Фильмы про интернат

Специальная подборка русских сериалов про детей-сирот, бездомных подростков и жизнь в детдомах. Подчас судьба бывает крайне несправедлива, и в самом нежном возрасте уготавливает человеку тяжелые испытания. Трагические события лишают маленьких героев родительской любви и тепла, заставляя рано соприкоснуться с суровыми реалиями мира взрослых. Смогут ли они выжить, не сломавшись под гнетом обстоятельств? Обретут ли близких людей, которые заменят им семью?

О жизни бездомных детей и беспризорников

Кому-то с самого рождения была предназначена нелегкая доля, а чье-то благополучие рухнуло в один момент. Лишенных родного крова детей ждут улица и выживание в экстремальных условиях. Здесь нет места моральным принципам, ведь каждый день приходится решать насущные проблемы – найти ночлег и пропитание любой ценой, пусть даже придется подвергнуть себя опасности. Идя на преступления, беспризорники прилагают все силы, чтобы не попасть в карающие руки правосудия.

Фильмы про детский дом (детдом) и приют

С непростыми испытаниями предстоит столкнуться детям, оказавшимся в стенах казенных домов и детдомов. В сиротских приютах царят жестокие нравы, и выстоять сможет лишь тот, кто по-настоящему силен духом. Одно неверное движение, и вчерашний признанный лидер становится несчастным изгоем, презираемым всеми. Надеяться на помощь взрослых не приходится, ведь они слишком заняты своими делами и на многое закрывают глаза. Рано или поздно терпению приходит конец, и тогда единственный выход – побег из детского дома.

Даже в самых отчаянных ситуациях закаленные жизнью дети-сироты не намерены сдаваться и опускать руки. Шаг за шагом они познают окружающую действительность и изучают все тонкости человеческих взаимоотношений. Ложь и предательство, беспощадность и глумление, боль и разочарование – путь маленьких скитальцев тернист и полон тягот. Многие из них, борясь за место под солнцем, неожиданно для себя встретят верных товарищей, всегда готовых подставить плечо в трудную минуту.

Приемная семья

Каждый брошенный ребенок в глубине души мечтает об уюте домашнего очага и простых повседневных радостях: вкусном завтраке, чистой постели, задушевных разговорах и приятном совместном досуге. Но попав в семейный детский дом, мальчики и девочки начинают бунтовать, отстаивая свободу и привычный образ жизни. Приемным родителям придется постараться, чтобы отыскать нужные слова и отогреть сердца юных созданий. Смотреть онлайн лучшие российские и советские фильмы и сериалы о детях-сиротах. Далее их полный список.

Страсти по пенсионной реформе не утихают, в связи с чем предлагаю вспомнить пенсионеров советских, как изображал их великий и могучий кинематограф. Не всех вспомнить, ясное дело, а основных, для которых пенсия стала кардинальным, жизнеобразующим событием.

Сразу оговорюсь, что не войдут в список этот пенсионеры работающие, — как-то герои Папанова из фильмов «Отцы и деды» и «Время желаний» или участковый Анискин в исполнении Жарова. Не войдут и герои, для которых пребывание на пенсии несущественно, как старик Армена Джигарханяна из фильма «Когда наступает сентябрь». Ну и, конечно, войдут только ленты, где пенсионер главный герой, а не на пятом плане. Но в общем обзор составлен по принципу, — главное пенсия, а не пенсионер.

И предлагайте свои варианты, я чего-то мог пропустить.

Пенсионеры: Колючкин (Владимир Ратомский) и Пушков (Василий Меркурьев)

Сюжет: Два соседа по коммунальной квартире оказываются «у тихой пристани», то бишь, на пенсии. Бывший эстрадный куплетист Пушков переносит безделье с легкостью, а вот заводчанин Колючкин всё тоскует и даже просится обратно на завод. Желая отвлечь друга, Пушков снаряжается с ним на рыбалку. Много летних дней пенсионеры будут бродить с сачками-удочками, но полноценно до речки им помешает добраться ряд общественных обязательств. То они хотят заставить начальника отремонтировать дорогу; то прижучить кляузника; то отвести в детский сад ребенка, то бабушку в дом престарелых; то окоротить хулигана.

Особенности фильма: В 1956 году система пенсионного обеспечения была установлена в СССР окончательно законом «О государственных пенсиях». Иллюстрацией этого закона и стал фильм «У тихой пристани».

Ключевые фразы картины, вложены в уста жизнелюба Пушкова — «Трудности всякие бывали. Освоим и безделье» и «Обрати внимание, Николаша: старики и дети. Одни уже не работают, другие еще не работают».

Заниматься, причем, с полной самоотдачей, фигней, которой будут заниматься Колючкин и Пушков, можно только при совершенно свободном досуге, незанятыми мозгами и детской энергией. Фильм построен по принципу скетчей журнала «Фитиль» и природа его нереальная, а эстрадная, отсылающая к профессии пенсионера Пушкова.

Реальность ложно обрушится на пенсионеров лишь в финале, когда выяснится, что кто-то под них копает, стряпает о проступках досье и теперь вот приходит повестка. Но вместо суровых гэбушников дедушек встретят энергичные члены клуба пенсионеров, собравшиеся в школе (еще один отсыл к детству). Там Колючкин формулирует цели клуба: «Основная-то наша задача – это помощь молодежи. Ведь воспитание молодого поколения – это воспитание будущих граждан коммунистического общества».

Что ж, по крайней мере, в фильме Абалова и Мелиавы «старикам здесь самое место», да и не очень они взрослые, честно говоря.

2. САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ — «СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ» (1971; РЕЖИССЕР – ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ)

Пенсионеры: Николай Мячиков (Юрий Никулин) и Валентин Воробьев (Евгений Евстигнеев)

Сюжет: Следователя Мячикова хотят отправить на пенсию, чтобы освободить место для блатного. Инженера Воробьева на пенсию провожают, но в момент проводов он решает еще поработать. Столкнувшись с проблемами Мячикова, энергичный Воробьев предлагает совершить «идеальное преступление», которое Мячиков раскроет и останется на должности.

Особенности фильма: Создав в фильме «Берегись автомобиля» образ преступника-идеалиста Рязанов со своим постоянным соавтором Брагинским решил успех повторить. Получилось хуже, но дело сейчас не о том.

Благодаря пенсионной реформе многие цитаты из картины Рязанова получили второе рождение. Например: «Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии… и на остальных. Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал. Старость надо уважать как своё недалёкое будущее, ведь каждый, если повезёт, станет стариком».

Или: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от восемнадцати до тридцати пяти лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку»

В принципе, довольно осенняя лирическая комедия о людях заката, которые не представляют жизни без работы. А что делать, — возраст!

Поступки героев, пытающихся сварганить уголовное дело, мало чем отличаются от бессмысленных эскапад персонажей «У тихой пристани», но они вызывают уже не улыбку, а недоумение, вступая в слишком явное противоречие с реальностью.

Финальная сентенция «Главное это верить, что ты еще молод и тогда все будет хорошо» остается лишь сентенцией. И если пенсионеры «У тихой пристани» бодро ушагивали в финале по солнечной летней улице, то Мячиков, Воробьев и примкнувшая к ним инкассаторша Суздалева (Ольга Аросева) бредут по первой поземке, коя и символизирует, как ни печально, их скорое пенсионное будущее.

3. САМЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ – «САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ» (1972; РЕЖИССЕР – МИХАИЛ УЛЬЯНОВ)

Пенсионер: Семен Ковалев (Михаил Ульянов)

Сюжет: Участковый Семен Ковалев собрался в свои 55 лет на пенсию. Фильм рассказывает о его последнем рабочем дне. Ближе к ночи лейтенант Ковалев погибнет в неравной схватке с бандитами.

Особенности фильма: «Самый последний день», единственная режиссерская работа в кино Михаила Ульянова, поставлен по популярной повести Бориса Васильева. Существует также телеверсия спектакля по этой повести, где Ковалева играет Михаил Жаров.

Это пример картины, где герой, во-первых, сам рвется на пенсию, а, во-вторых, гибнет на работе, до нее не дожив. В отличие от массы пенсионеров у Ковалева есть программа, — чем именно займется он, уйдя на заслуженный отдых. Участковый намеревается уехать в родную деревню, ему хочется походить по траве босиком. Надо заметить, что и участок свой Ковалев воспринимает как большую деревню, всех знает в лицо, ко всем неравнодушен и гибель его потрясает народ.

4. САМЫЙ НЕДООЦЕНЕННЫЙ – «СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ УХОДИТ НА ПЕНСИЮ» (1980; РЕЖИССЕР – СОЛОМОН ШУСТЕР)

Пенсионер: Сергей Иванович (Борис Андреев)

Сюжет: Бухгалтер Сергей Иванович уходит на пенсию, дабы помочь разведенной дочери нянчить внучку. Но дочь ввязывается в дележку с мужем квартиры и старика сплавляют к сыну, где он тоже не уживется.

Особенности фильма: «Сергей Иванович уходит на пенсию» грустная картина о том, что человек не нужен даже своим родным, и каждый умирает в одиночку. Сергея Ивановича окружают замечательные люди – дочь (Алиса Фрейндлих), сын (Георгий Бурков), невестка (Жанна Болотова), но ни с кем старик не находит общего языка, обладая при этом характером покладистым. Он просто никому не нужен и потому оказывается один на даче, а сравнительный покой находит в пустующей квартире второго сына.

Все проблемы Сергея Ивановича нематериальны, а экзистенциальны. И даже финальный приезд дочки с внучкой не в силах исправить тяжелого впечатления.

И еще одно замечание, — в фильме показано, что такая скрепа как Великая Победа в 1980 уже не работает. Фронтовика, которого Сергей Иванович привел в дом отметить 9 мая, сын выгоняет, после чего отец уходит из его дома.

5. САМЫЙ РАБОЧИЙ – «ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ» (1982; РЕЖИССЕР – ЮЛИЙ РАЙЗМАН)

Пенсионер: Сергей Абрикосов (Михаил Ульянов)

Сюжет: Директор крупного предприятия в результате реорганизации оказывается за бортом. И тут выясняется, что частной жизни у него нет. Вроде крепкая семья, — жена, сын, дочь от первого брака, но прочная связь отсутствует, так много сил отдано работе. Все настолько не просто, что герой держит в ящике стола пистолет. Когда же частная жизнь начинает потихоньку налаживаться, Абрикосов получает новое назначение и без напряга готов вернуться на общественную стезю.

Особенности фильма: Тут можно увидеть, как жили на пенсии не простые бухгалтера Сергеи Ивановичи, а крупные начальники. Да, дом полная чаша, в гостиной собираются на прокорм за один стол, словно дворянское семейство. Но, дача казенная, машина – служебная. Все пришлось отдать, а своего Сергей Абрикосов не нажил. На вопрос жене о деньгах та беспечно говорит, что рублей 160 осталось. Не густо…

Но проблемы материальные герою не грозят. Он страдает из-за того, что его выключили из системы, а нормальной человеческой жизнью он жить не научился. Медленное врастание в обыденность будет прервано звонком из министерства.

6. САМЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ – «И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ» (1983; РЕЖИССЕР – НИКОЛАЙ ГУБЕНКО)

Сюжет: В переживающий упадок дом престарелых приезжает новый главврач (Жанна Болотова). Она убеждена, что старикам можно вернуть интерес к жизни.

Особенности фильма: «И жизнь, и слезы, и любовь» пенсионерская «Педагогическая поэма». Социальный эксперимент на грани утопии в рамках фильма состоялся. Павел Андреевич даже пережил роман, а оперная прима Софья Петровна на свое восьмидесятилетие получила в подарок живого Ивана Козловского.

Но фильм, действие которого происходит в ветшающих декорациях и запущенной природе, производит впечатление осени. Всё хиреет, приходит в упадок и скоро развалится не только дом ветеранов, но и великая страна с ее какой-никакой, а действенной пенсионной системой.

7. САМЫЙ ТРАГИЧНЫЙ – «ПРОДЛИСЬ, ПРОДЛИСЬ, ОЧАРОВАНЬЕ…» (1984; РЕЖИССЕР – ЯРОПОЛК ЛАПШИН)

Пенсионеры: Антон Скворцов (Олег Ефремов) и Анна Шарыгина (Ия Саввина)

Сюжет: Директор крупного предприятия Антон Скворцов, оказавшись на пенсии, решает сделать «перезагрузку» и начать жизнь наново с незадачливой поэтессой Анной Шарыгиной, тоже ушедшей на пенсию из планового отдела. Но не все так просто.

Особенности фильма: Антон Скворцов думает, что все можно начать заново, оставив семью дочери, где какие-то теплые чувства испытывает к нему только внучка. Герой постоянно сбегает из дома то в окно, то в случайной одежде, но дочка буквально не даст ему жизни. Сердце Антона не выдержит, а его несостоявшаяся возлюбленная Анна Шарыгина, прозванная «Кикиморой», по всей видимости, будет доживать в одиночестве.

8. САМЫЙ ЖЕНСКИЙ – «КЛУБ ЖЕНЩИН» (1987; РЕЖИССЕР – ВЛАДИМИР ФОКИН) — предложил DMITRYKRON

Пенсионеры: Майя (Антонина Шуранова), Женя (Екатерина Райкина), Лида (Мария Полицеймако), Кира (Мария Полбенцева)

Сюжет: Энергичная женщина Майя считает, что на пенсии можно, наконец, пожить жизнью души. Она увольняется с работы в унисон с подругами, создавая с ними женское братство. Но что-то идет не так, быт мощно вторгается в их союз. Родственники хотят денег, любви, просто внимания. Союз не выдерживает давления социума и разваливается, но на помощь Майе приходит роман с непризнанным художником.

Особенности фильма: В этом фильме показан пласт женщин, которые вполне себе еще ничего и даже нуждаются в мужчинах. Счастливой развязкой он проводит мысль идентичную мысли «У тихой пристани», — на пенсии есть чем заняться, главное расставить приоритеты. Вот только приоритеты в «Клубе женщин» расставлены совсем иначе, — поиск личного счастья не обманет героиню, а все общественные затеи ее провалятся.

9. САМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ – «ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ?» (1988; РЕЖИССЕР – ИОСИФ ХЕЙФЕЦ)

Пенсионеры: Касьян Глушков (Михаил Пахоменко) и Багорыч (Лев Борисов)

Сюжет: У колхозника Касьяна Глушкова умерла жена. Он переезжает в город к невестке, но там не сильно нужен. Невестка перебирается на Север в поисках богатой жизни, а Касьяна выживают на улицу соседи.

Какое-то время Касьян столуется у случайного знакомого Багорыча, но к его внучке вламывается пришедший из тюрьмы жених.

И тогда Касьян зовет Багорыча с собой в деревню.

Особенности фильма: Ну вот и доехали мы до дней конца Советской власти. Если до этого пенсионные герои испытывали лишь онтологические проблемы, то в фильме Хейфеца по повести Бориса Васильева (в 1982 ее уже экранизировал Василий Пичул в рамках дипломной ВГИКовской работы) героям негде жить, пенсии едва хватает на кефир, одеты они в отребье, окружающие смотрят волками и ведут разговоры о справедливости спартанцев, сталкивающих стариков в пропасть.

А дальше, в «лихие девяностые», будет только хуже.

Надо отметить, что в мире фильма дефицит именно нормальных, здоровых мужиков и ради них бабы готовы стереть дедушек в порошок.

10. САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ – «ЛЮБОВЬ С ПРИВИЛЕГИЯМИ» (1989; РЕЖИССЕР – ВЛАДИМИР КУЧИНСКИЙ)

Пенсионер: Константин Кожемякин (Вячеслав Тихонов)

Сюжет: Бывший заместитель Председателя Совета Министров СССР Кожемякин, отдыхая в привилегированном санатории, влюбляется в тамошнюю шофершу Ирину (Любовь Полищук), которой предлагает руку и сердце. Приехав в Москву, Ирина пытается разузнать о судьбе репрессированного отца. Оказывается под коллективным письмом, утверждающим приговор, стоит подпись ее мужа.

Особенности фильма: Вон картина маслом, — привилегированный пенс. Он держится за свои привилегии и убежден в собственной исключительности. Послушаем его: «Вы все и всегда будете зависеть от нас».

Последняя, ключевая и безнадежно пророческая фраза.

«Республика ШКИД» Геннадия Полоки (1966)

Фрагмент фильма «Республика ШКИД»

«Республика ШКИД» — кино 1960-х, прекло­няю­ще­еся перед кинема­тографом 1920-х и откровен­но полемизирующее с теми, кто до сих пор рассказы­вал об этом времени. «Путевка в жизнь»? «Педа­го­гическая поэма»? Всё не то. Геннадий Полока отдает роль глав­ного революционного педагога интеллигенту с бородкой и в пенсне (Сергей Юрский), кото­рый ни в чем не похож на народ­ного экковского воспитателя Сергеева. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, он же Вик­никсор, — тыняновский человек с пры­гаю­щей походкой, странный субъект, спу­тавший все эпо­хи. Эдакий чудак из бывших: школа у него — имени Достоевского, а жало­ваться он хочет Дзержинскому. В пандан придуман­ному образу Викниксора Геннадий Полока задумал свою экранизацию повести Белых и Пантелеева как кино аттракционов, в котором действие важнее слов: юмор здесь эксцентри­ческий, цирковой, понятный даже без звука. Сегодня фильм кажется сочета­нием несочетаемого: широкого формата и стремительного мон­тажа из 1920-х. Проти­воречивая логика картины рождается в столк­­новении ритмов и масштабов — так, в рыцар­стве обязательно должна быть доля шутов­ства. У донкихотствующего Викни­ксора Полоки, в отличие от прежних гениев советской педаго­гики, ничего не складыва­ется. Каждая его попыт­ка положи­ться на внут­реннее, свойственное каждому чело­веку благородство обречена на по­ражение. Каждая схватка с учениками кончается капи­туляцией. Что ж, эту обреченность усилий, трагичность образа точно считывали взрос­лые зри­тели фильма. Начинался застой.

«Подранки» Николая Губенко (1976)

Фотография со съемок фильма «Подранки». 1976 годФрагмент картины можно посмотреть .РИА «Новости»

Эпиграф из Твардовского («Дети и война — нет более ужасного сближения про­тивопо­ложных вещей на свете»), эпилог из Шпали­кова («По несчастью или к счастью, истина проста»). А в центре фильма — Алексей Бартенев, точнее два Алексея: один взрос­лый, разыскивающий братьев, потерявшихся после вой­ны, а другой маленький, воспитан­ник интерната для осиро­тевших детей войны. Подробности жизни в этой школе вряд ли кого-то удивят, на экране обяза­тель­ный для такого фильма набор сцен: в столо­вой, в классе на уроке, в спальне перед отбоем.

Кропотливо снятые оператором Александром Княжинским, «Подранки» тема­тически напоми­нают другую его работу о войне и безотцов­щине — «Я родом из детства» (сценарий, между прочим, как раз Шпали­кова). Но если тот фильм был все-таки родом из 1960-х и дарил какую-то надежду, то кар­ти­на Николая Губенко неизбежно исполне­на осенней меланхолии 1970-х. Это кино гумани­стическое и одновре­мен­но безнадеж­ное, испытывающее сильное стили­стиче­ское влияние Андрея Тарковского. Трудно ото­гнать от себя ощущение того, что автор «Подранков» очень тщательно изучил «Соля­рис» и «Зеркало», всматри­ваясь в обожжен­ных войной воспитателей на фоне умиротво­ренного быта за­брошенной усадьбы, в кото­рой после войны разместился интернат. Саднящая память о войне не отпуска­ет ни старших, которые дают уроки выжи­вания, ни младших — тех, кто только делает первые шаги в страш­ном мире: бегает к забору подгляды­вать за пленными немцами, спит с гранатой или погла­жи­вает кортик, вспо­миная об отце, которого уже не вспомнить. И те и другие — подранки, жертвы одной на всех катастрофы.

«Пацаны» Динары Асановой (1983)

Фрагмент фильма «Пацаны»

«Что мы сделали в этот день?» — этим вопро­­сом заканчивает каждый свой вечер воспитатель спортивно-трудового лагеря Павел Васильевич Антонов, он же Паша (Валерий Приёмыхов).

Условность и несовершенность всякого результата собственной работы — ничего окончательного — кредо не только его, но и режиссера фильма Динары Асановой. Не рас­считывать и планиро­вать завтра, а подмечать и суммировать, что при­несло конкретное сегодня. «Сценарий умирает — рождается кино!» — называлась одна из ее статей. Сценарий, написанный Юрием Клепиковым на докумен­тальном материале, кажется, действи­тельно должен был умереть, чтобы родилось это кино — настолько укоре­ненное в реальности, насколько это вообще было позволено советскому игровому кинематографу. Приёмыхов, который и сам работал с Асановой как сценарист, в своих воспоминаниях отме­тил: «У нее была мечта — начать снимать картину, не имея гото­вого сценария. Не ломать натуру, не под­гонять актеров под известную схему, плясать от «печ­ки»». «Паца­ны», которые начинаются с моноло­гов в камеру вполне реальных небла­гополучных, пьющих, курящих и гуля­щих подростков, на грани такого кино. В 1983 го­ду фильм наделал много шуму. Приёмыхова–Антонова и его подопечных, сыгран­ных вполне реальными трудными подрост­ками, конечно, сравнивали с воспи­тателями и трудными подростками иных кинематографи­ческих эпох, и разговор неизбежно переходил в публи­цистиче­скую плоскость: легко ли сегодня быть молодым? Легко ли Паше докри­чаться до своих олухов в палатках? Почему молодым ничего не инте­ресно? Но не это, кажется, было важ­но для Асановой. В конце концов, кино — не газетная пере­довица. Она знала, как побе­дить безразличие человека. Но как добиться эмпатии от камеры?

«Хозяйка детского дома» Валерия Кремнева (1983)

Фрагмент фильма «Хозяйка детского дома»

Интересный пример чисто телевизи­онного кино, произведенного редак­цией литера­турно-драма­тических программ Централь­ного телевидения: над видео­фильмом работали мастера жанра режиссер Валерий Кремнев и оператор Вла­дислав Ефимов, который выжал из своей не такой уж мо­биль­ной телеви­зион­ной техники максимум возможного. По всем показателям (кроме, пожа­луй, звука) фильм и сегодня смо­трится достаточ­но современно. Двухсерийная дра­ма о воспиты­ваю­щей приемного сына директри­се детского дома (Наталья Гун­дарева) вышла в момент подго­товки очередной образова­тельной реформы и как будто в противовес другим громким и мрачным кинопремьерам о буднях советской образователь­ной системы (из примеров на поверхно­сти — «Чучело» и «Пацаны»). Образ главной героини вышел по-хорошему противоречивым. Директор Ванеева существует по канонам скорее совре­менной, нежели совет­ской телеви­зионной драматургии. Она управ­ляется с сотней воспитан­ников, так и не совладав с собой; часто оши­бается и, в общем-то, не знает, как лучше, но хотя бы может накор­мить голод­ного пирожками. Сегодня самое инте­рес­ное при просмотре «Хозяйки детского дома» — не драма­тургические горки, а воз­мож­­ность погружения в предметную среду позднего застоя.

«СЭР (Свобода — это рай)» Сергея Бодрова — старшего (1989)

Фрагмент фильма «СЭР»

Яркий пример перестроечного «кино соци­аль­ного обличения» и в то же время отлич­ный образчик роуд-муви. Подросток Сашка (Володя Козырев, дальней­шая судьба кото­рого сложи­лась не лучше, чем у его героя) — воспитанник закры­той школы для не­благо­надежных малолеток, макси­мально мрачной: здесь дети ходят в тюремных робах, а общее построе­ние напоминает лагерную пере­клич­ку. Мамы нет, папа сидит уже не пер­вый срок где-то далеко на Севе­ре. К нему, к папе, и подры­вается маль­чишка в самом начале фильма. Роуд-муви — удоб­ный жанр для панора­мирования социальной действитель­ности. Отдав должное суровым нра­вам, царящим в училище (начальник мечтает окружить заведение тремя рядами колю­чей проволоки), Сергей Бодров перехо­дит к рас­сказу о том, что за пределами интерната тоже несладко. Жизнь в СССР — водо­во­рот насилия. Кого­ток увяз — всей птичке про­пасть: можно дол­го ехать по стра­­не поезда­ми, парохо­дами и авто­бу­­сами, но сбежать от ужа­са невоз­мож­но. Предопре­деленность травмирует сильнее режима. За окном зву­чит гимн отказу от уто­пии — «Гуд-бай, Америка» «Наутилуса». Симпто­ма­тично, что финал (по-своему счастли­вый, ведь все-таки отец нашелся) насти­гает Сашку в точке максималь­ного угнетения — у ворот тюрьмы. 

«Сын полка» Василия Пронина (1946)

Фрагмент фильма «Сын полка»

Режиссер этой экранизации Василий Пронин работал оператором на «Пу­тевке в жизнь» Экка. При этом «Сына полка» мало что свя­зывает с аван­­­гардной стилистикой «Путев­ки». Время совсем другое — и задачи тоже. Это вполне традиционный фильм эпохи послевоенного малокартинья Период в истории советского кинема­то­графа примерно с 1943 по 1953 год., который сегодня может порадо­вать разве что доста­точно реалистичными баталь­ными эпизо­дами и колорит­ными актерскими работами. Но «Сын полка» — первая избе­гаю­щая полуто­­нов попытка рассказать о детстве на войне в момент, когда страна переполнена сиротами. Главный герой — подобранный артиллериста­ми Ваня, который, несмотря на все попытки командо­вания сдать его в тыловой детский дом, превраща­ется в маленького солдата. Как и в перво­источ­нике Валентина Катаева, ему встречается герой-двойник, «сын полка» из подразде­ления кавале­ристов, — в кубанке, с медалью и шаш­кой: экран вслед за книгой признает детей, поставленных под ружье и вскормлен­ных полевой кухней, как мас­­совое явление. После выхода повести почта писателя почти ежедневно будет приносить письма с расска­зами о судьбах таких детей. Их ав­торы будут вспоминать о своих фронтовых встре­чах с Катаевым, каждый из них будет считать себя тем самым прототипом главного героя. Спустя немного времени, уже в 1950–60-х, акценты восприятия феномена «ребенок на вой­не» сместят­ся. Доста­точно посмотреть «Иваново детство» Андрея Тарков­ского, чтобы распоз­нать совершенно новую трактов­ку этого героического мифа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *