Как дети выступают?

Волнение — здоровая реакция организма, которая может быть вызвана негативными обстоятельствами и позитивными важными событиями. Никого не удивит, что дошкольник взволнован перед походом в цирк или перед началом занятий в новом кружке, однако, если он с трудом справляется с беспокойством или это чувство вызывают даже незначительные жизненные ситуации, родители непременно должны обратить на это внимание.

Мы расскажем, как распознать тревогу и помочь маленьким детям справиться с сильным волнением.

Причины волнения у детей

Большая или меньшая подверженность этому чувству зависит от многих факторов, но прежде всего от личных особенностей нервной системы ребёнка. Вы наверняка замечали, что уже с рождения есть более или менее чувствительные дети: одних тревожат громкие звуки, сон в неположенное время, отсутствие мамы в течение пяти минут. Другие малыши засыпают в гостях с незнакомыми людьми в шуме и при ярком солнечном свете. С возрастом подобные различия часто сохраняются, и дети проявляют большее или меньшее беспокойство как реакцию на разные жизненные ситуации.

Состояние волнения и тревоги могут развить или усугубить:

  • Завышенные требования значимых взрослых. Когда родители слишком много требуют или слишком многого ждут от малыша, это часто вызывает тревогу не соответствовать ожиданиям.
  • Неумение (или нежелание) родителей установить границы. Хотя это может показаться странным, менее требовательные мамы и папы тоже создают тревогу у детей. Маленький человек не знает, как именно вести себя правильно, потому что взрослые не объясняют. Авторитет родителей и знание лимитов успокаивают детей.
  • Противоречивые требования, когда один из родителей запрещает, а другой разрешает. Ребёнок начинает волноваться, не зная, как угодить обоим.
  • Значительные перемены в жизни: начало посещения сада, выход мамы на работу, развод, рождение брата или сестры. Здесь можно говорить об адаптации к новым условиям — волнение уходит через какое-то время, но это может занять как несколько недель, так и месяцы.

Соревнования — это другой мир

Классический случай. На тренировках ребенок демонстрирует великолепные навыки и технику. С легкостью выполняет задания тренера. Не испытывает никаких проблем с мотивацией и настроением. Кроме того, в день соревнований, на разминке, ребенок тоже все выполняет отлично. Родители и тренер в восторге. Да, похоже, сегодня кому-то светит пьедестал! Все в предвкушении потирают руки и думают о том, как будут отмечать первое место.

Но вот звучит стартовый свисток, соревнования начинаются. И… ребенка как будто подменяют. Вся техника куда-то исчезает. Весь настрой пропадает. Другие дети буквально «затаптывают» его в землю, превосходя абсолютно по всем параметрам. Ребенок не показывает и доли того, что на самом деле умеет. В глазах — страх и растерянность. В голове — желание, чтобы все это побыстрее закончилось.

Неужели стартовый свисток виноват в такой перемене? Конечно, нет. В столь резких изменениях виновата боязнь соревнований. Ребенок может никак не проявлять свой страх перед выступлениями, а в некоторых случаях и не ощущать этого осознанно. Однако именно страх, сидя глубоко-глубоко внутри, виноват в происходящем.

Один на сцене

В какой-то степени спортивные соревнования похожи на выступление на сцене, особенно в сознании ребенка. Даже если это не индивидуальное выступление (например, фигурное катание), а командное (футбол, хоккей). Ребенок воспринимает происходящее как «происходящее вокруг него», где он — центр, при этом вне зависимости от своей роли или положения.

  • Он капитан команды? Он — центр всеобщего внимания.
  • Он выполняет «черновую работу» на поле? Он — центр.
  • Он сидит в запасе и готовится к выходу на поле? Он все равно центр.

Восприятие себя как главного действующего лица влечет за собой понятный страх, связанный с тем, что вся собравшаяся публика будет смотреть на него: родители, другие зрители, тренер, одноклубники и даже соперники. Находиться в центре внимания непросто, особенно в детском возрасте, не обладая необходимым опытом и уровнем понимания происходящего.

Устраивать долгую психологическую проработку страха выступлений в детском возрасте не стоит. Это излишество. Да и просто жалко так сильно «мутузить» ребенка почем зря. В конце концов, в страхе нет ничего страшного. Человек, как живое существо, может и должен испытывать страх. Это абсолютно нормальное проявление нашего биологизма.

Как заметить тревожность малыша

Какие симптомы должны насторожить родителей? Дети, испытывающие волнение, часто:

  • Не могут сконцентрироваться, быстро устают от одного дела.
  • Не стараются при выполнении заданий или, напротив, стараются чрезмерно.
  • Тяжело переживают любую ошибку и проигрыш.
  • Не хотят выходить из дома, гулять, идти в сад, посещать кружки.
  • Не хотят пробовать новое.
  • Могут быть излишне подвижны или, напротив, очень скованны.
  • Беспокойно спят или с трудом засыпают.
  • Плохо едят.

В случае постоянной тревожности мы можем наблюдать психосоматические расстройства: тошноту и даже рвоту от волнения у ребёнка, боли в разных частях тела, дрожь. Отличить такие состояния от реальной болезни можно, так как они возникают в наиболее волнующих малыша ситуациях.

Приёмы, помогающие справиться с детским волнением

Если волнение вызвано переменами или если тревожность — постоянное состояние ребёнка, есть множество способов, при помощи которых родители могут помочь справиться с ними.

  • Обсуждайте чувства. Попробуйте как можно чаще проговаривать, что малыш взволнован и что именно вызвало это чувство.
  • Попробуйте снизить требования, делать меньше замечаний. Это не значит перейти к вседозволенности. Чётко устанавливайте границы допустимого поведения, но в рамках этих границ старайтесь не делать замечаний.
  • Следите, чтобы указания были последовательны. Если сегодня вы что-то запретили, не разрешайте на следующий день.
  • Разыграйте ситуации, которые вызывают особенное беспокойство. Когда дети проигрывают их в спокойной доверительной обстановке, они могут заранее решить, что сказать и сделать, оказавшись в них на самом деле.
  • Продумайте ритуал укладывания. Здоровый сон помогает снизить уровень тревожности в течение дня. Поэтому внимательно следите, чтобы малыш спал достаточное количество часов. Укладывайте каждый раз одинаковым способом, например, пусть дети примут тёплую ванну, почитайте вместе книгу, полежите с ними до засыпания.
  • Соблюдайте правило одного волнующего события в день. Если в какой-то день вы запланировали событие, которое точно взволнует малыша (поход в цирк или в гости), старайтесь провести остальную часть дня в привычной и спокойной обстановке.
  • Гуляйте с детьми на свежем воздухе, желательно два раза в день. Обращайте внимание на то, чтобы они проводили прогулки активно, а не неподвижно сидели в коляске.
  • Предлагайте расслабляющие игры, особенно после волнующих событий и перед сном. Хорошо подходят игры в песочнице, с крупами и водой.
  • Чаще обнимайте и целуйте детей! Объятия и телесный контакт значительно снижают тревогу. В ситуации волнения предложите малышу объятия. Дома сделайте расслабляющий массаж.

Обратитесь к психологу, если волнение слишком выражено (ребёнка тошнит от волнения или он жалуется на боли), или если тревога не проходит, несмотря на вашу помощь.

Причины волнения

В школе я никогда не боялась отвечать у доски: мне было комфортно видеть лица друзей-одноклассников. Зато в университете из-за волнения получила четыре на защите диплома. Сбивчивая речь, дрожащий голос, ощущение, что воздуха в легких слишком много: все это сыграло против меня. Вспоминаю — и до сих пор неловко. А многие дети чувствуют себя так постоянно.

Бояться — нормально

Страх перед выступлением — совершенно нормальное явление. Важно сразу рассказать об этом ребенку. Боятся все: вы, папа, бабушка и ребята в школе. Просто кто-то хорошо скрывает свое волнение. Спросите, что пугает его больше всего. И предложите несколько приемов, которые помогут уменьшить волнение.

Репетируйте

Залог успешного выступления — подготовка. Репетируйте выступление дома. Пусть ребенок рассказывает вам стихи, правила или пересказывает текст. Например, сын моей подруги Тимоха учится во втором классе и уже три раза выступал с докладом про шахматы. Перед каждым выступлением он «тренировался» на маме, папе и дедушке. Тимоха переживает, поэтому не ленится рассказывать текст несколько раз. Зато в классе выглядит непринужденно и уверенно.

Наверно, многие слышали про то, что полезно выступать перед зеркалом. Не стоит так делать. Лучший вариант — повторить материал на прогулке. Пока ребенок пересказывает текст, то встретит на пути прохожих на велосипеде или детей на роликах.

Так он научится соображать на ходу: правильно реагировать на отвлекающие факторы, повышать голос или, напротив, говорить тише.


Источник

Пусть будет интересно

Расспросите ребёнка о том, что самое интересное в его докладе: почему эта тема его увлекает? Сконцентрируйтесь не на оценке, а на информации, которую он узнал. Скажите, что главное — рассказать другим ребятам, почему эта тема такая захватывающая, а не впечатлить учителя.

В школе я несколько лет ездила на научные конференции и рассказывала про литературные аллюзии. Эта непростая (для восьмого класса) тема казалась жутко скучной всем моим знакомым. Зато мне она нравилась до безумия. И когда я начинала объяснять суть исследования маме или подружкам, они слушали с большим интересом. Энтузиазм передавался слушателям, и скучные определения оживали.


Источник

А что если…

Страх выступления похож на страх неизвестности. Ребенок не знает, как отреагируют одноклассники и учителя. В его голове проносятся вопросы: «А что если я забуду текст?», «А если все будут смеяться?», «Вдруг мне зададут вопрос, а я не смогу ответить?». Составьте с ребенком список ситуаций, которые могут приключиться. Фантазируйте от души. А затем придумайте, как можно решить каждую проблему.

Игра полезна тем, что готовит детей (и взрослых) к реальным жизненным ситуациям.

В её основе лежит концепция «ожидания неожиданного», которая поможет не впасть в ступор, если что-то пойдет не так.

Научитесь правильно дышать

Правильная техника дыхания выручает в моменты сильного напряжения и волнения, когда пора идти на сцену или рассказывать реферат. Научите ребенка делать дыхательную гимнастику. Сначала глубокий вдох, затем — медленный выдох.

Чтобы проверить, правильно ли дышит ребенок, положите одну руку ему на грудину, а вторую — на живот. Пусть он сделает вдох. Если рука на животе движется при вдохе с большей амплитудой, чем на грудине, значит, ребенок все делает верно.

Организуйте домашние спектакли

Чем больше тренируетесь — тем лучше получается. Устраивайте домашние представления: пусть каждый член семьи выучит и расскажет стихотворение или изобразит сценку из любимой книги. Во-первых, это дает огромный простор для творчества. Во-вторых, дети становятся увереннее в себе, играя на воображаемой сцене.


Источник

Спросите ребенка

Иногда дети сами находят удивительные решения своих проблем. Вот история мамы из книги «Мой ребенок — интроверт».

Как-то она спросила своего шестилетнего сына Лео, не знает ли он средство от неприятного ощущения в животе, которое возникает когда нужно выступать на публике. Малыш ответил: «Ну, я могу одолжить тебе мой тревожный камушек. Положи его в карман. Каждый раз, когда от волнения скручивает живот, надо просто его потрогать. Он такой гладкий и прохладный! Это правда помогает».

Мама даже не подозревала, что Лео уже много раз пользовался своей придумкой, когда учитель вызывал его к доске.

Прежде чем предложить решение, спросите ребенка, что он может придумать. Возможно у него есть свой «тревожный камушек».

Хвалите

Не забывайте говорить слова поддержки ребенку: «Ты молодец», «У тебя всё получится», «Ты отлично рассказал. Было так интересно!». Это один из главных способов укрепления уверенности — хвалить детей за приложенные усилия. Даже если ребенок выступил не слишком удачно, не ругайте его: лучше обнимите и скажите что-то приятное. Например, что вы его любите просто так, а не за что-то — точно не за пятерки.

Даже если ребенок выступил неудачно, похвалите его. — Источник

Кажется, что некоторые дети рождены для сцены: они с интересом рассказывают рефераты, их речь выразительна, а интонации — верные. Но они тоже боятся. Просто умеют правильно настроить себя перед выступлением. Найдите способ, который подойдёт вашему ребенку. Сначала он будет чувствовать дискомфорт, но со временем научится получать положительные эмоции и с каждым разом будет становиться увереннее.

По материалам книг «Мой ребенок — интроверт», «Мастер слова», «Минуту внимания», «Под давлением».

Обложка поста: Jad Limcaco

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *