Капризы ребенка в 4 года

«Стоит быть с ними построже», «Нужно держать таких детей в ежовых руковицах», «Не стоит потакать их прихотям», — говорим мы, видя очередную истерику. Например, в супермаркете, в школе или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», — говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были нервными и агрессивными, так и остаются, из года в год.

О таких детях написана книга «Взрывной ребенок», автор Росс В. Грин, американский психолог, более 20 лет специализирующийся на проблемах взрывных детей, от которых все отступились. Он утверждает, что проблему взрывного ребенка решить можно, но строгость и суровое воспитание не делает ребенка менее раздражительным и возбудимым.

Содержание

Кто такие взрывные дети?

Мы уже описали взрывных детей. Их взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

При этом в определенных ситуациях этот же ребенок может вести себя хорошо, не выражает никаких предпосылок плохого поведения. Интеллект таких детей, как правило, соответствует возрастным нормам. Поэтому мы часто говорим такому ребенку: «Можешь (хорошо себя вести), когда хочешь». Отсюда мы делаем вывод, что ребенок устраивает истерику, когда сам этого хочет, делает это намеренно. Манипулирует.

«Как бороться с детскими истериками и капризами?»

Что может привести родителей в ярость и смущение одновременно? Конечно же детская истерика, закатанная на виду у всех. Рано или поздно каждый из нас сталкивается с этой неприятной ситуацией. Больше всего истерик приходится на возраст от 1.5 до 3 лет. Как раз в этот период дети всячески демонстрируют свою самостоятельность. В этом возрасте им еще трудно справиться со своими эмоциями.

Возможно, ребенок чувствует себя жертвой обстоятельств, которые не в силах изменить, либо требует сиюминутного выполнения своих желаний только потому, что не может ждать, и слово «потом” для него не существует. Однако, даже если родители объясняют ребенку, почему они не могут удовлетворить его желание, подобные объяснения зачастую абсолютно бесполезны: ребенок расстраивается и устраивает истерику.

Ребенок понимает, что истерика — это самый быстрый способ добиться желаемого или, по крайней мере, привлечь к себе внимание. А если не выдержать и уступить? О, тогда он мгновенно поймет, что добился своего и станет прибегать к этому средству снова и снова.

Детские истерики – это этап развития и становления личности.

Да, именно так считают психологи. Это нормальная стадия развития ребенка. Крик – это основной способ самовыражения младенца. По-другому он просто не умеет. Малыш, который еще не умеет говорить, также выражает свои эмоции криком. Ребенок растет, потребности тоже, и удовлетворение их кажется ему делом первостепенной важности. И ускорить выполнение своих желаний он пытается самым легким и проверенным способом – криком. А что делать родителям? Ждать, когда перерастет? Но это период может затянуться надолго, если малыша не учить справляться со своими эмоциями и выражать их другим способом.

5 главных принципов борьбы с детской истерикой.

Если уже приняли решение избавляться от истерик и всеми силами не допускать их, но нужно придерживаться уже выбранной линии и свое решение не менять. Итак, что может помочь?

Предугадывать истерику и вовремя переключать внимание ребенка. Лучше, конечно, дело до истерики не доводить. То есть вовремя замечать момент, когда обычный протест может перейти в сцену с криками и плачем. Если видите, что малыш недоволен, начинает расстраиваться и раздражаться, хныкать и капризничать, переключите его внимание на что-нибудь другое: «Ой, смотри, какая машина поехала!», «А давай покатаемся на качелях!», «Хочешь помочь мне на кухне?» Прием отлично срабатывает на детях до трех лет. Но тут очень важно уловить момент до начала развития истерики! Можно еще погрустить с малышом в унисон: обнимите его, погладьте по спинке, скажите, что вы тоже расстроились. Малыш почувствует, что вы его понимаете, что вы рядом с ним, и постепенно успокоится.

Всем своим видом выказывать неодобрение такому поведению малыша. Как только у ребенка начинается истерика – прекращайте с ним общаться и выходите в другую комнату. Не уговаривайте, не кричите, не объясняйте, не пытайтесь приводить разумные доводы: это бесполезно. Во-первых, он так громко кричит, что Вас просто не слышит, а во-вторых, дайте ему понять, что такое поведение Вам не нравится и терпеть его Вы не намерены. Лишившись зрителя, ребенок еще некоторое время может экспериментировать с силой звука, длительностью и интенсивностью сцены, но вскоре ему станет неинтересно, и он придет к Вам мириться. Придумайте примирительный стишок: зацепите ваши мизинцы друг за друга и скажите: «Мир и дружба навсегда – мы не плачем никогда!»

НО! Иногда бывает так, что малыш не может сам выйти из второй фазы истерики – непрекращающихся рыданий. В этом случае обязательно нужно вмешаться и помочь малышу успокоиться.

Если истерики регулярно повторяются, изолируйте малыша на это время. Если выйти из комнаты нет возможности или малыш кричит так громко, что вот-вот разбудит или напугает младшего, лучше изолировать нарушителя спокойствия и отвести его в «специальное место», где крикун может вдоволь покататься по полу и покричать в свое удовольствие. Желательно, чтоб в месте изоляции не было игрушек, телевизора или еще чего-то интересного для малыша. Сообщите ему, что он может выйти, когда успокоится. Но главное при этом и самой сохранять спокойствие. Именно ваше спокойствие помогает ребенку вернуться в нормальное состояние.

Нужно учить ребенка выражать свое недовольство другим способом. После окончания очередной истерики нужно поговорить с малышом на эту тему. Может, он кричит, потому что не знает, как можно выражать свой гнев другим способом. Объясняйте ребенку снова и снова, что все люди могут злиться и раздражаться. Скажите ему, что свое недовольство можно выразить словами, например: «Ух, как я зол!» Может, вашему малышу поможет выражение эмоций действием: побить подушку, попрыгать, порвать старую газету. Обязательно хвалите его за цивилизованный способ выражения недовольства.

Если малыш устроил истерику, всегда и везде ведите себя одинаково. Дети любят проверять родителей на людях: на улице, на детской площадке, в магазине. А вдруг тут сработает тактика, которую пресекают дома? Тут важно придерживаться одной линии поведения всякий раз, как у малыша случается истерика. Ребенок должен понять, что ваша реакция не изменится, не смотря ни на что. Если малыш закатил истерику в общественном месте, уведите его из места скопления народа, по возможности найдите уединенное место и побудьте с ним там, пока не успокоится. Наверняка найдется множество «доброжелателей», которые будут бросать на вас укоризненные взгляды, а то и присоветуют что-нибудь. Особо навязчивых можете спросить, сколько идеальных детей они воспитали? Если истерики происходят, когда малыш с бабушкой или няней, согласуйте с ними план действий. Все в такой ситуации должны вести себя одинаково и не идти на поводу у ребенка.

Кстати, задумайтесь, как вы ведете себя, когда злитесь. Если вы гремите посудой, кричите на оппонента и хлопаете дверью, подумайте, понравится ли вам тот же номер в исполнении собственного ребенка!

Мадлен Денни «Капризы и истерики: как справиться с детским гневом»

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» — это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

«Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению».

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП – другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика – достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

10 причин, почему малыш капризничает

Привлечение внимание — цель большинства капризов.

Но что является их первопричиной? Зачем ребенку так необходимо заполучить внимание родителей?

Психологи выделяют 4 причины:

  1. Кризис 3, 5, 7 лет. На самом деле эти цифры условны, их объединяет одно общее понятие — возрастной кризис. После достижения определенного возраста ребенок приобретает новые навыки/черты и пытается научиться с ними сосуществовать. Например, кризис трех лет проявляется в сепарации от мамы. Малыш уже взрослый, может все сам, мама ему не нужна. И если мама вовремя не сделает шаг назад — капризы и истерики ей обеспечены.
  2. Незрелость в психоэмоциональном плане. Ребенок только учится выражать свои эмоции: сначала в адрес родителей, потом — других детей, далее — в саду, школе, социуме. На каждом этапе встречаются свои трудности, и задача родных смягчит период созревания психики малыша.
  3. Желание развиваться. Любознательный малыш хочет везде успеть, все посмотреть и ничего не упустить. Но родители не всегда одобряют эти инициативы. По правде говоря, они действительно могут быть опасными, но перебор с ограничениями чреват капризами, непослушанием, желанием ребенка сделать назло.
  4. Переутомление. Может выражаться как в физическом, так и в эмоциональном плане. Высокие нагрузки в школе или во время внеклассных занятий, спорт, активные прогулки — это все хорошо до той поры, пока ребенок без проблем выдерживает подобный ритм. Перегрузки чреваты появлением апатичности и нежелания что-либо делать. Но могут быть выражены в виде агрессии, истеричности, капризам по любому поводу.
  5. Негативный эмоциональный фон. Родители часто преуменьшают значение атмосферы в семье для полноценного развития ребенка. Однако психологи утверждают: эта зависимость есть, причем достаточно сильно выражена. Нормально жить и развиваться в негативной эмоциональной среде невозможно.
  6. Ревность. Спровоцировать ее могут разные факторы — все зависит от возраста малыша и ситуации в целом. Самая частая причина ревности — появление нового член семьи и, как следствие, борьба за внимание/любовь родителей. Если малыш будет чувствовать, что проигрывает младшему брату или сестре, капризов не избежать.
  7. Проверка на прочность. Нащупывание границ дозволенного при общении со взрослыми — обязательный этап взросления ребенка. Он периодически пытается капризами расширить территорию своих возможностей. Но не из-за вредности, а чтобы испытать вас: насколько много вы ему будете позволять.
  8. Гиперопека. Ничем хорошим чрезмерное опекание ребенка не закончится ни для него самого, ни для отношений с родными. Рано или поздно ему надоест пристальный контроль и постоянное присутствие взрослых во всех его делах. И тогда бунт неизбежен.
  9. Страх перемен. Замечали ли вы, что после поездки на отдых ребенок на какое-то время становится неуправляемым? Или после переезда в другой город/район он с удвоенной силой проявляет непослушание, капризничает, плачет? Значительные перемены не проходят бесследно для неокрепшей детской психики. Поэтому стоит хорошо подготовить дитя к этим событиям, а также подробно рассказать, как все будет происходить и сколько длиться.
  10. Отказ в требовании. Это самая распространенная причина детских капризов. Особенно если до этого малышу ни в чем особо не отказывали. Если кто-то из родителей вздумает перечить избалованному сыну или дочке, он получить мощный отпор и нежелание выполнять просьбу.

Воспитание ребенка

Сконцентрировать внимание стоит на капризах, которые явились следствием неправильного воспитания, потому что они занимают большую часть от остальных, выражающих состояние дискомфорта и естественных нужд. Что делать для того, чтобы избавиться от них?

Если ребенок постоянно плачем привлекает внимание родителей, которые только в этом случае начинают предпринимать какие-то меры для удовлетворения его желаний, то формируется привычка. Она со временем закрепляется и превращается в черту характера взрослеющего человека. Про него начинают говорить, что он очень капризный.

Дети младшего возраста обычно хотят заполучить что-то, что давать в руки им нельзя из-за опасности самого предмета или возможности его повреждения. Словесные запреты ими не воспринимаются, а когда мама или папа убирают это из поля зрения, начинается настоящая истерика со слезами. В 1 год это еще можно отнести к неосознанным негативным проявлениям. Но чем старше становится малыш, тем больше его действия и капризы приобретают преднамеренный характер, они становятся средством достижения желаемой цели.

Кстати, очень многие проявления нервозности, вроде кидания игрушек, топанья ногами, лежания на полу, на самом деле являются полноценными осознанными действиями для того, чтобы оказать давление на взрослого.

Марфа Гончарова, журнал «Мой Кроха и Я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.

Юлия Андронникова: «Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.

Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее».

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Метеочувствительность

Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.

Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.

В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.

Упрямые факты

  • Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
  • Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.

Полезные советы:

  • Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.

Ваши любовь и внимание – вот лучшие «лекарства» от стресса. Беседуйте с малышом, давайте ему возможность выговориться, выясняйте причины переживаний. Играйте с ним, рисуйте, привлекайте его к занятиям спортом, но старайтесь уберечь от непосильных нагрузок.

Статья была опубликована в журнале «Мой кроха и я» (2014 г.) и размещена на сайте krokha.ru.

В чем же суть проблемы трудных детей? Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д. Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети.

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Взрывные дети – дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция – одно, решение проблемы – другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества – не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных – с отставанием. Перечисленные проблемы – это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Как исправить поведение взрывного ребенка?

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Три стратегии общения с ребенком

  • А – жестко продавливаем свой вариант поведения (ешь печенку, а то конфету не дам; сегодня пойдем в бассейн – я сказала; собирайся живее – поедем к бабушке).
  • В – полное согласие с желанием ребенка (ничего хорошего, ведь ребенок нуждается в воспитании, особенно если у него не сформированы навыки общения, самоконтроля, уступок).
  • Б – договор между ребенком и взрослым, чтобы все стороны все устраивало. Это долго, трудно, порой со срывами, однако необходимо, если мы действительно хотим, чтобы ребенок вырос активным, самостоятельным, умеющим выстраивать свои отношения с окружающими. Взрывные дети обладают большим потенциалам, у них могут быть замечательные качества и способности, которые трудно разглядеть за постоянными скандалами.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Об этом – основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, – активное слушание.

Активное слушание ребенка

Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку – повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение.

— Я не хочу идти сегодня в школу.

— Ты не хочешь идти в школу. Что случилось?

— Сегодня опять эта математика.

— Да, у тебя в расписании математика.

— Математичка вечно позорит меня перед всем классом за то, что я не умею решать уравнения. Я ненавижу ее.

— Ты не умеешь решать уравнения. Твоя учительница плохо к тебе относится.

— Да…

Далее стоит решить проблему уравнений и поведения учителя. Как? Об этом и стоит разговаривать с ребенком. Возможно, родитель с ребенком позанимаются вместе, возможно, найдут репетитора или обратятся к своему учителю. А ведь можно было сразу сказать ребенку: «Как это ты не хочешь в школу? Как не пойдешь? Портфель собрал? Вперед, вот еще что – не хочу в школу, учеба в школе – твоя обязанность. Одевайся!». И далее скандал, ремень, потерянные нервы и время.

В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант А, Б или В. Чаще всего – Б, и постепенно проблема взрывоопасности ребенка сойдет на нет.

О книге «Взрывной ребенок»

  • Росс В. Грин
  • Изд: Москва, Теревинф, 2002, 5-е издание. ISBN 978-5-4212-0056-7.

Купить книгу можно в интернет-магазинах: OZON, Лабиринт, My-shop.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *