Грех мшелоимство – что это?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Даже те люди, которые не являются глубоко верующими имеют некоторое представление о смертных греховностях, однако при этом далеко не все знают, что означает слово мшелоимство в молитве, а ведь такое пристрастие способно не только пагубно отразиться на самом человеке, но также и оказать негативное действие и на его близкое окружение. В этой статье, вы сможете ознакомиться со значением этого слова, высказываниями священнослужителей и о том, как же побороть эту пагубную пристрастью.

Что такое мшелоимство в православии

Следует отметить, что мшелоимство происходит от старорусского слова «мшель» то есть вещь, или вещи которые покрываются мхом (мшелом). Само греховное деяние представляет собой разновидность такого пристрастия как сребролюбие. Это прегрешение заключается в тяготении к получению или покупке все большего количества новых вещей, не имея при этом какой-либо особой надобности для себя, собирательство ненадобных вещей.

Высказывания Святцев о том, что это загрех мшеломство — мания к собиранию различного имущества, излишнее накопление, стяжание ненадобных вещей, а также корыстолюбие и мздоимство именуемое мшелоимством, Святые Отцы трактуют следующим образом:

Священнослужитель Павел Гумеров: «Такая черта как пристрастие к накоплению и жадность присуща не только людям с хорошими достатками. Такого рода греховное деяние выражается в корыстолюбии к ненадобному человеку вещам, когда они от длительного бездействия и хранения своего рода обрастают мхом. Также таким пристрастием могут быть увлечены и довольно бедные люди, то есть покупая и накапливая одежду, посуду или любые другие предметы, наполняя ими полки, кладовые, шкафы и даже часто запамятовавши где что находится»;

Священник Лев Оптинский: «Что касается такого греховного деяния (то есть другими словами переизбыток различных предметов) и вещелюбия, то бишь согласно рассуждению, Святых отцев такая немощь пребедственнее и горестнее нежели сребролюбие».

Как бороться с греховным пристрастием

Для того чтобы не допустить накапливания в доме излишних вещей, следует чаще проводить ревизию в местах где они хранятся в наибольшем количестве. Однако одной только ревизии недостаточно, нужно начать менять внутренне, на духовном уровне и постигнуть умение расставаться с вещами без жалости.

Если в доме находятся ненужные и неиспользуемые предметы, то лучше всего отдать их тем, кто действительно в них нуждается, а такие люди или даже целые семье могут найтись и в вашем доме. Также те вещи, которые уже не используются можно принести и в церковь или же в приемные пункты для сбора обуви, одежды и других предметов для бедствующих.

О том, что обозначает слово мшелоимство вы смогли ознакомиться выше, а упоминание его можно услышать в ежедневной вечерней молитве, в которой можно попросить прощения за содеянную греховность. Текст самой молитвы выглядит следующим образом:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.»

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о мшелоимстве в наши дни:

Аудио

– Все знают о пагубной страсти грехов сребролюбия, лихоимства, а что такое мшелоимство? Чем оно опасно и как с ним бороться?

– Многим современным людям этот термин может быть мало знаком, поэтому они его произносят иной раз с ошибками. Мшелоимство – это разновидность того же самого сребролюбия, когда люди (чаще всего пожилые, но и не только) имеют обыкновение собирать в своем доме, квартире или во дворе всевозможный хлам: допустим, фантики от конфет, съеденных тридцать лет назад, лотки от яиц, бумажки, тряпки, коробки и прочее. Все это хранится, ржавеет, изъедается молью, вся квартира захламляется совершенно лишними, никому не нужными вещами, все это хранится на черный день, а в результате получается, что каждый день – черный, потому что невозможно среди этого «драгоценного», неприкосновенного хлама даже пройти. Самое печальное бывает, когда приглашают священника (чаще всего родственники или соседи) исповедовать, может быть, даже умирающего хозяина или хозяйку такой квартиры, и хозяев сначала надо найти среди этого обилия, по сути, мусора. А потом надо еще как-то найти с ними общий язык.

Чем опасен этот духовный недуг? Любой, кто дерзнет коснуться этого мусора, сразу становится врагом номер один. «Без моего разрешения не смей это трогать! Это все мое!» – рассуждает такой человек. Известный православный психолог Ирина Яковлевна Медведева, автор многих книг, поделилась такой мыслью, что мшелоимство – это проявление одной из форм такой психопатологии, как шизофрения. То есть это не только духовная проблема, но еще и психическая.

Но самое страшное не вещественное мшелоимство, а интеллектуальное, когда сознание человека захламлено всевозможными нелепыми случаями: с кем дрался, где выпивал, где отравился, где споткнулся, с кем поссорился, помирился или не помирился, где лечился, почему не долечился – все это человек держит в своем сознании. И если внешний мусор люди помогут разгрести даже без твоей воли, то интеллектуальное мшелоимство разгрести без желания самого человека невозможно, человек должен сам это осознать и от такого мусора избавляться.

НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА В МОЛИТВЕ. Исповедание грехов повседневное

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Живота моего – жизни моей. Скверноприбытчеством – преступной наживой (прибылью). Мшелоимством – мздоимством, корыстолюбием (мшел – корысть). Лихоимством – жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательства и т. д. Онеправдовах – я оклеветал; причинил всякое зло, неправду. Точию – только. От всех сих, яже изглаголах – от всего этого, что я высказал.

+ «Каждодневные дела наши надо ежечасно взвешивать, внимая им, а вечером необходимо облегчать бремя их покаянием, сколько сил есть, если желаем, с помощью Христовою, препобедить в себе зло. Надобно также смотреть, по Богу ли, пред лицеем ли Бога и для единого ли Бога совершаем мы все свои чувственные и видимые дела, чтобы по неразумию не быть окраденными при сем какими-либо недобрыми чувствами».

Преподобный Исихий Иерусалимский

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены… Давид, получив отпущение грехов, не забывал о них и память о них передал потомству. Это сделано в память всем родам, из рода в род. Научу беззаконныя путем Твоим (Пс. 50, 15), говорит он, чтобы все грешники научились от примера его подобно ему каяться в грехах своих и, когда они будут прощены, не забывать о них, но всегда помнить. Подобное сказал Сам Бог через пророка Исаию: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя, и не помяну. Ты же помни… (Ис. 43, 25-26). Таким образом, когда Господь отпускает нам грехи наши, мы должны не отпускать их себе сами, но всегда помнить о них, через возобновление раскаяния о них».

Тот же святой предупреждает: «Не обращай в уме твоем грехов, некогда совершенных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся».

Итак, сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них – мы не должны в то же время «обращать их в уме», заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом – одно из проявлений искусства «невидимой брани», срединного «царского» пути, каким должен идти христианин.

Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее – во все дни жизни, Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.

«Должно внимать себе, не престала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом».

Преподобный Иоанн Лествичник

Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли. При этом мы руководствуемся Православным катихизисом и наставлениями подвижников Православной Церкви.

Объядение, пиянство, тайноядение – грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие – страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.

Празднословие. Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: «Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность остаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь».

Преподобный Иоанн Пророк

Расширяет понятия празднословия преподобный Ефрем Сирин: «А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным – именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит».

Уныние. Этот грех нередко впрямую связан с празднословием:

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия… Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно… в послушании лицемерно».

Преподобный Иоанн Лествичник

Леность, как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет «леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению» в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия.

А вот святоотеческое наблюдение из монашеской жизни, действительное для мира: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву; а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня».

Преподобный Иоанн Лествичник

Прекословие. «Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем», — учат святые отцы словами Иоанна Лествичника. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей не исцелим».

Непослушание. «Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле», — так связывает непослушание с прекословием преподобный Иоанн Лествичник. В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Полное послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать ответ; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр. 13, 17). Но полное и беспрекословное послушание (во всем, что не противоречит вере и Закону Божию: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам – Деян. 5, 29) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети – родителям. О повиновении начальствующим говорит апостол Павел: Начальник есть Божий слуга, тебе на добро… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 4-5). Митрополит Антоний Сурожский рассказывает, что был призван в армию, уже дав монашеские обеты, но не приняв пострига. На вопрос, как же ему в армии осуществлять послушание, духовник ответил: «Очень просто: считай, что каждый, кто дает тебе приказ, говорит именем Божиим, и твори его не только внешне, но и всем твоим нутром; считай, что каждый больной, который потребует помощи, позовет – твой хозяин; служи ему, как купленный раб».

Оклеветание – прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – Исх. 20, 16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание – это оклеветание. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2, 1).

«Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали в тайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца». «Опытом доказано, что за какие грехи, телесные или душевные, осудим ближнего, — в те сами впадаем».

Преподобный Иоанн Лествичник

Небрежение – небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…

Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин – матерь всего худого.

«Самолюбие есть страстное безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти».

Святой Максим Исповедник

Многостяжание. Любостяжание… есть идолослужение, — говорит апостол Павел (Кол. 3,5). В другом послании он пишет: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (Тим. 6, 10). Многостяжание – это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность.

«Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного».

Авва Евгений (Скитский патерик)

«Многостяжательный опутан попечениями и как пес привязан цепью».

Преподобный Нил Синайский

Многостяжание – это ненадеяние на Бога. И так не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31-33).

«Почему не свергаем с себя всякой бесполезной заботы и не облегчаем себя от бремени земных вещей? Не знаете разве что дверь узка и тесна и что любостяжательный не может войти в нее? Будем искать лишь того, что удовлетворяет потребности; ибо излишнее только развлекает, а пользы не приносит».

Преподобный Ефрем Сирин

Хищение. В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что «плохо лежит»: например, «зачитать книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения – святотатство – «присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви» (см. «Православный катихизис»), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канон или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.

Неправдоглоголание – любая ложь словом. Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4, 25).

Надо помнить, что нет «невинной» лжи, всякая ложь не от Бога. «Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви», — говорит святитель Филарет в своем «Православном катихизисе».

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, — например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (см. «Православный катихизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание мшела – корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву-покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней.

Ревнование – ревность всех родов.

Зависть. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога – раздаятеля даров».

Святитель Иоанн Златоуст

«Кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, завистию которого вошла в мир смерть (Прем. 2, 24)… зависть и соперничество – страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство».

Преподобный Ефрем Сирин

Гнев – одна из восьми главных страстей.

«От какой бы причины ни возгоралось движения гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза – ценность металлов не делает разницы в ослеплении».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев».

Преподобный Иоанн Лествичник

Памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: »прости и прощено будет» – ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: »остави, якоже и мы…»?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло».

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как дым от тлеющей соломы ест глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы».

Преподобный Нил Синайский

«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души».

Святой Максим Исповедник

«Укротивший гнев пресек зарождение и памятозлобия; ибо чадородие бывает только от живого отца».

Преподобный Иоанн Лествичник

Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающий (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене» (см. «Православный катихизис»). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9, 5; Еф. 4, 19 и 5, 3; Кол. 3, 5).

Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не «подводить» под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей – аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

Следующая молитва

Предыдущая молитва

НАЗАД (На предыдущую страницу)

Назад к списку

Православное понимание греха

Лихоимство в любой форме – это грех, независимо от мотивов. Когда душа выйдет из тела и будет проходить 20 страшных воздушных мытарств, не будет необходимости объяснять, почему украл или соврал. Будет достаточно только факта – украл. Если человек присваивает чужое, он грешит перед Господом, нарушая Его заповедь.

Грех лихоимства осуждался со времен Ветхого Завета. Учителя православия так же говорят о пагубности и греховности получения взяток, страсти наживы на других людях. В настоящее время взятки окружают человека со всех сторон: на работе, в больнице, на учебе, при получении госуслуг и пр.

Оплатить получение должности, выгодного подряда или купить невиновность в совершенном преступлении стало привычным делом для современных людей. Но это не значит, что такое положение вещей нормально и приемлемо. Происходит нарушение Божией заповеди и вина налагается на обоих участников подобных отношений.

В грехе одинаково повинен и тот человек, кто дает взятку, и тот, кто берет ее.

Значение лихоимства и мздоимства

Различия между мздоимством и лихоимством

Еще одним грехом, имеющим тот же корень, является мздоимство. Суть определения можно понять исходя из обозначения слова «мзда». Мздоимство – это плата человеку для того, чтобы наверняка или быстрее получить от него услугу, за выполнение которой он и так получает заработную плату. Главное отличие этого греха от лихоимства заключается в моральных принципах мздоимца. Лихоимец не разбирается в финансовом и социальном положении тех, на ком он наживается.

Путь за Христом тернист и узок. Православный человек не станет участвовать в даче и получении взяток, даже если из-за этого он не сможет получить услугу, положенную ему по закону. Несмотря на то что в современном обществе наблюдается попрание истинных ценностей, каждый человек, пока он жив, еще имеет возможность покаяться и исправиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Лихоимство и идолослужение

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Святое писание говорит, что все мы рождены во грехе. Это наша природа, от которой очень трудно избавиться. Но в помощь человеку даны святые угодники, ангелы и архангелы. Если грешник осознаёт свою испорченную грехом природу и желает исправиться, Бог всегда придет на помощь. Другое дело, если человек не собирается исправляться, если ему уютно жить греховной жизнью. В этом случае никто не придет к нему на помощь, потому что он в ней не нуждается.

Слово лихоимство соответствует греческому слову πλεονεξία, однако, это греческое слово переводится не только как лихоимство. Есть еще два перевода: любостяжание, корыстолюбие. Понятно, что это имеет отношение к незаконному обогащению и откровенному грабежу средь бела дня.

Лихоимец поклоняется одному богу — демону Маммоне, который прельщает людей быстрым обогащением. Это демон ненасытности, которая поражает людские сердца и отвращает от Божьих заповедей. Многие думают, что никаких демонов не существует, потому что их не видно. Что плохого в быстром обогащении, что плохого в изобилии и богатстве? На самом деле ничего плохого в изобилии и богатстве нет, и даже царь Соломон владел несметными сокровищами. Вопрос в другом — какими путями получено это богатство.

Если богатство получено с Божьей помощью, то оно служит прославлением Создателя и Творца жизни. Но если богатством прельщает Маммон, то цель его предельно ясна — растлить душу:

  • быстрой наживой;
  • удачей;
  • роскошью.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Не каждая душа может противостоять такому напору энергии материальных благ, многие люди готовы променять вечную душу на скоротечные земные блага. До сих пор в интернете можно найти обряды продажи души ради временных земных благ, как будто их можно забрать с собой в могилу. Человек не понимает, что на этой земле он лишь гость, и что пребывание в материальном мире имеет свои временные ограничения — 100 лет. Но люди настолько ослеплены шансом быстро разбогатеть, что просто забывают о том, что это всё временное.

На заметку! Лихоимцы — служители демона Маммоны, даже если они об этом не знают.

Считается, что в подчинении Маммона находится 9-й круг ада. Там он обитает в дворце из чистого золота, инкрустированного самоцветами и драгоценными камнями. Только жертвами этому неправедному богатству становятся дети. Маммон забирает нерожденных и новорожденных детей как дань своему покровительству. Причем забирает он не только тех детей, родители которых отдали ему душу: он будет забирать их у всех поколений. Аборты, выкидыши, мертворожденные — это всё жертвы страшного демона под именем Маммон.

Только ли богатые могут совершить грех мшелоимства?

От мшелоимства не застрахованы как богатые, так и люди с весьма скромным достатком, которые запасаются продуктами или одеждой на «черный день» и часто покупают их больше, чем это надо.

Быть зависимыми от вещей людей заставляет сбитый нравственный фокус. Святитель Тихон Задонский писал: «Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного».

Как избавиться от страсти к вещизму?

Чтобы вещи в доме не накапливались, нужно почаще проводить ревизию в доме, местах, где храните вещи, продукты. Нужно уметь расставаться с вещами, которые вы не используете, а если у вас накопились ненужные вещи, то отдайте их нуждающимся. Вполне возможно, что в вашем же доме есть такие семьи. Вещи, которыми вы не пользуетесь, можно принести в храм или приемные пункты, где собирают вещи и обувь для нуждающихся.

Делая очередную покупку, поразмышляйте, действительно ли она вам нужна. Может, лучше на эти деньги помочь кому-то. В том же супермаркете часто встречаются бабушки, которым вы можете прямо на месте что-то купить. Также можно перевести деньги на лечение больного ребенка, вместо того, чтобы вложить их в ненужную вещь, которая ещё больше захламит ваше жизненное пространство.

Мшелоимство — накопление ненужного — как идолопоклонство. 

Как-то в одном сельском храме священник заметил, что периодически к нему на исповедь приходит старичок и говорит: «Каюсь батюшка, мышей ловил…». Поначалу он, недавно только получивший этот приход, покорно отпускал сей странный грех, ассоциируя его с некими сельскими нуждами. Ну что делать, если мыши завелись, избавляться от такого соседства как-то же надо! Некоторые ведь и о собаках молятся — что делать, если человек одинок и не уживается с другими людьми? Мало того! Даже о коровах и других животных, которые служат людям, существуют специальные молитвы. В одну из исповедей батюшка решил старичка утешить и сказал, что в том грех невелик. Каково же было его удивление, когда просвещенный старичок несказанно возмутился и пожурил священника: «Что вы, батюшка! Мшелоимство — это такой же грех, как и убийство!» Услышав такое признание, батюшка опешил. Молодой священник стал объяснять, что грех мшелоимства к мышам отношения не имеет, а уж тем более к убийству. Что же такое на самом деле мшелоимство, мы решили узнать у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

Реклама

О МШЕЛОИМСТВЕ

— Владыка, расскажите, пожалуйста, что это за слово такое необычное?

— Дорогой читатель, дорогой христианин! Мы должны каяться разумно. Прежде чем идти на исповедь, приди к священнику на духовную беседу, чтобы понять, в чем вообще нужно каяться, что является грехом, какие грехи бывают. Например, грех убийства, о котором говорилось выше. Ведь каяться в этом грехе нужно не только тогда, когда ты ножом кого-то ударил. Ведь можно и словом человека убить! Сколько случаев, когда после разговора человек не выдерживает и умирает от инфаркта!

Мшелоимство, конечно же, никак не связано с убийством мышей. Речь идет о черте характера, как собирательство ненужного хлама в больших количествах. У женщин этот грех может проявляться в обилии туфель или одежд, которые она просто не успевает носить. В церкви считается, что такое собирательство в духовном плане означает сбор ненужного для суда и вечных мук осуждения.

Реклама

Когда мне исполнилось 50 лет, многие узнали мою фамилию (Лебедь. — Авт.) и надарили множество статуэток лебедей. Куда их денешь? С ними связаны истории, люди. Но только вот зачем мне, взрослому человеку, эти лебеди? Но каждый подарок, а у меня их много, — это память. Разве что музей открыть. Уловка этого греха в том, что сбор лишнего, ненужного хлама подпитывается каким-то внутренним голосом, который говорит, что все это ценно и дорого. Хотя, по сути, дорога человеку должна быть только душа и отношения между людьми. С другой стороны, тут может быть вопрос привычки, особенно если речь идет о старых вещах. Посмотрите на мои туфли, например. Они несколько раз подлатаны. Когда я прошу ребят отнести их подклеить, мастера просят мне передать: «Еще раз вы принесете эту рухлядь, мы их выбросим». Привычка — тоже вид мшелоимства. На первый взгляд, вещь кажется нужной, а на самом деле она совершенно не нужна.

— Это грех?

— Конечно! В какой-то мере, это идолопоклонство. Потому что ты отдаешь время больше не вразумлению себя словом Божьим, не чтению святоотеческих поучений, а пересматриваешь подаренные вещи, перекладываешь обувь, перевешиваешь в шкафах одежду и т. д.

ЧТО ДЕЛАТЬ

— Как избавиться от подобной привычки, которая еще и является грехом?

Реклама

— Хороший вопрос. Бороться надо с самим собой. Потому что по христианским заповедям то, что тебе больше всего нравится, ты должен отдать. Я раздал много старинных икон, не жалею, пусть люди молятся. Раздавал облачения, обувь, посуду… Нужно приучать себя отдавать. Не сразу, постепенно, но возьмите за правило, например, раз в неделю кому-то что-то отдавать. Поначалу будет тяжело, потом будете даже испытывать необходимость отдавать.

— Одним из первых материалов в нашей газете, а ей в декабре уже 18 лет исполнится, была история одной женщины, которая жила в двухкомнатной квартире одна. После ее смерти родственники вошли и ужаснулись — комнаты до потолка были забиты вещами. Из ее квартиры два или три грузовика вещей вывезли. Был еще случай, когда дочь не могла привести в дом друзей, потому что 43-летняя мама складирует вещи так, что на полу осталась для прохода лишь узенькая дорожка. Выкидывать женщина ничего не хотела. Что бы вы посоветовали, как вразумить?

— Можно пойти на радикальные меры. Привести этого человека к гробу покойника и показать, сколько человек «уносит» с собой. Много? Платье, тапочки, может, очки. У моей мамы есть «клумачок», где есть все необходимые вещи для погребения. Такой же «клумачок» был у моей бабушки… Хотя чем старше человек, тем сложнее ему отдать ту вещь, к которой прикипел душой. Да, нужно заставлять себя от них избавиться, но не всегда это выходит. Хотя люди бывают разные. Тут подход нужен.

Как-то был случай с патриархом Пименом. У него было шесть подрясников, и все порваны настолько, что уже не поддавались штопанью. Как ни уговаривали Патриарха сменить ветошь на новое облачение, тот ни в какую. Вот и придумали помощники его — взять и сжечь эти подрясники. Так и сделали, да благо один оставили. А Патриарху сказали: «Ваше Святейшество, мы ваши подрясники сдали в ремонт». «Хорошо, — отвечает Патриарх.— Только ничего не вздумайте с ними делать!» Прошла неделя, он говорит: «Где подрясники? Уже неделя прошла!» Ему приносят новые: «Вот эти». «Эти раздайте людям, а мне верните мои. Я, может, в них упокоиться хочу!» Принесли ему один уцелевший подрясник и во всем признались. Патриарх простил, надел подрясник, в нем в скорости и упокоился.

— Есть еще другая градация у людей старшего поколения. Подаришь, к примеру, современную мясорубку бабушке, чтобы она не мучалась, не крутила вручную. А она ее спрячет «до лучших времен». Когда же эти «лучшие времена» наступят, ведь уже 70?! Это тоже мшелоимство?

Реклама

— Конечно. Есть вещь — ею нужно пользоваться. Вещи созданы для тебя, а не ты для вещей. Другое дело — люди, пережившие ужасы войны, или плен, или голод. Такой человек может, например, все время покупать две буханки хлеба, мешок гречки и т. д. Это уже просто душевное расстройство, и его вряд ли удастся вразумить.

Было такое, я купил ей ткань на первую зарплату после техникума — шелк польский. Привез. Пролежал этот шелк лет пятнадцать. Как-то заставил ее таки пошить из этого шелка себе платье. Сшили, мама единственный раз его надела — на свадьбу в доме по-соседству. Сидит, значит, спокойно за столом. Вдруг чувствует, что-то стало свободно в плечах, но с чего — понять не может. Хорошо, что в селе празднуют на улице, ночь уже была на дворе. Дошла домой, сняла это платье и легла спать. Утром встала, как глянула на платье — чуть в обморок не упала. Платье сзади разлезлось надвое от воротника до самого подола. Звонит мне, плачет: «Оно же новое! Первый раз надела!» «Мам, — говорю, — сколько лет этот шелк у Вас пролежал? Пятнадцать? Так какое же оно новое? Хорошо, хоть никто не заметил!» Мама согласилась и перекрестилась. Вот вам мшелоимство.

А еще была у нас тетя Катя, которая пережила страшные события. Они жили в Висле (Польша), через три месяца после свадьбы ее мужа зарезали. Замуж больше так и не вышла, взяла на себя обет — если выйдет на пенсию, будет служить церкви и никогда ничего не возьмет. Оказалась она у нас на приходе. Подарим ей скатерть — на следующий день она застеленная перед иконой Божьей Матери «Почаевская». Подарим покрывало — оно снова где-то в другом месте оказывается. Решили подарить кофту, может, наденет? Прихожу на следующий день на службу, а ее подружка в этой кофте. «Где взяли?» — «Тетя Катя подарила». К ней ничего абсолютно не приставало к рукам. Она сказала: «Я служу Богу!»

— Это крайность или именно так и нужно себя вести христианину?

— Христианин уж если дал обет — должен его исполнить. Тетя Катя наша — кремень, прекрасно владела собой. Пообещала себе и Богу — не возьмет ничего, была верна своему слову до конца. Она считала, что все, что нужно — у нее и так было. Вообще, удивительная была женщина — сама ходила к реке, таскала за 17 км воду в банках, чтобы стирать облачения с престола! Водители автобусов ее уже знали и подвозили при случае. Вот это пример для подражания. Для нее важны истинные ценности — молитва, храм, послушание. Остальное для нее вообще не было важным. Такого человека никакое мшелоимство не возьмет.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Источник: Сегодня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *