Методика развития детей

Введение

Дорогие родители!

Каждый из нас когда-то был маленьким ребенком. Почти в каждом этот ребенок есть до сих пор. Именно он не дает нам забыть, что раннее детство – самый счастливый период в жизни малыша и близких ему людей. Это время обязательно «проживается» совместно: в радостном общении и играх по освоению окружающего пространства, в прогулках-экспедициях в «большой мир» и домашних экспериментах в мире «маленьком». Для крохи все происходит впервые. Впервые малыш обращает внимание на то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого – нет; что в момент, когда сверху начинают сыпаться водяные капельки, мама раскрывает цветной зонтик; что если ударить по мячику еще сильнее, то бежать за ним нужно будет еще дальше… Как важно, чтобы для ребенка эти «впервые» происходили каждый день, чтобы у него появилась потребность удивляться и радоваться, а главное – приобретать собственный неповторимый опыт.

Деятельность ребенка всегда направлена на получение нового для него результата, новой информации, новых впечатлений. Методики раннего развития – специальные системы игр, упражнений, занятий – помогают родителям тем, что организуют и стимулируют деятельность малышей, делают ее систематической и разносторонней, а значит, в полной мере развивают интеллектуальные возможности крохи.

О раннем развитии детей сейчас говорят и пишут очень много. И этот интерес закономерен. Казалось бы, еще не позабыто то время, когда основной заботой родителей было накормить, обуть-одеть дитя, отправить его в ясли, в детский сад, а затем в школу. Заниматься развитием ребенка специально большинству родителей как-то и в голову не приходило: для этого существовали (и существуют) дошкольные учреждения, педагоги в которых, конечно же, отлично знали (не станем сомневаться, что знают до сих пор!) свое дело. Бабушки и дедушки многих современных малышей шли в первый класс, не умея читать и писать (потому что этому учили в школе), но вволю наигравшись (и продолжая это с удовольствием делать, став школьниками) в «дочки-матери», в «школу» и «больницу», в «стройку» и «поезд», в «космонавтов» и «моряков». Однако от нынешних родителей школа все настойчивее требует подготовленных детей: к первому классу ребенок должен уметь читать, писать хотя бы печатными буквами и считать как можно больше и дольше. В детских садах и в школах повсеместно открываются группы интенсивной подготовки будущих первоклассников «к трудовым будням». Так что заниматься «глупостями» (то есть играть) малышам стало совсем некогда. А в результате, когда эти самые трудовые будни начинаются, взамен задачи научить малышей считать и читать педагоги получают задачу гораздо более трудоемкую: приучить детей делать это с интересом. Увы, технологии заставить полюбить то, что надоело и наскучило, не отработаны по сей день, а чувство долга у маленького человека формируется так медленно! И вот маячат на образовательном горизонте репетиторы, дополнительные уроки и задания… В общем, атакуется детство «сидениями-учениями», учебой вместо игр, занятиями для ума, но не для сердца. Кто-то из современных родителей посчитает такое детство неизбежным для собственных детей (мы-то выросли, и ничего!), а кто-то наверняка крепко задумается: а детство ли это вообще и может ли быть по-другому?

Наша книга как раз для тех, кто задумался. Ведь конечно может быть по-другому!

Иначе прожить с ребенком его раннее детство помогут методики, которые мы собрали в этой книге. Опыт трех замечательных ученых, педагогов-практиков разных времен – Марии Монтессори, Гленна Домана и Николая Александровича Зайцева – представлен в ней не только в виде идей и суждений, но, главное, в виде конкретных форм и методов обучения, легко применимых в домашних условиях. Используя эти методики, каждая семья может быстро наладить процесс обучения, сообразуясь с индивидуальными особенностями своего малыша и стилем собственной жизни. Поход в раннее детство с М. Монтессори, Г. Доманом и Н. А. Зайцевым чрезвычайно увлекателен. Каждый из перечисленных педагогов-практиков имеет убедительную и четкую позицию относительно начала обучения в раннем возрасте. Опыт каждого из них поможет родителям и педагогам отойти от бесперспективных метаний, надо или не надо обучать малышей, и перейти на качественно новый уровень: узнать, как обучать и чему именно обучать.

Каждая из представленных в книге методик высокоэффективна, и каждая требует определенных усилий со стороны взрослого наставника. Эти усилия будут оправданы теми результатами, которых можно достичь. А в результатах сомневаться не приходится, иначе не росло бы год от года количество Монтессори-центров, а обучение «по кубикам Зайцева» не стало бы на сегодняшний день визитной карточкой каждого уважающего себя дошкольного заведения.

Методика Гленна Домана занимает в ряду методик раннего развития особое место. У нас она не получила столь широкого распространения, как методика М. Монтессори (пустившая корни в России скорее вопреки отечественной практике обучения, чем благодаря ей) и методика Н. А. Зайцева («родная» по сути, созданная нашим отечественным педагогом-новатором). По сей день методика Домана вызывает споры и сомнения, подогреваемые к тому же негативными высказываниями некоторых отечественных ученых. Что же в ней особенно настораживает и тревожит? Во-первых, что создавалась она для реабилитации больных детишек (а не педагогически запущенных, со сниженным интеллектом, как было в истории создания программ М. Монтессори), с нарушениями мозговых функций, и кажется как-то не очень этичным предлагать ее детям здоровым. Во-вторых, Доман как никто другой углубился в самое раннее детство, ориентируя свои занятия в том числе и на трехмесячных малюток. В-третьих, его методика довольно громоздкая как по количеству микрозанятий в день, так и по объему необходимых для этих занятий материалов – карточек (лишь сравнительно недавно родители получили возможность приобретать их, а не готовить «от и до» самостоятельно).

К тому же эта методика не ориентирована ни на массовое обучение детей одним педагогом, ни на обучение педагогом даже одного ребенка. Она вообще создана не для педагогов, а исключительно для матерей и их сообразительных без исключения деток (по мнению Г. Домана и нашему тоже!). Только мать, почти безотлучно находящаяся при малыше, способна установить с ним эмоциональный контакт, необходимый для начала занятия, уловить и почувствовать настрой крохи. Только мать способна поддерживать нужный режим занятий на протяжении довольно длительного времени. Обучение «по Доману» – процесс почти интимный, скрытый от посторонних глаз. Вот почему центры, практикующие эту методику, немногочисленны. Их основная задача – объяснить родителям принципы подачи материала в процессе домашних занятий, а не проводить обучение детей в общем режиме (тем более что такой режим не может учитывать индивидуальные биологические ритмы каждого малыша).

Три методики раннего развития, разные по очень многим «техническим» параметрам, названы нами лучшими за свое сходство – благодаря им можно учить малыша самому главному: смотреть и видеть, слушать и слышать, трогать и ощущать; радоваться общению; «впитывать» впечатления, звуки и запахи, цвета и формы окружающих предметов; умело обращаться с предметами и с интересом манипулировать символами (буквами и цифрами); спрашивать о том, что привлекло и заинтересовало; исследовать то, что доступно, и просить показать то, что самому трогать нельзя… Другими словами, помогать ребенку накапливать опыт на протяжении жизни и учиться с удовольствием.

Объединяет все три методики и то, что все они обеспечивают раннее развитие письменной речи у ребенка. Это прежде всего чтение. Чтение – основа современного образования, а скорость чтения – важнейшее условие успешного учения, продуктивной деятельности в современном мире. Вот почему между ранним развитием и обучением чтению можно смело ставить знак равенства. Умение читать – не что иное, как умение мыслить. «Дайте ребенку картинку, и он заговорит». Эти слова знаменитого русского педагога Константина Ушинского последователи лучших методик раннего развития уже продолжили так: «Дайте ребенку картинку с подписью, и он заговорит и зачитает одновременно».

Все три методики описаны по единому плану: вначале – теория, затем – практика. Основные методические рекомендации вы найдете под заголовком «Формы и методы обучения». Под заголовком «Практикум» соответственно практическую часть (игры и упражнения), которая поможет сделать ваши занятия с малышом более интересными и полезными. В разделе «Часто задаваемые вопросы» рассматриваются некоторые проблемы, возникающие при использовании методик.

Самый обычный путь – подковавшись теоретически, перейти к практике. Если теория вопроса вам уже знакома, вы можете сразу просмотреть практический материал. Если, наоборот, хорошо знакомы с практикой, то ознакомьтесь с теорией, чтобы от вас не ускользнуло главное – системность в подаче материала. Если по ходу чтения терзают какие-то вопросы, на которые вы не находите ответа, загляните в «Часто задаваемые вопросы», – возможно, ответ именно там. Теоретическая и практическая части соразмерны, сопоставимы и прекрасно дополняют друг друга. Вам решать – использовать упражнения полностью или частично, неукоснительно следовать указаниям или пробовать привнести свое. Какой бы маршрут движения по книге вы ни выбрали, мы желаем вам успеха!

1Школа Марии Монтессори

Главная идея и девиз системы М. Монтессори

Мария Монтессори (1870–1952) – врач и педагог, первая женщина в Италии, получившая степень доктора медицины. Научные интересы М. Монтессори еще во время ее работы врачом-ассистентом при университетской психиатрической клинике касались проблем обучения и воспитания детей, страдающих слабоумием. Со временем М. Монтессори пришла к выводу, что умственно отсталые дети нуждаются не столько в медицинском лечении, сколько в воспитании. Свои выводы она проверила практикой: в течение двух лет Монтессори вела школу «педагогического лечения» таких детей. В результате ее умственно отсталые подопечные сдали экзамены в городскую школу лучше своих сверстников, изначально имевших преимущество в развитии. Успех в педагогической деятельности побудил Марию Монтессори сформировать собственный метод преподавания. Живя в Риме, она открыла в одном из самых бедных районов города «Дом ребенка» – наполовину детский сад, наполовину начальную школу для детей рабочих. Двухлетний опыт преподавания там М. Монтессори описала в сразу ставшей очень популярной книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», вышедшей в 1912 году. Практическому воплощению идей, изложенных в книге, она посвятила все последующие годы своей педагогической деятельности. В последние годы жизни доктор медицинских наук, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге, ее методика интенсивного духовного развития и воспитания детей дошкольного возраста со временем приобрела популярность во многих странах мира, в том числе и в России.

Будучи убежденной в том, что именно природа- творец формирует душу ребенка, Монтессори видела задачу взрослого в обеспечении малышу условий для свободного полноценного развития, которое, по мнению автора методики, ни в коем случае не должно означать заброшенности воспитуемого. Эта идея свободы для ребенка основана на заботе о реальных нуждах маленького человека и трактуется в педагогике как принцип природосообразности развития заложенных в ребенке больших жизненных сил и способностей. Исходя из этого, М. Монтессори требовала уважительного, серьезного отношения к детям. Ведь дети, по мнению М. Монтессори, самые настоящие работники, занятые очень сложным и трудным делом самовоспитания и самообразования.

По убеждению Марии Монтессори, помочь ребенку сформировать себя самого как личность – главная практическая задача любого педагога.

Разумеется, идея свободы существовала в педагогике и до М. Монтессори, однако именно она громко, на весь мир обратилась ко всем неравнодушным взрослым от имени маленького ребенка: «Помоги мне это сделать самому!»

Почему М. Монтессори не сомневалась, что ее идеи осуществимы

По словам М. Монтессори, дети от рождения до шести лет обладают совершенно особой психикой.

В каждом ребенке «живет заботливый внутренний наставник», или «существует некая психическая сила», помогающая развитию малыша.

То есть возможности для развития уже заложены в ребенка природой, надо только не препятствовать им. А еще лучше – создавать условия для их полнейшей реализации.

Наблюдения М. Монтессори показали, что первые шесть лет жизни ребенка можно разделить на два основных этапа – две подфазы. Первая подфаза длится от рождения до трех лет и, по мнению Монтессори, характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому влиянию взрослого, в отличие от второй подфазы – от трех до шести лет, когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием.

М. Монтессори определяет возраст от нуля до трех лет как период впитывающего сознания. Этот период характеризуется очень сильной восприимчивостью, пробуждающей в малыше интерес к окружающему миру и желание его изучать. С самого рождения ребенок приобретает первые знания – собственную «умственную плоть», – просто проживая каждый день, не используя для этого ни память (строительство которой еще не начато), ни мышление (которого у него тоже еще нет). М. Монтессори определяет это как «абсорбирующий разум». Достижения малыша, окруженного любовью взрослых, в ранний период поистине чудесные. И за них ему не приходится платить усердием, трудолюбием и упорством, как это будет в последующие периоды жизни при приобретении новых знаний и умений.

Среди самых необыкновенных достижений ребенка М. Монтессори выделяет способность управлять своими движениями. М. Монтессори обращает внимание на то, что передвигаться в пространстве малыш начинает только после того, как его абсорбирующий разум к этому оказывается готов. Настает время обрабатывать информацию, что была впитана прежде. Малыш исследует окружающие его предметы руками. Используя собственный опыт, он превращается в разумное существо, приобретает собственную индивидуальность, созидает себя самого: свой разум, свою память и в конечном итоге свою жизнь.

Именно поэтому М. Монтессори убеждена, что необходимо соблюдение принципов свободы вокруг ребенка (эстетичность помещения, портативность обстановки, обилие простых предметов для практических занятий) и свободы самого ребенка (его деятельность отвечает его собственным потребностям), так как именно это обеспечивает успешное развитие психики и интеллекта.

Обидный вопрос для М. Монтессори

Разве ребенок с малых лет может понять, чего он хочет и что ему надо?

Подобное «заботливое» отношение взрослых к детям и заставило М. Монтессори выступить в защиту права ребенка на собственную свободу для собственного развития. М. Монтессори призывает родителей и педагогов не совершать ошибок, породивших современную проблему отцов и детей: не приспосабливать (адаптировать) насильно малышей к взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику. Подобное воспитание, строящееся на полном повиновении маленького существа воле взрослого, владеющего ребенком, как рабом, приводит к полному отрицанию личности ребенка. Это порождает такое угнетение слабого сильным, какое вряд ли бы вынес этот «сильный», оказавшись на месте своего ребенка. Между тем многие взрослые считают себя вправе грубо и порой оскорбительно обращаться со своими детьми якобы для их собственного блага. Огромная заслуга М. Монтессори в том, что она показала взрослым, как важно проявлять милосердие и справедливость по отношению к детям. Созданная для ребенка адаптационная среда, словно «убежище в шторм», послужит защитой от агрессивного мира и станет местом духовного отдыха, позволяя малышу развиваться свободно, согласно справедливым законам природы. А уж они-то никогда не приведут к неправильному результату, как бы яростно и вероломно ни управляли бы взрослые по своему разумению волей своих детей, вместо того чтобы чутко и бережно поддерживать и развивать их желание становиться лучше.

Слагаемые успеха

М. Монтессори целиком и полностью возлагает на взрослого ответственность за успех (или неуспех) в становлении и развитии ребенка. И это справедливо. Ведь секрет успеха доступен не малышу, а его другу – неравнодушному и заботливому наставнику, близкому человеку. Из чего же, по мнению М. Монтессори, складывается успех? Таких слагаемых два:

• развивать каждое умение в отведенное для этого время;

• правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

Подробно остановимся на каждом. Начнем со второго.

Зонирование образовательного пространства

Достижение воспитательных и образовательных целей М. Монтессори ставила в прямую зависимость от развивающего пространства, в котором находится ребенок в момент общения с педагогом. Говоря иначе, она предъявляла очень высокие требования к помещению, в котором малыш при поощрении взрослого, его помощи и поддержке выполняет те или иные упражнения, необходимые для эмоционального и интеллектуального развития.

М. Монтессори считала, что обстановка в помещении должна быть простой и уютной. В «Доме ребенка» не было ни парт, ни скамеек, вместо них имелись подходящие детям по росту легкие стульчики, большие, но очень легкие и портативные столы для совместной работы нескольких детей и маленькие столики для индивидуальной работы. В непринужденной обстановке малыши могли свободно передвигаться и пользоваться теми предметами, которыми наполнено образовательное пространство.

В отношении предметов, находящихся в образовательном пространстве, М. Монтессори занимала столь же принципиальную позицию: в распоряжение детей предоставлялись предметы, вызывающие практический интерес и желание что-либо делать с ними (чистить, мыть, сметать с них пыль, натирать, выстраивать в определенном порядке и т. д.). По наблюдениям М. Монтессори, «общество малышей» испытывает полный восторг от простых предметов, которые соответствуют детским простым понятиям. Задача окружающих – помочь ребенку выбрать материал, подходящий для его собственной деятельности и соответствующий его собственному творческому посылу.

Построение образовательной среды имеет свою логику, обеспечивающую реализацию любых познавательных интересов детей в разные периоды развития. Так, образовательная среда «по Монтессори» создается в расчете на разновозрастную группу детей.

Этот факт говорит о признании Монтессори-педагогикой индивидуального темпа освоения предметного пространства, присущего каждому ребенку.

Еще один важный момент в организации Монтессори-среды: все дидактические материалы представлены в одном экземпляре. Это готовит детей к жизни в обществе: если хочется взять предмет, с которым играет кто-то другой, придется подождать. Уважение к чужому выбору, терпение и сдерживание собственных порывов – важные черты общественного поведения, формируемые у малышей в Монтессори-группах. «Общество основано не на предпочтениях, а на гармоничном сочетании различных видов деятельности», – мудро отмечала М. Монтессори. К тому же если в группе есть несколько одинаковых наборов материалов, то велика вероятность того, что они будут перепутаны.

Ну а самое главное, Монтессори-среда обязательно делится на несколько предметных зон, в которых собраны соответствующие тематике зоны материалы. О Монтессори-материалах подробно мы поговорим позднее (см. «Формы и методы обучения по Монтессори»), а сейчас остановимся на кратких характеристиках главных зон. Познакомившись с ними, вы сможете сами решить, как лучше организовать подобные зоны в домашних условиях. Вполне допустимо, если зона будет представлять собой хотя бы небольшую отдельную полочку, а ее содержимое раскладываться и убираться после занятий. Все зависит от конкретных условий и возможностей семьи (жилищных и материальных), поэтому принципы организации зон и их насыщение следует определять, исходя прежде всего из этого.

Зона упражнений в практической жизни. Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся разнообразные инструменты, приборы, вещества и предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В практической зоне он переливает жидкости и пересыпает вещества из одной емкости в другую, моет, начищает и отчищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т. д. В процессе работы формируются и совершенствуются навыки самообслуживания, например ребенок учится зашнуровывать и застегивать вещи с помощью специальных тренажеров – рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т. д.). В этой же зоне находится все, что нужно для мытья рук и чистки ногтей, а также предметы, позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи: чистку и нарезку овощей и фруктов, сервировку стола.

В зоне есть живые и срезанные цветы, ухаживая за которыми ребенок учится заботиться не только о себе, но и об окружающем его мире.

Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Ведь дети живут в этом мире не «понарошку», значит, они должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.

Зона сенсорного развития. Без сенсорной гимнастики – системы упражнений, развивающих и утончающих восприятие, – невозможно развитие мышления, ведь при изучении окружающего мира ребенку необходимо активно использовать все свои чувства. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, обоняние, слух, учится различать размер, форму, цвет, вес, шероховатость, температуру и т. д. Монтессори указывала на то, что «процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка и составляют мышление и имеют вместе с тем известную степень культуры». Развитию чувственного и творческого мышления ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, подталкивающие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная и белая бумага и т. д. Слух, обоняние и вкусовые ощущения ребенка стимулируют специальные баночки: шумовые, вкусовые, пахнущие по-разному. Все материалы выглядят эстетично, привлекательно, они не просто доступны ребенку, а буквально просятся к нему в руки.

В настоящее время в сенсорную зону часто помещают современные развивающие игры, разработанные педагогами-новаторами, а также традиционные русские игрушки – изделия народных промыслов. Так, например, в сенсорной зоне многих Монтессори-групп помимо классических материалов находятся кубики «Сложи узор» и «Уникуб» Б. П. Никитина, свистульки, матрешки, деревянные игрушки с подвижными частями и т. д.

Зона развития двигательной активности. Это пространство нужно ребенку для развития крупной моторики. Разумеется, координация движений, необходимая в повседневной жизни, оттачивается и в других зонах. Так, например, в бытовой зоне малыш учится одеваться и раздеваться, удерживать и переносить предметы и т. д. Но целенаправленное непосредственное (а не опосредованное) воздействие на все группы мышц способны оказывать лишь материалы-тренажеры двигательной зоны. Спортивный мини-комплекс в этой зоне должен обязательно включать в себя оборудование для выполнения ребенком висов, прыжков, качаний и катаний, тренировать его в лазании и удержании равновесия. Спортивное оборудование состоит из простых, но разнообразных физкультурных снарядов: шведской стенки, заборчика, низкой скамеечки, трамплина, качелей, веревочных лестниц, лианы и т. п.

Как правило, двигательная зона размещается поодаль от остальных (часто – в смежном помещении), но так, чтобы дети всегда имели к ней свободный доступ.

Образовательные зоны. Для приобретения знаний и развития умений в других предметных областях в Монтессори-группе организуются образовательные зоны с соответствующим наполнением:

• математическая;

• языковая;

• естественно-научная;

• географическая.

Если собран достаточный материал для открытия новой зоны, можно расширять количество образовательных зон. Тогда развивающая среда становится богаче, насыщеннее, интереснее. Вот примерный перечень дополнительных зон:

• музыкальная;

• зона иностранных языков;

• прикладная, или «поделочная» (работа с деревом, глиной (керамика) или природным материалом);

• танцевальная;

• театральная и т. п.

Зонирование пространства позволяет реализовывать в Монтессори-группах широкую образовательную программу, темп и порядок прохождения которой индивидуален для каждого ребенка. Благодаря зонированию общий распорядок в Монтессори-группах легко поддерживается, а его содержание хорошо понимается всеми воспитанниками. В настоящее время содержание Монтессори-дня остается традиционным. Это «круги» – общий сбор детей в единый дружный круг, где под руководством своего наставника дети учатся общаться друг с другом, беседуют, слушают чтение педагога. Затем – свободная работа с материалами и, конечно же, творческая работа с выбранным изобразительным материалом (лепка, аппликация, конструирование). Примерную последовательность действий можно соблюдать в домашних занятиях с одним ребенком.

Метод Марии Монтессори

Одна из наиболее известных и распространенных методик раннего развития, представляющая собой целую педагогическую систему, в основе которой лежит понятие о самостоятельном обучении ребенка и которая базируется на трех китах: ребенок, окружающая предметная среда, педагог. Девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Автор системы обращает внимание на тот факт, что форма мышления ребенка отличается от мышления взрослого. Детское мышление – так называемое «впитывающее». И потому для полноценного развития малыша необходимо создать вокруг него грамотную предметную среду, каждый элемент которой будет преследовать определенную цель в развитии ребенка. Здесь должны присутствовать предметы, стимулирующие эмоциональные реакции, дающие образцы социально правильного поведения и предлагающие различные способы рационального взаимодействия с предметами. Важно также, чтобы ребенок впитывал грамотную речь, учился правильно говорить. Мария Монтессори, помимо этого, рассматривает в своей системе «сензитивные периоды» в развитии малыша, на которые взрослые повлиять не могут. Игры, предлагаемые данной педагогической системой, направлены на развитие речи, математических способностей, сенсорики, на обучение письму и чтению. Все они развивают образное мышление.

В настоящее время существуют целые детские сады, работа которых полностью основана на методике Марии Монтессори. Они так и называются – «сады Монтессори».

Методика Глена Домана

«Без фактов нет знаний», — так утверждал Глен Доман, американский врач-физиотерапевт. По его мнению, именно факты являются основной для любого умения и знания. Чем больше набор фактов – тем обширнее база знаний, которая, в свою очередь, представляет собой интеллектуальную базу. Глен Доман оперировал таким понятием, как «биты информации» (то есть, полезные факты, усваиваемые ребенком). Эти факты, согласно методике Домана – ключ к развитию интеллекта. Поскольку новую информацию в раннем возрасте дети очень легко усваивают, к ее качеству предъявляются особые требования (она должна быть понятной и логичной).

Цель методики Глена Домана – знакомство ребенка с многообразием интересных и ясных для него фактов, строго систематизированных по разделам знаний и категориям. Например, если изучается раздел знаний «Литература» в категории «Детские писатели», то в качестве «битов информации» предлагаются портреты этих писателей, наклеенные на картонный лист размером 30 на 30, с точной информацией на обратной стороне листа.

Учение Николая Зайцева

Чрезвычайно распространенная сегодня в детских садах новаторская методика обучения чтению. Педагог Николай Зайцев советует отказаться от классических принципов овладения навыком чтения, поскольку традиционная технология, по его мнению, отрицательно сказывается на психомоторном развитии ребенка, и рекомендует пособие «Кубики Зайцева». Эти кубики реализует естественную потребность малышей в системной подаче материала и, что немаловажно, игровую потребность. Методика приносит радость ребенку и не оказывает негативного воздействия на его здоровье. Обучающий материал преподносится в игровой форме. Дети могут играть как поодиночке, так и в группах.

Единицу языка Зайцев представляет не в качестве привычного всем нам слога, а в качестве так называемого «склада», то есть пары из согласной и гласной, из согласной с мягким или твердым знаком, либо из одной буквы. Каждый склад нанесен на отдельную грань кубика. Используя эти склады, ребенок составляет слова. Кубики Зайцева бывают различного размера, цвета, и даже различаются по издаваемым звукам. Это помогает малышу отличать согласные от гласных, глухие звуки от мягких. Пособиями Зайцева могут пользоваться любые дети – как сильные, так и слабые.

ТОП 8 самых популярных методик раннего развития для детей от рождения до средней школы

В настоящее время стало популярно среди родителей развивать своих детей практически с самого рождения. Методик раннего развития очень много, сложно все перечислить, а тем более рассказать о всех в одном обзоре. Мы выделили 8 самых популярных методик раннего развития. Давайте вкратце их рассмотрим.

Методика Марии Монтессори

Возраст детей: методика рассчитана для детей от 3 лет, но на сегодняшний день, в детских садах, где преподают по системе Монтессори, создаются Монтессори-группы для детей и младше 3 лет

Основные принципы: главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься. Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать.

Плюсы методики:

— Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.

— На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

— Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.

Недостатки методики:

— Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.

— Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.

— Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.

— Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

Методика семьи Никитиных

Возраст детей: методика подходит для детей от 2 до 17 лет.

Основные принципы: основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.

Плюсы методики:

— Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;

— Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.

Недостатки методики:

— Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;

— Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;

— Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Методика Николая Зайцева

Возраст детей: методика подходит для детей от 1 до 10 лет

Основные принципы: в основе системы обучения Зайцва — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Плюсы методики:

— Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;
— У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию;
— На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Недостатки методики:

— В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;

— Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

4. Методика Глена Домана

Возраст детей: по мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам, начиная с рождения.

Основные принципы: во время активного развития мозга ребенок запрограммирован природой поглощать информацию. Он делает это легко, просто и не нуждается в дополнительной мотивации. Время развития мозга у ребенка: от 0 до 3 лет — наивысшая активность; от 3 до 6 лет — резкое торможение; после шести — почти полное замедление и окончание формирования. Следовательно, наиболее интенсивной обучающая программа должна быть до 3 лет.

Плюсы методики:

— Обучение можно начинать с самого рождения;

— Заниматься достаточно просто;

— Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;

— Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;

— Получаем всесторонне развитие (карточки можем показывать на разную тематику – природа, еда, транспорт и т.д.).

Недостатки методики:

— В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;

— При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;

— Творчество в процессе обучения проявить невозможно;

— Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;

— Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

Методика «Вальдорфская педагогика»

Возраст детей: эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет).

Основные принципы: согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Плюсы методики:

— Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;

— С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;

— В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;

— В школе нет главных и второстепенных предметов. И творческим направлениям уделяется даже больше времени и внимания чем остальным предметам. Потому что считается, что именно они влияют на развитие личности, а не точные общепринятые предметы;

— Отсутствие учебников. При этом дети имеют свои рабочие тетради, общие на все предметы, которые затем скрепляются в одну единую. Таким образом получается, что ученики сами создают свои учебники и возвращаются к записям в случае необходимости, а не забывают и не забрасывают их;

— Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом. Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;

— Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;

— Культивируются семейные ценности. И не только среди учеников, но и среди родителей;

— Дети учатся креативно мысли и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;

— Детям в Вальдорфских школах не выставляют никаких оценок, а все занятия построены на личной заинтересованности каждого ученика и его вовлеченности в процесс, а не принуждении.

Недостатки методики:

— Считается, что количество знаний, которые получают дети в Вальдорфских школах недостаточно для поступления в высшие учебные заведения;

— Некоторые родители утверждают, что дети растут в слишком тепличных условиях. Несмотря на то, что детям в стенах школы действительно хорошо и комфортно, за ее пределами их ждет жестокий и далеко не всегда дружелюбный мир. А это значит, что дети выходят из школы совершенно неприспособленными к реалиям современной жизни;

— В школе акцент на приоритете творческого развития, а не изучении точных наук. И это нередко выливается в то, что ребенок не умеет грамотно анализировать ситуацию, не знает основных принципов работы тех или иных процессов. В результате нередко со своими творческими способностями он может остаться непризнанным талантом, неспособным ни в чем другом себя реализовать.

Методика Сесиль Лупан

Возраст детей: данная методика подходит для детей в возрасте от 0 до 5 лет.

Основные принципы: Главный принцип методики заключается в тесном общении родителей и детей. Считается, что родители часто путают понятия «внимание» и «опека». Внимание предполагает общение с ребенком и разъяснение интересующих его вопросов, а также способность родителей определить таланты малыша и уделить их развитию как можно больше времени.

В свою очередь, излишняя опека, по мнению Лупан, мешает развитию ребенка, так как предупреждает свободу действий и сводит внимание к бытовым заботам о ребенке (накормить, соблюсти гигиену, формально ответить на вопрос). При этом родители мало внимания уделяют искреннему и познавательному общению. Также к принципам воспитания по методике Лупан можно отнести: обучение детей по мере возникновения у них заинтересованности, не навязывание взрослого мнения; предоставление материалов и обеспечение окружающей среды, которые будут активно способствовать рождению интереса и соответственно приведут к познанию мира; развитие малыша в разных сферах и областях (не ограничиваться одной тематикой, если у малыша есть 2-3 явно выраженных таланта); подарить малышу свое тепло, понимание и любовь, не относиться к нему свысока и с пренебрежением и общаться на равных; малышу должно быть комфортно во всех отношениях. Познание должно быть вызвано интересом, а не графиком и требованиями.

Плюсы методики:

— Одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;

— Наиболее полное развития ребенка через органы чувств;

— Развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Недостатки методики:

— Родители довольно много времени должны уделять малышу;

— Необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;

— Не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

Методика Масару Ибука

Возраст детей: данная методика подходит для детей от 0 до 5 лет

Основные принципы: основной принцип методики заключен в названии книги Ибуки – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитием детей необходимо заниматься с первых дней жизни; ­реальные возможности детей безграничны и, «вовремя» вводя новые знания, можно добиться поразительных результатов; ­воспитать гения просто – надо всего лишь заниматься с ребенком с рождения, а не с 3 лет, как предполагает большинство методик. К 3 годам мозг формируется на 70­-80% и в дальнейшей жизни сыграют роль именно те знания, которые родители успели заложить в ребенка до этого возраста; дети от природы имеют желание учиться, но оно не должно притупляться игрушками и развлечениями; ­в качестве дидактических материалов Ибука предлагает использовать сокровища мировой цивилизации: учить наизусть стихи, просмотр мультфильмов заменить просмотром творений Рембрандта и Леонардо, а танцевать не под детские песенки, а под классическую музыку.

Плюсы методики:

— Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него — однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера);

— По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

Недостатки методики:

— Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям;

— Ибука высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

Методика «Школа семи гномов»

Возраст детей: методика рассчитана для детей от рождения до 7 лет

Основные принципы: Школа Семи Гномов» собрала «сливки» с лучших развивающих методик, это система для развития ребенка от самого рождения и до его поступления в школу. Курс «Школа Семи Гномов» затрагивает все важнейшие стороны развития ребенка (умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, личностное, социальное развитие).

Плюсы методики:

— Можно заниматься по данной методике с самого рождения;

— В каждой книге есть страница с инструкцией для родителей Школа семи гномов годовой курс для детей 1-2 год;

— Есть не только разноцветные картинки, но и увлекательные задания;

— В книгах для детей старше трехлетнего возраста — поощрительный приз за правильно выполненное задание – ­наклейка.

Недостатки методики:

— Для каждого возраста своя книга. Ведь то, что предназначено для детей 5 лет — будет сложно понять малышам помладше;

— Не все книги являются шедеврами, в некоторых книгах встречаются неудачные странички

Это далеко не полный перечень методик раннего развития. Какая методика раннего развития лучше и с помощью какой методики развивать малыша, решать Вам. Многие педагоги, няни и гувернантки не используют в чистом виде одну методику, а берут лучшее из разных методик раннего развития. В любом случае, любая методика будет работать только тогда, когда применяются регулярно, распространяются за пределы детской комнаты и задействует всех членов семьи.

С уважением, агентство домашнего персонала «Дом счастья»

На сайте представлены авторские методики обучения чтению и счету, созданные Сергеем Николаевичем Поляковым (1939 -2013). Сейчас работу сайта поддерживает его сын, Сергей Сергеевич Поляков, совместно с педагогами, работающими по методике и подготовленными автором.

Вступительное слово автора методик.
Я занимаюсь тем, что обучаю детей дошкольного возраста чтению и счету. Для того чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным для детей, способствовать их разностороннему развитию и, в тоже время, гарантировать результаты, я разработал уникальные методики обучения чтению и счёту, построенные на игре.

Методик обучения детей раннего возраста сейчас много, но вы не найдете среди них настолько детально проработанных, что обучать по ним детей может как педагог в школе раннего развития, так и любой родитель, не имеющий специальной подготовки.

Обучение детей чтению. Методика построена в виде игры и разделена на 7 ступеней, каждая из которых отличается от предыдущей уровнем сложности и видами игр с детьми. Дети, которые начали на 1-й ступеньке изучать буквы, на последней, 7-й, ступеньке читают детскую литературу. Описание методики и каждой ее ступени, вместе с видео файлами занятий, вы сможете просмотреть на странице Обучение Чтению. На сайте представлены также статьи, из которых вы больше узнаете о моих методах обучения и найдете ответы на часто задаваемые вопросы.

Обучение детей счёту. По этой методике дети учатся сложению и вычитанию в уме сначала в пределах 10, а потом и в последующих десятках. Методика обучения детей счёту на данный момент абсолютно бесплатная. Прочитать полностью материал, просмотреть видео файлы уроков, а также скачать все это вы можете на странице Обучение Счёту.

Вы также можете записать своего ребёнка ко мне на обучение в Одессе, для этого напишите мне на странице контактов, либо купить мою методику обучения чтению, которая включает в себя тексты с подробным изложением содержания уроков и видео файлы с примерами занятий, от первых до последних. При помощи прилагаемых инструкций и чертежей пособий вы сможете легко организовать учебное помещение и полноценно проводить занятия с детьми самостоятельно.

В качестве примера можете посмотреть, как проводят занятия по моей методике педагоги в школах раннего развития и родители у себя дома в Уфе, Одессе, Севастополе, в Германии, Ирландии, Франции.

Заказать методику обучения чтению вы можете на этой странице.

Если у вас остались вопросы ко мне, с удовольствием отвечу на них. Пишите.

Преподаватели кафедры специальной педагогики и специальной психологии Мурманского арктического государственного университета получили грант Российского фонда фундаментальных исследований на проект по индивидуализации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями.

В ходе проекта планируется изучить, описать и проанализировать сложившиеся в инклюзивном образовании технологии взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Работа объединит усилия дефектологов и педагогов общего образования с целью повышения качества образования.

«Современный педагог остро нуждается в инструментах индивидуализации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, то есть в инструментах ее настраивания на индивидуальные потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития, особенностями работоспособности, коммуникации, познавательных процессов, интересов, социальной адаптации и других особенностей», — отметила директор Психолого-педагогического института Татьяна Кузьмичева.

Главной задачей исследования является разработка и теоритическое обоснование инструментов индивидуализации для максимального включения обучающихся с ОВЗ в образовательные практики. Проект будет работать не только в Мурманской области, но и в Архангельской и Вологодской областях, а также в Республике Карелия

Исследование также поможет оценить, в каком состоянии находится инклюзивное образования в регионах и достаточно ли ресурсов для обеспечения его доступности. На основе полученных данных учёные планируют разработать базы стажировок программы повышения квалификации, а также электронный банк данных лучших инклюзивных практик.

«Обучение детей с ОВЗ в дистанционном формате в силу их специфических особенностей: недостаточной мотивации, низкой работоспособности, интеллектуальной пассивности, замедленности мышления, трудностей запоминания, переработки, воспроизведения информации — требует от педагога глубокой индивидуализации образовательной деятельности для их вовлечения и удержания в образовательном процессе. Таким образом, расширилось поле востребованности результатов проекта», — считает Татьяна Кузьмичева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *