Массаж и гимнастика в 8 месяцев

Гимнастика для грудничков очень важна Зарядка развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка. Особенно значимо это для детей, поспешивших родиться.

Упражнения нужно проводить в игровой форме и при этом ласково разговаривать с малышом Кроме психофизического развития, гимнастика и массаж способствуют психоэмоциональному развитию.

Первый комплекс упражнений рассчитан он на малышей в возрасте 1-2 месяцев. В комплексе всего 16 упражнений.

1. Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений по каждой ручке. Вложите большой палец своей руки в кисть малыша, правую руку удерживайте левой рукой, левую — правой. Поглаживание проводится одноименной рукой в направлении от кисти на плечо и к подмышечной складке. Для лучшего расслабления рук ребенка поглаживание выполняется в основном по внутренней (сгибательной) поверхности. Этот прием следует повторить 6-8 раз.

2. Приподнимание из положения на спине. Итак, ребенок лежит на спинке, дайте ему схватить большие пальцы своих рук, после чего приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько см. (очень внимательно следите при опускании малыш не ударился затылком о поверхность) Всегда, как только заметите, что хватка вашего ребенка ослабла или что выражение радости на его лице сменилось озабоченностью, успевайте опустить его.

Каждое упражнение делается не больше 1 минуты, но за это время вы можете 7-8 раз его приподнять. Через 1-2 недели приподнимайте малыша все выше и выше, так чтобы он сам начинал удерживать часть собственного веса.

3. Массаж ног. Исходное положение (и.п.): ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Правую ногу малыша удерживайте правой рукой, левую — левой. Поглаживание проводится по задне-наружной поверхности ноги по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени. В конце движения рука направляется кпереди к паховой складке. Повторите 6-8 раз.

4. Выкладывание на живот. Положите ребенка на живот, голова его приподнята, руки опираются на предплечья, бедра разведены в стороны. Старайтесь чаще это делать (например, перед каждым кормлением), так как это отличная тренировка мышц шеи и спины. Длительность упражнения определяется индивидуально, начиная с 5-10 сек, постепенно увеличивая.

5. И.п. ребенок лежит на животе, руки под грудью. Поглаживайте спину малыша от ягодиц к голове тыльной стороной кисти,а в обратном направлении, от головы к ягодицам, — ладонью. Повторите 4-5 раз. До 1.5-2 мес. ребенок еще неустойчиво сохраняет положение на животе, лучше массировать его одной рукой, другой придерживать ножки. В дальнейшем поглаживание можно делать уже двумя руками.

6. Разгибание позвоночника. И.п. ребенок лежит на боку. Одной рукой придерживайте ноги ребенка. Большим и указательным пальцами (или указательным и средним) другой руки проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. В ответ на это воздействие ребенок прогибает спину. Повторите это движение на левом боку. Старайтесь делать его несколько раз в день, тренируя мышцы-разгибатели позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе (рефлексе Галанта).

7. Массаж живота. И.п.: ребенок лежит на спине. Начинаем с кругового поглаживания. Ладонью правой руки круговыми движениями по ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребенка, не надавливая на область печени (правое подреберье). Повторите 5-6 раз. Встречное поглаживание. Положите ваши руки на живот ребенка следующим образом: ладонь правой руки – сверху левой половины живота, тыльная сторона пальцев левой руки – внизу правой половины живота ребенка. Одновременно поглаживайте ладонью вниз, а тыльной стороной пальцев – вверх. Повторите 5-6 раз. Это движение совпадает с ходом перистальтики кишечника, что определяет его особую эффективность при различных нарушениях деятельности кишечника.

Поглаживание по косым мышцам живота. Подведите ладони обеих рук под поясницу ребенка. Затем обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы соединяются над пупком. И так тоже 5-6 раз. Завершите массаж 2-3 круговыми поглаживаниями.

8. Упражнение для укрепления мышц живота. И.п. то же.Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Дайте малышу опереться стопами о ваш живот. Медленно поднимите руки почти до вертикального положения, затем так же медленно опустите. Следите, чтобы ребенок не терял опоры. Это упражнение служит хорошей подготовкой к присаживанию.

9. Массаж стоп. И.п. то же. Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний пальцы другой руки положите на тыльную сторону стопы, создавая опору. Круговыми движениями большого пальца энергично поглаживайте подошву, можно «рисовать» восьмерку. Затем промассируйте другую стопу, меняя соответственно руки.

10. Сгибание и разгибание стоп – рефлекторное упражнение. И.п. то же. Удерживайте ногу ребенка в области голени. Кончиком большого пальца быстро нажмите на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на раздражение ребенок сгибает стопу. Затем этим же пальцем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке. Ребенок рефлекторно разгибает пальцы. Каждое упражнение повторите 3-4 раза.

11. «Ползание» — рефлекторное упражнение. И.п.: ребенок лежит на животе, согнув ноги. Разведите го колени в стороны, стопы соедините.Осторожно, не прикасаясь к подошвам, подведите четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка. Вслед за этим большими прикоснитесь одновременно к обеим его подошвам. В ответ на это ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги и продвигается вперед. Важно, чтобы ваши руки были плотно прижаты к столу, создавая опору. В противном случае, ребенок оттолкнет руки, а сам останется на месте. Это активное упражнение основано врожденном кожно-ножном рефлексе. «Феномен ползания» сохраняется до 2.5-3 месяцев жизни. При выполнении этого движения надо соблюдать осторожность: прикасаться к подошвам ребенка можно только тогда, когда стопы обхвачены с тыльной стороны, иначе ребенок легко может соскользнуть со стола.

12. Массаж груди. И .п.: ребенок лежит на спине. Начните с поглаживания, которое выполняется обеими руками (ладонными или тыльными поверхностями пальцев). Одновременным движением руки направляются от середины грудины вверх и в стороны к подмышечным впадинам. Поглаживание боковых поверхностей грудной клетки проводится в направлении от грудины вниз и в стороны к подмышкам. Затем, обхватив грудь ребенка, быстрыми движениями, очень нежно надавливайте на грудную клетку. Этот прием вибрационного массажа рефлекторно вызывает более глубокий вдох.

13. «Ходьба» — рефлекторное упражнение. И.п.: поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе. Дайте малышу прикоснуться к твердой поверхности стола. Это раздражение вызывает рефлекторные шаги. Ведите ребенка, слегка наклоняя его вперед. При выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, что ребенок полностью ставил свои стопы на опору (не позволяйте ему «ходить» на цыпочках).

14. Встряхивание ручек. И.п.: ребенок лежит на спине. Захватите кисть ребенка так же, как и при массаже, и очень легко встряхните обе руки, слегка разведя их в стороны. Если ребенок сопротивляется (в силу повышенного тонуса),значит он еще не готов к этому упражнению. В таком случае повторите поглаживания рук.

15. Покачивание в позе «эмбриона». И.п.: ребенок лежит на спине. Сгруппируйте ребенка, т.е. сложите ручки на груди, подтяните согнутые ноги к животу (разведя колени и соединив стопы), наклоните голову к груди. Придерживайте руки и ноги одной рукой, а другой – поддерживайте голову под затылком. В такой позе, напоминающей положение эмбриона, покачивайте ребенка в различных направлениях: вперед-назад, вправо-влево, по кругу по 2-3 в каждую сторону. Это упражнение благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его можно делать несколько раз в день.

16. Покачивание на мяче. Возьмите мяч большого размера. Положите ребенка животом на мяч, разводя его колени широко в стороны. Придерживайте малыша в области спины. Покачивайте мяч в разных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. Это упражнение можно делать в любое время дня, спустя полчаса после еды. Оно способствует хорошему расслаблению и тренирует вестибулярный аппарат.

Занятие длится примерно 15 минут. Предложенный комплекс не обязательно выполнять полностью за один раз. Если ребенок слишком мал, быстро устает или у него плохое настроение, ограничьтесь массажем и 1-2 упражнениями. Остальное вы можете сделать в любое удобное время в течение дня. И самое главное: во время занятий активно общайтесь с малышом, ласково разговаривайте с ним, поддерживайте у него радостное настроение.

Особенности развития полугодовалого ребенка

Доктор Комаровский считает, что хорошо развитый малыш к 6 месяцами должен уметь:

  • сидеть;
  • откликаться на свое имя;
  • озвучивать слоги.

Если ребенок не освоил что-либо из этого списка, ему нужно помочь. Для того чтобы малыш скорее начал сидеть самостоятельно, ежедневно делайте ему массаж и занимайтесь легкой, подходящей по возрасту, гимнастикой. Почаще называйте ребенка по имени и разговаривайте с ним. Для эмоционального развития в полгода можно начать осваивать простейшие жесты: «привет» и «пока». Используйте любой подходящий момент, чтобы научить кроху здороваться и прощаться.

Педиатры и неврологи часто используют другие критерии для определения нормального психомоторного развития. Согласно нормам, в полгода младенец должен уметь:

  • лепетать (произносить слоги);
  • брать в руки игрушку из разных положений и увлекаться ею;
  • переворачиваться на спину из положения на животе;
  • ползать или хотя бы пытаться переставлять ручки;
  • есть с ложки.

В течение шестого месяца жизни ваша первостепенная задача – закрепить перечисленные навыки и помочь крохе получить новые знания.

Во время родов Даша получила травму, и мама забила тревогу сразу после того, как ребенок появился на свет. Это третий ребенок в семье. И опытной матери было видно: девочка развивается не так, как старшие.

Куда только она не обращалась. Врачи брались за девочку, ее бесконечно лечили различными препаратами, делали массажи, но…

– В 9 месяцев Даша не переворачивалась, не ползала, не сидела. Она просто лежала бревнышком и почти не реагировала на меня, – сейчас мама девочки Анна рассказывает об этом спокойно. А тогда была паника. Семья даже готова была поехать на лечение в другой город, так как не могли найти специалиста в Ижевске.

Анна вовремя заметила, что Даша отстает в развитии Фото: Сергей Грачев

– Я случайно вспомнила, что где-то на улице Пушкинской видела вывеску с надписью «Реацентр», – вспоминает Анна. – Зашла на сайт центра и поняла: это то, что нам надо. Здесь оказывают комплексную помощь детям с задержкой моторного, речевого и психоречевого развития, с расстройствами аутистического спектра, аутизмом и ДЦП. Мы записались на консультацию к неврологу, прошли диагностику и начали лечиться. Вы представляете, уже после первого курса Даша стала сидеть сама и вставать на четвереньки!

Как лечат в «Реацентре»?

Основной метод лечения – микротоковая рефлексотерапия. Этот метод лечения детской неврологической патологии разработан специалистами Самарского терапевтического комплекса «Реацентр». Метод позволяет оказывать помощь детям в возрасте от 6 месяцев до 16 лет. Лечение заключается в подаче сверхмалых электрических сигналов на различные биологически активные точки на теле ребенка по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ схеме и восстановлении нормальной работы его головного и спинного мозга.

Процедура эта практически безболезненна. Вначале маленький пациент может ощущать легкое покалывание в точке воздействия, но очень скоро привыкает к этому ощущению.

Если к полугоду ребенка родителей что-то настораживает в его поведении, или они замечают, что развитие идет с отставанием, это серьезный повод обратиться за консультацией к неврологу. Оксана Малышева, врач-невролог, рефлексотерапевт, заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ижевского филиала «Реацентра

Как правило, индивидуально и по показаниям, микротоковую терапию в «Реацентре» проводят в комплексе с мануальной терапией, медицинским массажем, занятиями с логопедом, дефектологом и психологом.

Мануальная терапия позволяет устранить и скорректировать последствия родовых травм, улучшить кровообращение головного мозга, снизить внутричерепную гипертензию.

Занятия с логопедом (по показаниям, с 2 лет) направлены на стимуляцию и вызывание речи, на постановку звуков, построение грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

Занятия с педагогом-дефектологом и психологом (по показаниям, с 1 года до 18 лет) направлены на развитие основных психических процессов, на помощь детям в социально-психологической адаптации, на помощь детям и родителям в детско-родительских отношениях.

г. Ижевск, ул. Пушкинская, 222

Игры на развитие моторики

Для этих игр вам стоит подготовить специальные пособия. Не стоит покупать дорогие игрушки, а лучше запасите жестяные баночки из-под чая или кофе. Их нужно обклеить яркой бумагой или окрасить из баллончика разными цветами. Хорошо, если они будут неодинаковыми по размеру.

При ребенке поместите в банку яркую резиновую игрушку и закройте банку крышкой (неплотно, чтобы она легко открывалась). Дайте банку сидящему малышу и покажите, как снимается крышка, после чего снова закройте емкость и предложите малышу достать игрушку самому.

Своими руками можно сделать панель для развития сенсорных навыков. Для этого возьмите ДСП, ДВП или плотный картон. Панель не должна быть большая, достаточно взять основу формата А3. Поместите на выбранную плотную основу: помпоны на резинках и мешочки с крупами и вишневыми косточками. Заменить эту панель способен развивающий коврик с мягкими игрушками на липучках, его тоже реально сделать самостоятельно.

Игры в ванной

Развивающие занятия можно проводить даже во время купания малыша. Если ребенок сидит неуверенно или еще не умеет этого делать, поместите его в специальный стульчик для купания. В воде нагрузка на позвоночник меньше, поэтому ничего плохого не случится. В ванной можно предложить крохе следующие игры:

  • выжимание губки;
  • ловля руками мыльных пузырей (прихватите с собой флакон готовых пузырей или сделайте их самостоятельно);
  • ловля струи воды из-под крана;
  • ловля резиновых игрушек, которые выныривают из-под воды (держите их под водой, а потом отпускайте руку, чтобы они всплыли).

Приобретите специальные непромокаемые книжки для чтения во время купания. Называйте каждую картинку и давайте краткую характеристику каждому предмету. Например, кот говорит «мяу», мяч звонко скачет, тучка несет дождик.

Прогулки на улице

На шестом месяце жизни ребенок уже может гулять на улице в период бодрствования, поэтому разнообразить его досуг можно походом на детскую площадку. Совместное катание на качелях, первое знакомство с горкой в маминых руках, громкий смех детишек – все это вызовет у малыша море позитивных эмоций.
Прогулка в парке также поможет развлечь кроху, ведь вокруг — столько неизведанных ему вещей. Мама должна не только показывать крохе листочки и травку, но и озвучивать каждый предмет, несмотря на то, что ребенок еще не может воспроизводить услышанное. Чтобы привнести в поход ярких красок, можно привязать к коляске воздушный шарик, он точно не даст малышу заскучать.

Тематические пособия

Рассматривание картинок должно стать неотъемлемой частью режима дня ребенка. Специально для этого вам необходимо купить большое количество книжек из плотного картона с крупными и яркими картинками. Это могут быть разнообразные потешки, русские народные сказки и короткие стихи. Рассказывайте ребенку о картинках в книгах, читайте сказки и стихи.

Самостоятельно можно изготовить тематические пособия. Они представляют собой альбомы с разнообразными картинками:

  • животные;
  • растения;
  • игрушками;
  • предметами, окружающими ребенка в течение дня;
  • фотографии родственников;
  • формы и цвета.

Для этого вам нужно запастись испорченными или порванными детскими книжками, упаковками от детского питания и фотографиями. Альбом «Моя семья» может содержать в себе фото всех ближайших родственников, самого ребенка и общую семейную фотографию. Каждую картинку нужно подписать печатными буквами, а перелистывая, объясняйте ребенку, кто изображен на фото.

В альбоме «Мой день» разместите логотипы от детского питания, лоскутки ткани и картинки с предметами, окружающими ребенка. Так же как и в первом случае, подпишите каждое изображение. Аналогичным образом сделайте остальные альбомы. Если вы обеспокоены их долговечностью, наклейте картинки на картон формата А4, поместите их в папку с файлами и соберите альбом в папку с железными кольцами.

Это всего лишь часть способов, как развивать ребенка в 6 месяцев. Дополнительно можно включать малышам мультик Tiny Love, рассчитанный на возраст от 3-х месяцев до года. Он очень нравится крохам и помогает им узнать много нового, развить речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *