Русские храмы и обители а Европе Текст. / В.В. Антонов .- СПб.: Лики России, 2005. 400 с.

270. Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля Текст. / Т.А. Рутман.- Ярославль: Александр Рутман, 2005. 672 с.

271. Рыбаков А.А. Вологодская икона Текст. М., 1971. — 311 с.

274. Рындина А.В. Скульптурная икона Николы Можайского XIV в. О месте образа в символическом пространстве храма Текст. / А.В. Рындина //

281. Святой Андрей, архиепископ Кесарийский. Апокалипсис (толкование) Текст. СПб.: Изд. П.П. Сойкина, 1909. — 309 с.

282. Святославский А.В. Традиция памяти в православии Текст. / А.В. Святославский. М.: Древлехранилище, 2004. — 224 с.

284. Семенов-Тян-Шанский К.П. Дмитрий Семенович Стеллецкий Текст. / К.П. Семенов-Тян-Шанский // Хоругвь. 2004. — № 9. — С.З — 39.

287. Сергеев В.Н. О надписях к изображениям «еллинских мудрецов» Текст. / В.Н. Сергеев // ТОДРЛ. СПб., 1985. — Т. 38. — С. 326 — 330.

291. Серов С.И. Пространство символики крестово-купольного храма Текст. / С.И. Серов// Человек. 1994. №5. — С. 156 -162.

292. Сидоренко Г. В. Деисусный чин Текст. / Г.В. Сидоренко // София Премудрость Божия. М., 2000. — С.243.

294. Словарь античности Текст. / Под ред. Под ред. В.И. Кузищина . М.: Прогресс, 1989. — 704 с.

295. Словарь средневековой культуры Текст. / Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. — 632 с.

302. Советский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 1600 с.

303. Соловьева И. Чин пророческий Текст. / И. Соловьева // София Премудрость Божия. М, 2000. — С.252.

312. Стрелков А.С. Фаюмский портрет Текст. / А.С. Стрелков. М.-Л., 1936.-124 с.

313. Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд Текст./ Р.Ф. Тафт. -СПб.: Алтейя, 2005. 160 с.

316. Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов Текст./ Е.Г. Толмачева. М.: Алтейя, 2003. — 248 с.

317. Толмачева Н.Ю. Исаакиевский собор Текст./ Н.Ю. Толмачева. -СПб.: Паритет, 2003. 256 с.

320. Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля Текст. / Т.В. Толстая. М.: Искусство, 1979. -184 с.

322. Топоров В.Н. Древо мировое Текст. / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. — М.: Советская энциклопедия, 1992. -С.398-406.

323. Топоров В.Н. Космос Текст. / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — С. 9-10.

324. Тренев Д.К. Иконостас Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря Текст. / Тренев Д.К. М.: Издано при археологическом обществе любителей духовного просвещения, 1902. -184 с.

325. Триумфальная арка Текст. // Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.-С.588.

330. Трубецкой Е. Роспись Царских врат Текст. / Е. Трубецкой // Православная икона. Канон и стиль. М.: Паломник, 1998. — С. 430 — 436.

331. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе Текст. / Е. Трубецкой. -М.: Лепта, 2000.-320 с.

333. Тяжелов В. Искусство средних веков Текст. / В. Тяжелов, О. Сопоцинский. М.: Искусство — Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1975. — 368 с.

334. Узники Бизерты: документальные повести о жизни русских моряков в Африке в 1920 25 гг. Текст. / Сост. С. Власов. — М.: Российское отделение Ордена свт. Константина Великого при участии журнала «Наше наследие», 1998. — 272 с.

341. Федорычева Е.А. Церковь Николы Надеина в Ярославле Текст. / Е.А. Федорычева.- М.: Северный паломник, 2003. С. 76-83.

343. Филатов В.В. Словарь изографа Текст. / В. В. Филатов. М.: Лествица, 2000. — 256 с.

349. Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству Текст. / П. А. Флоренский. М.: Мифрил, Русская книга, 1993 — X +366 с.

350. Флоренский П. А. У водоразделов мысли Текст. / П. А. Флоренский. Соч.: В 2-х т. — Т.2. — М., 1990. — 356 с.

352. Флоренский П.А. Имяславие Текст. / П. А. Флоренский. Соч. -Т.2.-М, 1990.- 300 с.

353. Флоровский Г, прот. Пути русского богословия Текст. / Прот. Г. Флоровский. Париж, 1937 (репринт — Вильнюс: Б.и, 1991). — 602 с.

355. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах Текст. / Й. Хёйзинга. М.: Наука, 1988. — 539 с.

356. Христианство: Словарь. М.: Республика, 1994. -559 с.

358. Церковь Ильи Пророка в Ярославле Текст. Кн. 1. — Ярославль: Александр Рутман, 2002. -176 с.

359. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле Текст. Ярославль: Александр Рутман, 2001 — 196 с.

361. Черкасов-Георгиевский В.Г. Русский храм на чужбине Текст. / В.Г. Черкасов-Георгиевский. М.: Паломник, 2003. — 288 с.

363. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси Текст. / В.Д. Черный. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 432 с.

364. Чернышев Н., священник. «Се, творю все новое» Текст. / Н. Чернышев // Памятники Отечества. -№ 37. М., 1997. — С 144-151.

368. Чукова Т.А. Алтарь древнерусского храма конца X первой трети XIII в. Основные архитектурные элементы по археологическим данным Текст. / Т.А. Чукова. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. — 224 с.

377. Шаршун С.И. Четвертая выставка икон Текст. / С.И. Шаршун // Числа.-Париж, 1933.-Кн. 9.-С. 194-195.

381. Шмеман А. Исторический путь православия Текст./ А. Шмеман. Киев: Пролог, 2003. — 416 с.

382. Шмеман А. Проповеди и беседы Текст./ А. Шмеман. М.: Паломник, 2000 — 208 с.

392. Щенникова Л.А. К вопросу о происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Текст.// Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины (Материалы юбилейной научной конференции).-М., 1983.-С. 183 193.

395. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6-ти т. Текст. / С.М. Эйзенштейн. М.: Искусство, 1964. -Т.З. — 671с.

396. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике Текст. / У.Эко. СПб, Алтейя, 2003. — 256 с.

397. Эстетика. Словарь Текст. / под ред. А.А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.

398. Юнг К. Архетип и символ Текст. / К. Юнг. М, 1991. — 243 с.

399. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры Текст. / А.Л. Юрганов. М.: МИРОС, 1998. — 448 с.

402. Ярославль в старых открытках и фотографиях Текст. М.: Искусство, 1998. — 406 с.

403. Barsanuphe, hig. Icones et Fresques du Pere Gregorie. Paris, 1999.162 p.

405. Bouyer L. Liturgie und Architectur. Einsiedeln Freiburg i. Br. 1993.-234 p.

407. Chatzidakis M. A propos de la date et fondater de Saint-Luc / M. Chatzidakis // Cahiers Archeologiques. 1969. Vol. 19. — P. 127-150.

408. Chatzidakis M. Iconostas / M. Chatzidakis // Reallexikon zur byzantinishen Kunst. Stuttgart, 1978. — Bd. III. — Sp. 326-353.

410. Coche de la Ferte E. L’art et les Grandes Civilisations Collection Сгёёе et Dirigee Par Lucien Mazenod. Paris, 1981. — 323 p.

411. Danielou J. Terre et Paradis chezles Peres de l’Eglise // Eranos-Jahrbuch. 1953, Bd 22, — Z., 1954.

412. Du Cange. Glossarium mediae et infimae latinitatis. Paris, 1938. -Vol. 6.-P. 111-112, 297.

413. Ephrem de Nisibe. Hymnes sur le Paradis. P aris, 1968. — 125 p.

415. Febvre L. Combat pour l’histoire. Paris, 1954. — 267 p.

416. Felix F. Schwarz. Symbolique des cathedrales. Paris, 2002. — 184 p.

417. Firatli N. Decouverte d’une eglise byzantine a Sebaste de Phrygie // Cahiers Archeologiques. 1969. — Vol. 19. — P.159 — 167.

418. Frantz A. The Athenian Agora. Vol. 20: The Church of the Holy Apostles. Prinseton, 1971. — 24 p.

419. Giuseppe De Spirito. La basilique Sante-Marie-Majeure // Rome de Constantin a Charlemagne. P.86-95.

423. Iconer i Nationalmuseum Stockholm. Text av. Ulf Alel. Stockholm: Proprilis, 1979. — 16 p.+ 24 ill.

424. ICONES. Millenaire du bapteme de la russie 988 1988. Exposition d’ icones anciennes et contemporaines. — PARIS, 1988. — 130 p.

425. Jaffrennou E. Giraudy B. Les Russes d’Ugine et l’eglise Orthodoxe saint-Nicolas.-Б.г., б.м-20p.

426. Julian Walter A.A. The Origins of the Iconostasis // Eastern Churches Review. 1971. — Vol.3. — P. 251-267.

427. Labrecque-Pervouchine N. L’iconostase: Une evolution historique en Russie. Montreal, 1982. — 294 p.

428. Lasko P. Ars sacra: 800-1200. London. 1972. -188 p.

432. Mango С. On the history of the templon and martirion of St. Arhemios at Constantinople // Зограф. Београд. — 1979. — Т. 10. — P. 40 — 43.

433. Megaw A.N.S. The Skripou Screen // Annual of the British School at Athens. 1966. Vol. 61. — P.l-32.

437. Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.-120 p.

441. Teteriatnikova Natalia The Design of the Sanctuary Screen in Some Transeverse-nave Churches of Byzantine Cappadocia // Иконостас. Происхождение развитие — символика. М., 1996. С.21 — 22.

443. Tregubow A. The light of Christ: iconography of Gregory Kroug. New-York, 1999. -146 p.

445. Walter Ch. A New Look at the Byzantine Sanctuary Barrier II REB. 1993.-Vol. 51.-P. 203-224.

447. Walter Ch. The Origins of the Iconostasis // Eastern Churches Review. 1971. Vol.3. P. 251-267.

448. Walter Chr. Two notes on the Deesis // Revue des tudes Byzantins, Vol. 26. Paris, 1968. — P. 45-57.

449. Weitzmann K. Byzantine miniature and icon painting the elevensth century // 13-й Международный конгресс византологов. Основные доклады. -Оксфорд, 1966.-С. 17.

450. Weitzmann К., Chatzidakis М., Miatev К., Radojiic. Icons from South-Eastern Europe and Sinai. London, 1968. — 98 p.

451. Xydis St. The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sophia // The Art Bulletin. 1947. -Vol. 29. -P. 1-11. Fig. 232-233.

454. ЮРЬЕВА Татьяна Владимировна1. На правах рукописи

455. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС КАК КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *