Не слышит учителя

Купить книги для педагогов и родителей>>

Гиперактивный ребенок в школьном возрасте

Вопрос

Моему сыну через 1 мес. будет 8 лет. В школе с учебой у насвозникают большие трудности. А именно: тяжело высидеть урок, может встать и пойти прогуляться по классу, замечания учителей не слышит, на вопросы отвечает «не знаю», хотя на самом деле прекрасно знает ответ на вопрос (это из-за невнимательности), сидит на уроке — рисует, рвет бумажки. На вопрос, почему в школе не делал задание, отвечает: «Не знаю» или «Не получается», тут же дома сажаю за то же задание, и он его выполняет. С физкультуры просто сбегает.
Учителя говорят, да и врачи тоже, что дело не в интеллекте, но на учебу он просто задвинул. А самое обидное — я знаю, что все это он может, если сядет, выслушает, сконцентрируется, но как раз с этим у нас большие проблемы.
Не воспринимает учителей, как «неоспариваемый» авторитет, нет слова «надо». На все своё мнение (причем настолько логически обоснует, что даже сказать нечего). Все игры — по его правилам, несогласных в игру не принимает. Причем даже если никто не согласится, он самодостаточно поиграет сам. В отношениях максималист.
Все, о чем было ранее сказано, касается больше школы. Дома абсолютно адекватный ребенок, добрый и заботливый, не по годам развитое логическое (бытовое) мышление, делает выводы и объясняет их скорее как взрослый. Нет чего-то, что бы я попросила и он не сделал, как правило, не с первого раза, но мы всегда можем договориться. Быстро загорается каким-либо делом, но тут же бросает. И какие только игры я не покупала, чтобы хоть как-то увлечь и чтобы хоть это дело довел до конца…
У невропатолога мы наблюдаемся с самого рождения. Пройдя до 5-ти месячного возраста лечение, практически забыли о неврологии и его активность и шебутной характер принимали уже как норму. Конечно, за ним нужен был глаз да глаз. Стоило отвернуться — и огромный стол с аппаратурой был опрокинут.
Первые «видимые» (для других людей) проявления гиперактивности и дефицита внимания проявились в садике (в 4 года), когда пришло время проводить уроки. Сползал под парту, постоянно то открывал, то закрывал ящичек в столе, но делал задание и при этом успевал поиграть. А вот теперь в школе на него жалуются все учителя, что ничего не хочет делать. Программа очень сложная (в 1-м классе у них 6-7 уроков). Пропивали курсы ноотропных препаратов (согласно консультации психоневролога). И при этом всем школа ему нравится, и уходить в другую он не хочет.
Подскажите пожалуйста, что можно сделать, как скорректировать, как помочь ребенку. Может, знаете какие-то школы для таких деток…

Отвечает психолог Галина Данилкина

«Не воспринимает учителей, как «неоспариваемый» авторитет, нет слова «надо», «Быстро загорается каким-либо делом, но тут же бросает», » Все игры по его правилам, не согласных в игру не принимает» — данные высказывания наталкивают на предположение о недостаточном уровне развития произвольности. Это важнейший показатель готовности к обучению в школе и именно это может быть серьезным препятствием (помимо гипердинамического синдрома) для построения адекватных учебных (ролевых) отношений.

«На все свое мнение (причем настолько логически обоснует, что даже сказать нечего)», «не по годам развитое логическое (бытовое) мышление, делает выводы и объясняет их скорее как взрослый» — то, что Вы описываете, может говорить и о вербализме (на первый вгзляд очень развитая, взрослая речь, но при этом усвоены не правила построения речи, а многочисленные стандартные речевые обороты — если переформулировать его фразу или вопрос, ребенок не может понять смысл сказанного), и о неравномерном развитии различных видов мышления — для школьного обучения необходимо развитое логическое (основанное на использовании усвоенных правил и закономерностей) и абстрактное мышление, у сына же может преобладать интуитивное (формирующееся на основе личного опыта ребенка).
Посмотрите, пожалуйста, мою статью на сайте, посвященную теме гиперактивности. Там были описаны рекомендации для родителей и педагогов по работе с такими детками.
Весьма желательно обратиться за очной психологической консультацией. Специалист проведет диагностическое обследование для уточнения наличной ситуации. Исходя из результатов можно будет формулировать рекомендации и намечать направления коррекционной работы. Информацией про школы, работающие с гиперактивными детьми на данный момент, к сожалению, не располагаю.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле «поставлю «двойку», вызову директора, пригласи родителей в школу». Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, «не пользоваться телефоном», «не ходить по классу» и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Глухой и гиперактивный

Вопрос

Здравствуйте! Я обращаюсь к вам с просьбой или проблемой… даже не знаю, как точнее это назвать, наверное, и то и другое. Мой ребенок гиперактивный и еще с большой потерей слуха. На мои объяснения и просьбы реагирует болезненно и агрессивно, скорей всего, понимает неправильно! Учится в 1 классе, где детей всего 7 человек. Интеллект сохранен, он и добрый очень, но бывают моменты, что он не может с собой совладать. Часто происходят конфликты с ребятами, думает, что все считают его плохим. Мы постоянно находимся под наблюдением невропатолога, психоневролога…. подскажите, как мне правильно вести себя и чем я ему могу помочь.Пожалуйста!!!!

Отвечает психолог Галина Данилкина

«На мои объяснения и просьбы реагирует болезненно и агрессивно, скорей всего понимает не правильно!» — использует ли Ваш сын слуховой аппарат? Т.е. непонимание, на Ваш взгляд, скорее вызвано нарушением слуха или другими причинами (отсутствием эмоционального контакта, повышенной чувствительностью к критике, незрелостью чувств)? Какие именно просьбы вызывают подобные реакции? Гиперактивность — это Ваша характеристика его поведения или медицинский диагноз? С какой целью Вас постоянно наблюдают невропатолог, психоневролог? Каковы основные трудности — «бывают моменты, что он не может с собой совладать»? На какой почве возникают конфликты с одноклассниками? Попробуйте уточнить мои вопросы, это даст дополнительную информацию о ребенке и ситуации, в которой он находится. Возможно, вам поможет очная консультация другого специалиста (психолога, психотерапевта)…

Гиперактивность

Вопрос

Моему сыну 3,5 года. В детском саду нас направили к невропотологу с диагнозом гиперактивность, правда, это еще под вопросом, ко врачу я еще не ходила. Он не реагирует на замечания, такое впечатление что делает назло. Драчливый, очень плаксивый. Проблем много, мы пытаемся с этим справляться, бывает, и срываемся, хотя четко знаю, что этого делать нельзя.
Я прочитала на вашем сайте о проблемах, связанных с этим диагнозом. У меня вопрос: можно ли вылечить или уменьшить гиперактивность, чтобы в дальнейшем в школе проблем было меньше?

Отвечает психолог Галина Данилкина

«В детском саду нас направили к невропотологу с диагнозом гиперактивность»… Мне не очень импонирует слово «направили»; можно рекомендовать, советовать, но никак не направлять с уже сформулированным диагнозом. Какой специалист в ДОУ взял на себя такую ответственность и обладает компетенцией его ставить? Скорее всего, взрослые испытывают трудности при взаимодействии с Вашим сыном и таким образом хотят подтвердить данные сложности медицинским диагнозом.

Но даже если невропатолог утвердительно ответит на вопрос, присутствуют ли у малыша симптомы гиперактивности (на мой взгляд, в 3,5 года ставить такой диагноз не совсем корректно), то одними таблетками, к сожалению, решить кардинально ничего не удастся…
Необходимо простраивать правильные линии поведения всех взрослых, общающихся с ребенком, следить за режимом и нагрузками, отрабатывать с мальчиком лишь одно качество в определенный промежуток времени (например, только внимательность или только аккуратность).
«Не реагирует на замечания» — любой ребенок лучше воспринимает информацию, выраженную в позитиве, чем постоянные одергивания со стороны окружающих. Для того, чтобы малыш начал обращать внимание на взрослого, ему стоит опускаться на уровень глаз ребенка и просить посмотреть на себя.
«Драчливый» — играйте в сюжетно-ролевые игры, отрабатывайте новые способы общения и взаимодействия со сверстниками (как это делать, можно посмотреть в ответах на вопросы по поводу детской агрессивности).
Несомненно, проявления гиперактивности можно корректировать, дети с подобными проблемами нуждаются в психолого-педагогической поддержке и понимании со стороны взрослых.
Были ли в карте сына до 1 года пометки невропатолога — энцефалопатия, внутричерепная гипертензия? Наблюдались ли нарушения сна? Как шло моторное, речевое развитие ребенка? «Проблем много, мы пытаемся с этим справляться, бывает, и срываемся» — думаю, что после посещения невропатолога или психоневролога желательна консультация психолога или психотерапевта, который сможет выявить проблемные зоны в детско-родительском взаимодействии, что, безусловно, может улучшить картину в целом.

Вопрос 2

Мне тоже не нравится термин направили, но на записке, которую мне дали, именно так написано.
В 4 месяца мы проходили курс лечения (неразборчиво написано, но что-то в этом роде) «DS. последствия перинатального поражения ЦНС». И еще что-то написано, не могу разобрать. Через два месяца все было нормально меня ничего не беспокоило. Врач написала — «DS. тот же, положительная динамика». В последущие посещения невропатолога нам уже ничего не писали.
Развивался нормально, как все, сидеть начал без поддержки в 4 месяца, ходить без рук в 9 месяцев, разговаривать — не помню, это все постепенно, сначала слога, потом слова, а сейчас очень большой словарный запас, на любой вопрос найдет ответ. Стихи запоминает быстро и расcказывает с удовольствием. Очень любит слушать сказки, быстрей я устаю читать, чем он слушать. Еще нравится рисовать, особенно красками.
Проблемы со сном, конечно, были, а у кого их не было… Все проблемы кончились, когда в 1.2 года перешел на двухразовый сон. Спим мы по графику — в обед ложимся в 13.00, вечером ложимся в 21.00. Когда Глеб спит, мы с мужем спокойно смотрим телевизор или разговариваем вполголоса. Сейчас Глеб может проснуться максимум один раз за ночь в туалет и сразу засыпает. Спасибо за Ваше внимание, очень благодарна!

Отвечает психолог Галина Данилкина

Кто же все-таки эту записку дал? «Последствия перинатального поражения ЦНС» — диагноз как раз говорит нам о том, что у ребенка присутствовали органические микротравмы/микронарушения в работе головного мозга (ММД). Подробнее об этом Вы можете прочитать в моей статье Гиперактивность: кто виноват и что делать?, а также в статье И.В.Ковалевой «В карте запись ММД (Минимальная мозговая дисфункция). Что делать?» . Как правило, после года невропатологи снимают подобные диагнозы, но последствия могут сказываться в завуалированной форме вплоть до подросткового возраста.

Поэтому еще раз — режим, закаливание, избегание сверхвозбуждения (мест массового скопления, общества других расторможенных детей), последовательность в отработке того или иного навыка, качества.
То, что Вы пишете про моторное развитие, также похоже на особенности развития гиперактивных детей — оно у них, как правило, опережающее. С другой стороны, у Глеба хорошая память, присутствует концентрация, как я поняла (чтение сказок, рисование).
А когда Вы занимаетесь с ним развивающими играми — мозаикой, кубиками, конструктором, шнуровкой, прочими — как обстоит дело с вниманием? Как себя ведет на групповых занятиях в садике?
Проблемы со сном я имела ввиду такого плана: часто просыпается (через полчаса/час), требует укачивания, беспокойно спит (вылезает из пеленок, одежды) — до года; тяжело засыпает, встает утром, вскрикивает или просыпается среди ночи с пронзительным криком. Отмечалась ли метеозависимость или ухудшение состояния осенью/весной (что может быть связано с повышенным черепным давлением)? Часто ли бывает не в духе, хмурым?
Я надеюсь, что («с мужем спокойно смотрим тв») телевизор вы смотрите на кухне или другой комнате, а не в том помещении, где спит малыш. Даже в сонном состоянии ребенок воспринимает тот текст, который звучит с экрана. Бессознательное активизируется именно тогда, когда сознание отдыхает. И кроме всего прочего, это излишнее возбуждение для истощенного мозга, который весь день собирал и обрабатывал информацию в окружении 20 сверстников и взрослых.

Вопрос 3

Эту записку дала воспитательница. Я сегодня с ней разговаривала, она сказала, что волноваться не надо, это в саду плановый медосмотор, разных детей направили к разным специалистам, кого к зубному, кого к хирургу…
Мы когда лечились в 4 месяца, то делали УЗИ головного мозга. Результат хороший, патологий не обнаружено, полушария разделены, извилины ярко выражены.
В игры мы играем, стараюсь покупать разные, чтобы не надоедали. Играем в детское лото, у нас картинки с асоциациями, Глебу нравится, все картинки знает, я даже ни разу не подсказывала. Кубики -это любимое занятие в детском саду. Шнуровку еще не пробовали, но пуговицы на пижаме застегивает и растегивает всегда сам.
Как на занятиях ведет себя, не знаю, но все поделки у нас сделаны не хуже некоторых. Поделки разрешают забирать, и они у нас хранятся в отдельной папке. Мы их иногда достаем, и Глеб рассказывает, где какая поделка. Он у меня в 2,5 года называл всех ребят по именам, когда мы общее фото из детсада расматривали.
Телевизор, обещаю, смотреть в комнате, где Глебушка спит, больше не будем, просто я и не подозревала, что это может как то влиять, если ребенок спокойно спит.

Отвечает психолог Галина Данилкина

Ну, ладно, опустим вопросы компетенции воспитателя и даже медсестры в д/с давать подобные записки с уже сформулированным диагнозом…
Те повреждения мозга, о которых я писала, скорее всего не фиксируются аппаратурой даже в самом раннем детстве, они настолько малы… допустим, пережат какой-то сосудик во время рождения — и часть клеток не развивается, хотя потенциал был… Или замедляется процесс миелинизации — обволакивания нервного окончания специальным проводящим покрытием, за счет чего информационный сигнал может передаваться от одной клеточки к другой. Или запаздывают в своем развитии тормозные процессы — преобладает возбуждение и его обширная иррадиация (распространение на значительной территории больших полушарий). Таким образом, явных поражений головного мозга специалист не отмечает, развитие вроде бы соответствует возрастным нормам — диагноз снимается после года.

И никто не сомневается, что в интеллектуальном развитии Глеб даже может опережать сверстников. Но мы-то теперь знаем, что последствия данных ранних повреждений могут проявляться в излишней двигательной активности («бестолковой» суете), в неустойчивом внимании (невозможности сконцентрироваться на чем-то в течение определенного времени, воспринимать информацию при групповых формах общения), эмоциональной неустойчивости.
Поэтому, Вы, как интересующийся родитель, наблюдаете за сынишкой, анализируете обратную связь, которую дает воспитатель, прислушиваетесь к мнению невропатолога (желательно не из районной поликлиники, а еще лучше, чтобы у Вас имелись точки зрения трех независимых специалистов невропатологов или неврологов). Соблюдаете рекомендации, которые я давала ранее и которые можно найти в статье о гиперактивности на сайте.
Можно обратиться к книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» (М.: Генезис, 2000). Там приводятся опросники, содержащие показатели гиперактивности у ребенка, резюмируются правила общения с подобной категорией детей, описаны коррекционно-развивающие игры.
И, конечно, хорошо бы где-нибудь лет в 5-6 обратиться к хорошему психологу, чтобы отследить проблемные зоны в развитии сынишки до поступления в школу. Удачи!

Беспокойный человек

Вопрос

Моему сыну 3 года 11 месяцев. Очень активный, любознательный и добродушный человек. Не могу сказать, чтобы какие-то эпизоды в его поведении, фразах или отношениях с другими людьми я воспринимала как «серьезную проблему», но есть ряд моментов, которые меня беспокоят.
Первое — это сложности с засыпанием. Укладываемся по 1,5-2 часа с бесконечными «попить», «пописать», «посиди со мной» и т.д. Ночью приходит спать в родительскую кровать, и если его отнести через какое-то время сонного обратно, он все равно возвращается. Так и спим втроем в тесноте и духоте. Поскольку утром вставать на работу, а по полночи мы колобродим, то состояние недосыпа (у меня) и раздражения (у папы) приближается к критическому.
Второе — это трудности с концентрацией на чем-либо более 3-4 минут (исключение составляют книги и мультики). Вроде бы только сели, чем-то занялись, и тут же «я сейчас приду»: вскакивает, добегает до кухни, прибегает обратно, и через 2-3 минуты все повторяется сначала.
У ребенка очень хорошая память, он запоминает и читает наизусть стихи невероятной длины, и при этом сидеть или стоять спокойно он категорически не может, а беспокойные руки тянутся что-нибудь трогать, мять, рвать, крутить и т.д.
Третье — сложности во взаимоотношениях с папой: «не люблю», «пусть он идет на работу, а мы будем вдвоем», «он скучный», «папа меня обидел» и т.д. Папа сына любит, но выражать это ему трудно. Про это вообще писать тяжело, а делать что-то с этим нужно.
Понимаю, что все мои описания поверхностны и многие детали опущены, но разобрать подробно каждый из пунктов в письме просто невозможно. Если Вы можете нам посоветовать, куда и к кому обратиться для очных консультаций, буду Вам очень признательна.

Отвечает психолог Галина Данилкина

Не пытайтесь усадить ребенка во время занятий. Это может быть свободное расположение на ковре, диване и даже хождение в пределах досягаемости. Фиксация позы требует от очень подвижных детей невероятных усилий, так что на занятие их уже не остается.
Если концентрация внимания 3-4 минуты, завершайте занятие по истечении этого времени. Можно повторять такие короткие занятия каждый час. И лучше, если они будут повторяться ежедневно в определенное время. Тогда мозг ребенка может заранее настраиваться на рабочий лад. Для гипердинамичного дошкольника 10 минут — очень хороший результат, так что не стоит требовать слишком много.
Наконец, продумайте структуру занятия заранее, приготовьте все материалы, сочините сказочную/игровую вводную, чтобы не теряться в процессе. Как только ребенок чувствует Вашу неуверенность/несобранность, он моментально получает возможность «расслабиться» посредством пробежки до кухни и обратно. С другой стороны, интересное, значимое для ребенка занятие может увлечь даже самого «буйного» сорванца — уместно вспомнить эффект от работы с монтессори-материалом: ребенок погружается в работу, повторяя и повторяя важную для него деятельность, оттачивая необходимые элементы. Так что стоит продумать содержание вашей совместной деятельности.
Проблемы с засыпанием и ночным сном могут быть вызваны различными причинами. Одна из них — страхи. Возраст 3-4 лет — это период активного развития воображения, и именно с этим связано появление в жизни ребенка страшных снов. Яркие впечатления, эмоционально насыщенные образы, непереработанные сознанием за день конфликты всплывают в завуалированном виде ночью.
С другой стороны, ребенок как бы претендует на интимную территорию родителей — кровать. Что за этим стоит? Если учесть, что ребенок говорит об отце: «не люблю», «пусть он идет на работу, а мы будем вдвоем», то можно предположить застревание на фазе так называемого эдипового комлекса: ребенок пытается вытеснить взрослого мужчину, единолично завладеть вниманием и любовью матери и, вследствие этих противоречащих социальным нормативам желаний, испытывает страх перед фигурой отца. Здесь надо работать как с самим мальчиком, так и с папой — «выражать это ему трудно». Если продолжать в том же духе, то проблемы со временем могут стать более выраженными и серьезными (раздражение, как видно из письма, уже присутствует).

Гиперактивный ребенок

Вопрос

Марина 14:51 23.01.2007 Добрый день! Наша проблема заключается в плохом поведении сына в школе.
Он должен быть в центре внимания постоянно, если его не спросили на уроке, он обижается. Однажды даже стрятался под парту из-за того, что его учительница не вызвала к доске.
На уроках мешает одноклассникам, отвлекается, старается все сделать первым, даже если с ошибками, невнимательный. На переменах бегает по школе, цепляется к одноклассикам.
Друзей у него в классе нет, потому что он вызывает негативное отношение своим поведением. Учится он хорошо, но все это блекнет на фоне плохого поведения.

Дома неоднократно проводили беседы по поводу поведения, но ничего не меняется. Каждую неделю в дневнике замечания.
Пожалуйста, посоветуйте, что делать. Может, нужно обратиться к профессионалу за помощью?

Отвечает психолог Галина Данилкина

Вы не указали возраст ребенка, в каком классе он учится? Проблемы возникли именно сейчас или некоторое время назад (месяц, полгода, год, несколько лет)?
Судя по Вашему описанию, сложности Вашего сына заключаются не только, а может быть и не столько в гиперактивности, сколько в неумении выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми (учителем, одноклассниками), общаться, устанавливать коммуникации. У ребенка явно присутствует высокое притязание на признание, демонстративность поведения. А отвержение со стороны сверстников только усиливает демонстрацию, таким образом мальчик пытается привлечь к себе внимание, пусть даже и негативное.
Думаю, стоит обратиться за помощью к школьному психологу для выяснения уровня самооценки ребенка, его социометрического статуса в классе и выявления ресурсов, которые могли бы изменить наличную ситуацию. Позитивные результаты способны дать коммуникативные тренинги, которые проводят специалисты в школах.
Если психолога в школе нет, то можно обратиться к специалистам в районных и городских медико-психолого-педагогических центрах или к частным психотерапевтам.
Начав решать эту проблему сейчас, Вы окажете ребенку серьезную поддержку, ведь в школе он находится большую часть времени, а впереди его ожидает подростковый кризис с еще большими поведенческими и коммуникативными сложностями.

Вопрос 2

Галина, спасибо за ответ. Проблемы начались с нового учебного года, когда их 4-ый класс расформировали и он попал в новый коллектив. Думаю, такое поведение связано с тем, что у него была психологическая травма: мама ушла из дома, когда ему было 8 лет, сейчас 11 (я мачеха), ребенок недополучил внимания и ласки со стороны родной матери. Сейчас я пытаюсь как-то это наверстать. Отношения между нами сложились хорошие, он не отверг меня. Мы обязательно обратимся к психологу.

Отвечает психолог Галина Данилкина

Ваши пояснения действительно подтверждают мою версию о том, что причиной подобного поведения мальчика является не гиперактивность, а социальная некомпетентность. Неразвитость коммуникативных навыков и способов взаимодействия с окружающими людьми может быть следствием нарушенных взаимоотношений с близкими значимыми людьми, родителями. Кроме всего прочего возник дополнительный стрессовый фактор — новый коллектив, в который необходимо встраиваться, заново налаживать систему контактов. А именно в этом у данного ребенка и заключаются выраженные сложности. Думаю, обращение к психотерапевту весьма оправданно.

Гиперактивность?

Вопрос

Пятилетний мальчик во время активных игр быстро возбуждается, и остановить его подчас очень трудно. Также в последнее время не умеет слушать других и не слышит, что ему говорят. Что это — возрастные изменения или личные особенности ребенка? И что с этим делать?

Отвечает психолог Галина Данилкина

Подобные проявления не являются возрастными изменениями. Быстрое и сильное возбуждение обусловлено слабостью тормозных процессов и является свойством нервной системы. Для уточнения природы данного свойства (просто особенность темперамента или действительно проявление гиперактивности) необходимо посетить невпропатолога/невролога/детского психолога (лучше с медицинским образованием, т.е. клинического психолога).
То, что ребенок не слышит, что ему говорят, является проблемой воспитания. Так, когда Вы говорите, необходимо добиться контакта «глаза в глаза». Для этого взрослому следует опуститься на колени, на один уровень с малышом.
Возможно, взрослый слишком много говорит — тогда следует обратить внимание на то, что и как Вы проговариваете.
Полезно сменить конструкцию фразы — Вы не запрещаете что-то, а предлагаете иные варианты, не делаете замечание, а подчеркиваете достоинства.
Стоит говорить о своих чувствах — «Мне это не нравится», «Мне обидно» вместо того, чтобы обвинять ребенка — «Ты плохо себя ведешь» или «Ты лентяй!»
Умение слушать других также формируется постепенно и постоянно. Может быть введено правило: «Когда один говорит, другие слушают». Просите повторить ребенка то, о чем кто-то рассказал.
В любом случае требуется дополнительная информация об особенностях данного ребенка, его поведении и окружении. Вы можете обратиться в очную консультацию для уточнения запроса.

Синдром дефицита внимания у взрослых

Вопрос

Можно ли у Вас проконсультироваться взрослому человеку с нелеченным в детстве синдромом дефицита внимания?

Отвечает психолог Галина Данилкина

Во-первых, необходимо убедиться, что такой синдром у человека в детстве был (если сохранились данные медицинских или психологических обследований, то тогда картина более/менее объективна).
Во-вторых, этот диагноз не всегда предполагает медикаментозное вмешательство, некоторым людям вполне хватает того, что соблюдается оптимальный для них режим нагрузок и отдыха и с возрастом проблема сглаживается, ММД успешно компенсируются.
В-третьих, я не занимаюсь на данный момент очным консультированием (у меня маленький ребенок), но в случае острой необходимости мы можем помочь в установлении контакта со специалистами-психологами и психотерапевтами.

СДВГ-подготовка к школе

Вопрос

У моего сына СДВГ. Сейчас мы ходим на подготовку в школу к будущей нашей учительнице. В семье у нас всё в порядке. Сын у нас один и мы его очень любим.
Но отношение к нашему ребёнку учительницы начинает беспокоить. Она не принимает того, что он невнимателен, задания выполняет так, как ему видится, а не как она требует. Вплоть до цветов: в школе сын нарисовал цыплят не жёлтыми, а коричневыми. Но дома он рисует и яркими цветами. Учитель же теперь считает, что у нас неблагоприятная семья и относится к сыну, как к убогому.
Я не знаю, что мне делать и как быть с учителем. Пожалуйста, подскажите. Спасибо.

Отвечает психолог Галина Данилкина

Да, ситуация интересная… Во-первых, на основании чего Вы решили, что учительница считает Вашу семью неблагополучной, а сына «убогим» в связи с использованием коричневого цвета? Это она Вам сама сказала или Вы как-то уловили изменение ее отношения к мальчику и себе?
Во-вторых, если все-таки учительница прямо интерпретировала рисунок ребенка как проекцию семейных проблем, то это лишний раз говорит о вседоступности психологических методик или знаний, которые используются людьми, далекими от психологии, совершенно варварским способом…
Коричневый цвет с точки зрения психологической интерпретации имеет отношение к такой личностной особенности как тревожность. Однако серьезные выводы можно делать только в случае, когда ребенок отдает явное постоянное предпочтение данному цвету, к тому же изучается это на основе специальных рисуночных методик. Кроме того, обращается внимание на ряд других признаков (усиленная штриховка, «вылезающая» за границы контура, частое стирание ластиком) и, конечно же, данные проверяются посредством наблюдения за поведением малыша.
В Вашем же случае, возможно, ребенок проявил фантазию, творчество — прежде чем делать выводы, можно было поинтересоваться, а почему цыплята такого цвета (и услышать, например, в ответ: «А они в пыли искупались…»).
С подобным диагнозом Вам необходимо искать учителя, который будет принимать в расчет особенности ребенка (неконструктивная активность, отвлекаемость, расторможенность, поверхностность чувств) и грамотно их корректировать в процессе обучения. Поговорите с родителями нынешних третьеклассников — наверняка найдутся такие, которые имеют подобные с Вами проблемы (понаблюдайте, как выбегают из школы дети, и кое-кто из них напомнит Вашего…). Может быть, они смогут порекомендовать учителя, который подойдет и Вам.
Если сыну на момент поступления в школу еще не будет 7 лет — основательно подумайте над возможностью еще год побыть в садике. Возможности нервной системы Вашего ребенка и так небезграничны, а с поступлением в школу она получит удвоенную нагрузку.
Рекомендую почитать книгу «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» Е.В. Мурашова Екатеринбург, У-Фактория, 2004. В ней Вы найдете много полезных рекомендаций.

Купить книги для педагогов и родителей>>

«Зайчишка-трусишка», «молчун», «слова из него не вытянешь», «мямлик» — и это всё о нём – о ребёнке, который боится отвечать на уроке, практически никогда сам не поднимает руку, и, если его спросят, либо просто молчит, либо тихо бормочет себе под нос, либо даже вообще плачет.

Ясно-понятно, что это дело так не оставишь: и ребёнку помочь хочется (несладко ему приходится), и педагогу (отметки выставлять как-то тоже надо, а как оценивать ученика, если от него слова не добьёшься?).

Итак, что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? А начнём мы, как и положено: с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.

Причины могут быть такими:

1. Незнание, непонимание учебного материала. Думаю, тут всё ясно: невозможно хоть что-либо ответить, если ты в принципе не знаешь, что отвечать. Как говорится, если знал, да забыл – это ещё полбеды, а вот если не знал и ещё забыл…J

2. Проблемы с речью: неправильное звукопроизношение, заикание и т.п. нарушения могут привести к тому, что ребёнок комплексует и замыкается, становится неуверенным и как может избегает неприятной ситуации (т.е. просто молчит).

3. Неуверенность в себе как черта характера (тут тоже надо подробно разбираться, вследствие чего она сформировалась), высокий уровень тревожности у ребёнка.

4. Низкий социометрический статус ребёнка в классном коллективе (попросту говоря, когда сверстники «гнобят» его и любое его действие может вызвать насмешки, издёвки, обзывания, а иногда и физическую агрессию).

5. Чересчур высокие требования к ребёнку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их порой нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

6. Неправильное поведение педагога. К сожалению, эта причина очень часто бывает на первом месте (хоть я здесь и указываю её последней). То, как учитель относится к ученику, что именно и каким тоном он говорит, какой у него взгляд, поза – всё это очень сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, если он завышает требования к конкретному ребёнку (то есть не учитывает индивидуальные особенности), то не стоит удивляться, что некоторые дети могут испытывать страх или даже панический ужас перед ответами на уроках. Ответственность за это целиком и полностью лежит на нас, уважаемые коллеги.

Ну что же, первый важный вопрос «кто виноват?» мы разобрали, теперь перейдём ко второму: «а что же делать?».

Перво-наперво, конечно, необходимо устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом:

· При непонимании учебного материала – восполнить пробелы в знаниях. В этом может помочь учитель, родители, репетиторы.

· Если проблемы с речью, необходимы занятия с логопедом, а также наблюдение и лечение у врача-невролога.

· При неуверенности в себе и высоком уровне тревожности не помешают занятия с педагогом-психологом. Но кроме этого, обязательно изменение поведения близких ребёнку взрослых (родителей, учителя) и их моральная и эмоциональная поддержка, т.к. без этого все усилия психолога просто пойдут прахом.

· Рекомендации по работе с ребёнком, имеющим низкий социометрический статус, описаны здесь («Ребёнок-изгой…» — жмите, это ссылка), поэтому повторяться не буду. Желательна также и помощь психолога, если он есть.

· При завышенных требованиях к ребёнку работать нужно не столько с самим учеником, сколько с его родителями, объясняя и показывая на примерах последствия такого поведения взрослых и обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности сына или дочери.

· Ну, а если причиной страха ребёнка перед ответами на уроке являемся мы сами, соответственно, и работать нам надо прежде всего над собой, и тогда проблема у ученика постепенно отпадёт сама по себе.

А теперь предельно практические рекомендации, что же конкретно можно сделать, чтобы помочь ребёнку справиться со своей боязнью и начать наконец говорить (это раз, и это главное), и чтобы дать возможность учителю увидеть степень освоения учеником программного материала и оценить его (это два).

Итак, можно разрешить ребёнку отвечать не устно, а письменно (выполнять задание, писать ответ на листочке).

Или отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем (например, стихотворение наизусть рассказать во время перемены или после уроков).

При недостаточном понимании материала или слабом развитии памяти может помочь использование вспомогательных материалов при ответе (схемы-опоры, план, таблица и пр.). Само собой разумеется, что учителю нужно научить ребёнка, как этим пользоваться.

Если у педагога с учеником доверительные отношения, то хорошие результаты может принести такой приём, как ответы «на ушко».

Не пытайтесь заставить такого ученика во что бы то ни стало отвечать громко и полным ответом, а двигайтесь к этому постепенно: пусть сначала он просто повторяет за другими, даёт только односложные ответы или даже невербальный (несловесный) ответ. Например, с помощью поднятой руки (кто думает так же, поднимите руки) или сигнализаторов.

Независимо от причины, вызывающей страх, обязательно нужно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку: не заострять внимание на неудачах, награждать за смелость (сначала можно даже повышением отметки на балл), непременно хвалить (кого-то – горячо, кого-то – сдержанно, зависит уже от индивидуальных особенностей учащегося), причём иногда хвалить даже за попытку (пусть и неудачную). При этом используйте разные виды похвалы и поощрения: доброе слово, искренняя улыбка, поднятый вверх большой палец, аплодисменты и т.д., и т.п.

Если ребёнок не является в классном коллективе отверженным, то обязательно следует привлекать других детей к оказанию ему помощи: возможно, вы поручите одному из лучших учеников проверить у него задание, или организуете работу в паре с кем-то или в малой группе; договоритесь с другими учащимися об эмоциональной поддержке для него и т.д.

Всячески при любом удобном случае подчёркивайте достоинства этого ученика, даже если они очень малы, на ваш взгляд, или совершенно не касаются учёбы. Это поможет ему поверить в себя, в свои силы, и стать чуточку увереннее, смелее.

Формируйте и тренируйте у него новые модели повеления. Т.е. расскажите и покажите ему, как именно ему лучше вести себя, когда его вызывают отвечать, как справиться со страхом и неуверенностью, несколько раз прорепетируйте эту ситуацию. Естественно, делать это нужно только наедине с ребёнком, без посторонних зрителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *