Конфликты между детьми в школе

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.

В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.

В период с 17 по 31 октября 2019 года по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой на Школьном портале Московской области был проведён опрос, целью которого стало изучение уровня конфликтной среды в школьных коллективах.

В опросе приняли участие почти 19 тысяч человек — более 5,6 тысяч педагогов и 13,3 тысячи учащихся подмосковных школ.

Почти 33% опрошенных детей сообщили, что в классах постоянно или часто обзывают кого-то обидными словами или угрожают. Согласились с этим утверждением чуть больше 10% участвующих в опросе педагогов, в то время, как 89,9% из них указали, что такие ситуации случаются редко или никогда.

Почти 37% школьников сообщили, что постоянно или часто становятся свидетелями того, как высмеивают особенности кого-то из ребят (внешность, одежда, поведение, привычки и т.д.), чуть менее 14% сообщили, что сами постоянно подвергаются насмешкам.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Фото: Екатерина Афанасьичева.

Виды конфликтов в школе

Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:

  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.

Рассмотрим все эти типы подробнее.

Ребёнок – класс

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

  • Новенький

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.

Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

  • «Неправильное» поведение

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников. В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах. Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.

  • Изгои

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку. И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот. Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.

Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Ребёнок – учитель

Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.

Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает. Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы. Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.

Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.

Учитель – родители

Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации. Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер. Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Пример. Андрей – ученик 8 класса. Он старается занять место лидера, но делает это по-своему: постоянно нарушает дисциплину на уроке, ведёт себя вызывающе, демонстрируя перед всеми независимость. При этом учится он хорошо. Дома Андрей совсем другой человек. Он помогает маме и бабушке (отца в семье нет), много занимается с младшей сестрой. Поэтому, приходя в школу, мама уверена, что преподаватели наговаривают на него. Она не пытается разобраться в происходящем – ведь дома она видит практически идеального сына. Отсюда вывод: учителя плохие, они не могут рассмотреть в её сыне идеал, а администрация школы встаёт на сторону преподавателей, чтобы не выносить сор из избы.

Осторожно, стеликовы!

Дети как губка — молниеносно впитывают все, что происходит вокруг. Иногда наши наследники выдают такие перлы, что трудно даже себе представить, как это уложилось в юной голове?

  • Все, в школу больше не пойду, — заявила мне однажды утром дочь.
  • Это еще почему?
  • А никто не пойдет.
  • Что?! Это еще что за новости?
  • А такие новости, что у нас бойкот!
  • И против чего протестуем?
  • Ни против чего, а против кого.
  • Ну, кто же вам так насолил?
  • А к нам в класс Стеликову перевели, из параллельного.
  • И она…?
  • Да она-то ничего, вот только ее мама, сегодня на Анну Олеговну полчаса орала. Ей потом даже плохо стало. Так вот мы и решили — в школу больше не пойдем, пусть Стеликова одна ходит!
  • Ну, вы-то тут причем, взрослые сами разберутся!
  • Ну да, они уже разобрались — в параллельном даже классную уволили из-за этой Стеликовой!

На следующий день я отправилась в школу. То, что мне рассказала наш классный руководитель, было похоже на сюжет плохого сериала. Мамаша Стеликовой уже не первый год терроризирует всю школу. Скандальная особа вдохновенно вступает в баталии со всеми, кто попадается ей на пути, включая собственных родственников. Однако учителя — самая благодатная аудитория для ее спектаклей — здесь поле деятельности скучающей домохозяйки не ограничивается ничем и никем. Жалобами, придирками и угрозами, а также систематическими депешами в вышестоящие инстанции, ушлой родительнице удалось добиться увольнения предыдущего классного руководителя своей дочери и перевести свое чадо в параллельный. Прошло совсем немного времени и дама принялась наводить свои порядки и в нашем классе. Анна Олеговна — человек не робкого десятка, к тому же учитель с большим стажем и самой кристальной репутацией. Но тут и она растерялась.

Как найти управу на того, кто разрушает учебный и воспитательный процесс, если все вышестоящие руководители и организации идут у него на поводу. Как оградить себя и учеников от этого произвола?

Откуда берутся стеликовы?

Учителя с тревогой говорят о том, что родителей, которые адекватно относятся к школьному процессу обучения и воспитания, остается все меньше. И у такого отношения есть свои причины — как объективные, так и субъективные. На сегодняшний день ситуация такова: школа обязана выстроить свои отношения с учениками и их родителями таким образом, чтобы избежать даже малейшего повода для жалоб родителей в вышестоящие органы. Это при том, что родители с удовольствием пользуются новым разрешением — по малейшему поводу жаловаться на учителей. Если конфликт в школе возникает, то выйти из него без потерь учитель не может, даже если не виновен и это подтверждено документально. Руководство школы торопится замять проблему. Резон простой — если конфликт выйдет за пределы школы, а информация попадет в вышестоящие инстанции, сработает простая формула: «не можете разрешить конфликт сами — будете наказаны». Бюрократической машине не до сантиментов: любая проблема — это нарушение ее равновесия и покоя.

Так возникает порочный круг? Что, если искусственное и поспешное признание родительской правоты, болезненное реагирование на жалобы и придирки — всего лишь провоцирование новых нападок на школу? Не создаем ли мы сами ситуацию, в которой уровень лицемерия обеих сторон накроет нас девятым валом в будущем?

Что мы посеем? «Разумное, доброе, вечное» или зубы дракона?

Казалось бы, что плохого в том, что педагоги призваны заботиться о репутации школы? Ведь они воспитывают будущие поколения граждан России, «сеют разумное, доброе, вечное». Однако, можем ли мы быть уверены, что всходы, которые даст эта нива, не будут похожи на те, что получил предводитель аргонавтов Ясон, когда по указанию царя Колхиды посеял зубы дракона — воинственных людей с холодным оружием?

Доктор педагогических наук, профессор Николай Борытко в одном из интервью жестко определяет существующую ситуацию. Он озабочен тем, что сейчас учителей никто не собирается защищать — ни государство, ни профсоюз, ни руководство школы. Да что там говорить, если сами директора учебных заведений стали абсолютно бесправными и могут быть сняты с должности в любой момент без серьезного обоснования. А дальше происходит самое страшное — незащищенный и униженный учитель проявляет, как считает профессор, «рабскую психологию и подло мстит ученикам».

Дошло до того, что учителя просто боятся рассказывать родителям о реальном положении вещей. Не торопятся ставить в известность о реально существующих проблемах с их чадом — вдруг они будут неправильно поняты, а открытость и откровение станут поводом для жалобы руководству. Встреча родителей и учителя теперь больше напоминает официальную церемонию встречи правительственной делегации не всегда дружественной соседней страны. Педагог вынужден перестраховываться. Многие учителя от греха подальше ведут протокол беседы. Еще интереснее поведение родителей. Многие приходят поговорить вооруженные диктофонами, а некоторые даже с видеокамерой. А это значит, что нет никакой гарантии, что на следующий день репортаж с места событий не окажется в соцсетях или не станет основанием для жалобы в прокуратуру. И это при том, что школа обязана незамедлительно реагировать на любое обращение, которое появится даже на ее сайте. И ни дай Бог, если обращение родителя уйдет на сайт департамента образования — тут уж как говорится «береженого Бог бережет»!

Круглосуточное родительское собрание

Еще одно новомодное увлечение — родительские чаты. Страшное дело! Вот уж поистине блаженство для Шариковых! И тут главная родительская забота не дети, а упражнения в остроумии и максимальном унижении достоинства учителя. Моя знакомая, журналист по профессии, как-то подключилась к такому форуму в надежде не упустить важную информацию о своем сыне третьекласснике — времени как всегда нехватка, да и в школу не каждый день можно попасть. Через неделю она сдалась. Искушенные зрители сегодняшних новостных программ довольно хорошо представляют себе работу корреспондента на телевидении, это постоянный аврал, телефонные звонки, планерки, эфиры. Однако, по ее мнению, ничто не сможет сравниться с чатом скучающих домохозяек, получивших «окно в мир» и возможность круглосуточно быть на связи с себе подобными, а главное — оценивать и критиковать учителей. Ее сотовый не замолкал ни на минуту. В надежде выловить важную информацию она не отключала его даже несмотря на то, что от ошеломляющей «грамотности» мамаш из глаз грозила пойти кровь. Но когда дамочки перешли на личности педагогов школы и без всяких околичностей стали выражать свой негатив, моя приятельница не выдержала и все-таки отключила этот круглосуточный ад.

Почему в конфликте «родители—учителя» руководство школы, в лучшем случае, сохраняет нейтралитет?

Закон защищает интересы двух сторон — и учителей и родителей. И те и другие обязаны уважать права друг друга. И если кто-то переходит границы дозволенного, то у противоположной стороны есть возможность защищаться — обращаться в суд. Психологи и юристы в любой конфликтной ситуации советуют привлекать третью сторону — администрацию школы. Однако реальность несколько далека от прописанных законов и уставов, и жизнь вносит свои коррективы. При всем многообразии педагогических приемов учитель частенько оказывается бессильным в конкретной конфликтной ситуации. Много лет назад мои родители говорили мне: «Учитель всегда прав». Сегодня главный постулат педагогического процесса — «Клиент всегда прав». И это не оксюморон, поскольку мы на берегу договорились, что учитель — всего лишь менеджер-поставщик образовательных услуг. Вот пусть и «поставляет», а воспитывать будут в семье. Отношения родителей со школой претерпели радикальные изменения. Авторитетов больше нет. Сегодня любой рассерженный папа или перепуганная мама сразу напрямую спешат со своими депешами в Рособрнадзор или в прокуратуру. Если и успевают зайти в школу, то только для того, чтобы угрозами напугать учителей. И учителя пугаются, потому что практически каждый второй донос заканчивается, в лучшем случае, неприятностями для него, а в худшем…

В каком же направлении мы движемся? Может ли быть нормальной ситуация, когда в каждом классе всех школ будут установлены камеры слежения. Дом-2 отдыхает. Воплотятся в жизнь все наработки реалити-шоу. Осталось организовать большое лобное место и выгонять по очереди провинившихся учителей или детей из школы. Как в таком случае мы назовем эти режимные заведения и кто пойдет работать в такую школу, а самое главное — чему в ней научат? Вопрос без ответа.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища. Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Способы решения конфликтов в школе

Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.

  • Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.

Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание. Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.

Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший. Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.

  • Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.

Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования. Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

  • Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.

Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку. Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

Рассказывает Юлия Демиденко, основатель и генеральный директор сети детских садов и начальных школ Clever Kids, автор проекта по подготовке к естественным родам EasyBaby, пре- и перинатальный психолог, практик по методу Гипнороды и счастливая мама 4х детей.

Драки между детьми — явление довольно частое. Не всегда дети могут найти способ спокойно обо всем договорится. Но это и не удивительно, даже взрослые иногда не могут:)

Родители испуганно задают вопросы: «Почему мой ребенок подрался? Что я делаю не так?” и «Что мне делать, когда на моих глазах дети начинают драку?”

Давайте разбираться! А главное давайте определимся, что мы хотим: регулярно воспитывать и наказывать или помочь ребенку изменить поведение в дальнейшем.
Если хотим помочь, то важно понимать, что любое поведение ребенка — это отражение его состояния и месседж или, даже если хотите, крик нам взрослым: Я не справляюсь! или Я справляюсь вот так! А еще понимаем, что на любое изменение необходимо время, системность действий и поддержка любого маленького шага.
Когда ребенка переполняют эмоции, он устал, голоден, не хватает внимания, не получил необходимого, он может включить модель нападения/атаки, или другие агрессивные модели поведения, которые наблюдал в мультиках или компьютерных играх, или уже испытал раньше по отношению к себе со стороны других детей или взрослых.

Простые правила, что делать, если на ваших глазах разворачивается драка между детьми.

Правило 1. Не включайтесь эмоционально сами и сохраняйте самообладание! Чтобы сохранить спокойствие, перед тем как что-то говорить или ринуться «в драку”, сделайте мини-паузу — 1-2 вдоха/глубоких выдоха.
Правило 2. Если это происходит не с вашим ребенком на территории нашего сада-школы, зовите на помощь педагогов или воспитателей. У педагогов Clever Kids есть отдельная инструкция, как действовать в таких случаях. Если конфликт происходит на другой детской площадке, включайтесь только тогда, когда это ваш ребенок или, если дети не ваши, но их родителей нет рядом, а им угрожает опасность — и только, чтобы разнять и переключить внимание.
Если вам придется самостоятельно уладить этот конфликт, действуйте спокойно, решительно без лишних эмоций, слов и главное не становитесь на чью-то сторону! Будьте беспристрастным арбитром!

Чтобы погасить конфликт быстро и эффективно:

1. Спокойно и четко попробуйте остановить ребят словами «Стоп, опасно!», а лучше спокойно разнять без слов. Обычно дети в драке ничего не слышат. При необходимости встаньте между ребятами и/или аккуратно разведите драчунов руками.
2. Постарайтесь переключить внимание детей, можно даже самыми неожиданными способами, какие вам только придут в голову.
3. Если кому-то больно, вдруг появилась кровь, проведите короткий осмотр: больно? где больно? Возможно нужны вода, салфетки, и т.д.
4. Дайте время детям успокоиться и прийти в себя. Возможно понадобится «выпустить пар” — выплакаться. Вы со своей стороны ситуацию не комментируете. Только спрашиваете больно, не больно каждого, умеренно сочувствуете «больно, понимаю» и предлагаете помощь.
5. Только когда градус эмоций снизился, можно начать разговор. Дайте возможность каждому по очереди высказаться: вначале о том, что случилось, потом — о своих чувствах. Обвинения переводим в нейтральное русло.
Совет:

  • Предложите начать говорить первому, кто был пострадавшем в конфликте (если вы успели это заметить).

  • Предлагаем говорить используя «Я” вместо «ты”, говоря о чувствах, что произошло.

6. После того как все высказались о том, что произошло и почему переходим к тому, как можно решить было ситуацию по-другому, и что сделаем, если она повторится. Снова по очереди.
7. Уточняем, все ли согласны с решением, что именно так мы поступим в следующий раз. Предлагаем детям повторить алгоритм решения.
8. В знак согласия и перемирия пожимаем друг другу руки и/или обнимаемся.

9. И последнее, но не менее важное:) Спрашиваем (сначала пострадавшего): Как ты (называем по имени) чувствуешь себя теперь? А как ты (имя) чувствуешь себя теперь? Ребята, хочу поблагодарить тебя (имя) и тебя (имя), что вы всё-таки помирились, договорились и знаете как поступать в следующий раз. А теперь нас/ вас ждут … вперед …
Чего делать НЕ СТОИТ:
В разгаре конфликта не говорим и не кричим — в этот момент обычно никто ничего не слышит. Это частая ошибка — пытаться выяснить с ребенком что-то, пока он пребывает в эмоциях, часто в состоянии аффекта.
Разнимая, не используем имена детей. Дети могут не откликаться, так как по имени к ним часто обращаются в негативном контексте.
Не играем в игру «плохой/хороший» «жертва/тиран». Эти роли дети впитывают и потом манипулируют ими.
Не стоит в момент конфликта воспитывать детей. Ваша цель — не наказать за то, что уже случилось, а примирить и изменить поведение в дальнейшем. Поэтому все беседы между участниками только, когда успокоились.
Не рассказываем как было, как не надо и почему так не надо. Концентрируемся только на решении конфликта и как надо поступать в будущем.
Не спрашиваем, почему так поступил, если ребёнок сам не сказал или сказал не сразу. Даже взрослые не могут часто объяснить причины поступков. Это не тема для обсуждения здесь и сейчас.
Не вступаем в перепалку с другим взрослым — так мы детям, не смотря на слова и все поучения, даём совершенно другой месседж — это тебе конфликтовать, ругаться, драться нельзя, а взрослым можно. Как вы думаете, чему ребёнок выберет следовать вс следующий раз? Словам или поведению?
И главное! Никаких оценок и ярлыков. Наша задача научить детей, как нужно вести себя так, даже если нет взрослых, и сделать это моделью поведения, а не наказывать, запугивать и ругать. Это не ведет к изменениям!
Не провоцируйте обиженного ребенка на драки: «Дай сдачи ему в ответ, если он тебя ударит! Ответь ему тем же!» Это не научит ребенка решать конфликтные ситуации, а будет учить включать агрессию или копить чувство бессилия и ждать момента, когда можно будет выплеснуть чувства на обидчика. Это может привести к серьезным последствиям.
Совет:

Если детям до 4-5 лет, нужно: переключить внимание, помочь успокоиться, меньше говорить, больше делать. Коротко выяснить у каждого, что он чувствует и что произошло. Показать, как действовать в следующий раз. Попросить каждого повторить или показать. Пожать руки, вспомнив, что спортсмены после соревнований жмут руки и обнимаются. Но не настаивать.
Если детям от 5 лет: даем выпустить пар, успокоится, предлагаем сразу же присесть и обсудить сложившуюся ситуацию. Хорошая идея — использовать «предмет мира» (любой, который окажется под руками, только не камень

Игры для снятия детской агрессии

Игра «Мешочек для криков»

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой «крик» назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра «Обзывалки»

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие «обзывалки» можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: «Ты, Маша, кактус», «Ты, Миша, бульдозер» и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра «Камень в обуви»

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: «Вам в обувь когда-то попадал камень?» Дальше спрашивает: «Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?». Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: «Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили». Тогда учитель предлагает сказать детям «У меня камень в обуви» и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от «камня».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *