Оценка психического статуса

На основе расспроса и наблюдения за пациентом врач в истории болезни описывает его психический статус.

Психический статус — описание текущего психического состояние пациента. Описание статуса должно быть действительно описательным, по возможности без употребления психиатрических терминов (если их употребляет сам пациент, то следует дополнительно уточнить у него его понимание этих терминов, а в статусе привести эти термины в кавычках как прямую речь больного), таким образом, чтобы другой врач, обратившийся к истории болезни по этому клиническому описанию, смог бы дать этому состоянию свою собственную клиническую трактовку, квалификацию. То есть описание клинического статуса является «первичным документом», подтверждающим состояние пациента. Наподобие того, чем является пленка с записью ЭКГ для кардиолога. Придерживаясь структурно-логической схемы психического статуса, необходимо последовательно описывать все сферы психической деятельности. Можно избрать любую последовательность при их описании, однако нужно соблюдать принцип: не описав полностью патологию одной сферы, не переходить к описанию другой. При таком подходе ничто не будет упущено, так как описание идет последовательно и систематизированно. Целесообразно начинать описание с тех сфер, информация о которых получается в основном через наблюдение, т.е. с внешнего облика (точно так же, как ваше собственное знакомство с пациентом начинается с первого взгляда на него). После этого следует переходить к тем сферам, информация о которых получается в основном в ходе расспроса.

  • Авторы
  • Файлы

Ушаков А.А.136 KB

Состояние здоровья населения — это не только важный индикатор общественного развития, но и отражение социально-экономического, гигиенического и экологического благополучия страны, мощный экономический, трудовой и оборонный потенциал общества.

В связи с потребностями общества, внедрением диспансеризации населения и страховой медицины, проблемы донозологической диагностики, оценки уровня здоровья и трудоспособности человека становятся еще более актуальными.

Однако, получение объективной многоаспектной информации о состоянии здоровья человека и тем более определенных групп населения, оценка их работоспособности и трудоспособности весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс.

Учитывая то, что уровень физической работоспособности является одним из основных, объективных критериев состояния здоровья и трудоспособности человека, мы предлагаем использовать разработанный «Экспресс-способ определения уровня физической работоспособности человека» (А.А.Ушаков — Патент № 1380728) в системе комплексной количественной оценки состояния здоровья человека по 4 — м основополагающим критериям:

  1. Субъективная оценка состояния своего здоровья самим обследуемым;
  2. Оценка гармоничности физического развития на момент обследования;
  3. Оценка индивидуального уровня физической работоспособности (УФР);
  4. Оценка наличия и степени выраженности патологических состояний и хронических заболеваний.

Нами обследовано 586 мужчин трудоспособного возраста от 15 до 60 лет. Общая количественная оценка здоровья обследуемого проводилась суммированием баллов, полученных при анализе вышеописанных критериев, а по набранной сумме определялась диспансерная или страховая группа.

Таким образом, разработанная нами система позволила объективно количественно оценить столь важные показатели, как состояние здоровья, трудоспособность обследуемого и его страховую группу.

Библиографическая ссылка

Ушаков А.А. ЭКСПРЕСС–ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 8. – С. 66-66;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11423 (дата обращения: 17.08.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

3. Методы и приемы оценки психического здоровья

Оценка психического здоровья — это прежде всего оценка функционирования всего организма в целом и нервной системы в частности и сопоставление полученных результатов с нормой. Как отмечалось ранее, определение нормы здоровья — достаточно сложная задача. Для интеллектуально-психической сферы эти сложности еще более выражены, так как в ней нет установленных норм и соответствующих количественных показателей. Это обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг — среда. Поэтому нередко значительные однонаправленные изменения различных психофизиологических функций в ту или другую сторону могут говорить о положительной реакции мозга, психики, а в другой ситуации — об отрицательной. Зачастую проще оценить, нет ли какого-либо нарушения, чем соответствует л и психическое здоровье данного индивидуума норме, причем значительно проще обнаружить нарушения в сфере «низших» неврологических функций. Реально задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования. Окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. В некоторых случаях может потребоваться заключение и других профессионалов, например, педагогов. Тем не менее для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Признаком ухудшения здоровья, в том числе психической сферы, является снижение работоспособности. Это очень важный интегральный показатель. Если снижение умственной работоспособности сопровождается увеличением числа ошибок (снижение ‘ внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе — это тревожные сигналы, которые наряду с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения, особенно на лбу и в подмышечных впадинах), головными болями, то это может говорить либо об утомлении или переутомлении, либо об ухудшении здоровья. Утомление после отдыха исчезает, признаки заболевания или пограничного состояния (неврозы) — обычно нет. Тревогу должно вызывать и увеличение времени, которое необходимо для полного восстановления работоспособности.

Группа показателей, которые могут указывать на психосоматические нарушения, — это боли и ощущения дискомфорта в

Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции — субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужасай т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные — настроениями.

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов — расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшиласьдоля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно’быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ — активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д. В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, — это стадия перестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).

На второй стадии — «устойчивости» — секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое — эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия — «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение — это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы — нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь — понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы проявляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуаций, которая кажется им безнадежной (так называемый тип А). По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение — информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека. Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий — мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель — до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональ-ному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам — срывам нормальной психической деятельности.

Область применения

1. Область применения

1.1. Настоящие методические указания содержат классификацию теплового состояния человека, разработанную на основе его показателей и критериев, а также методики их определения, которые установлены для получения единых данных.

1.2. Приведенные в методических указаниях показатели теплового состояния и критерии оценки установлены с учетом уровня энерготрат, применительно к здоровым людям независимо от их возраста и пола.

1.3. Указания предназначены для целей изучения термического воздействия на человека, обоснования гигиенических требований к микроклимату, разработки мер профилактики охлаждения и перегревания, оценки их эффективности.

1.4. Методические указания не распространяются на оценку теплового состояния человека в экстремальных условиях, требующих обязательного применения специальных средств защиты (изолирующий костюм, системы искусственного терморегулирования).

Условные обозначения, сокращения

2.1. Коэффициент удельной теплоемкости, , кДж/кг·°С.

2.2. Объем легочной вентиляции, , л/ч.

2.3. Влагопотери, , г/ч.

2.4. Изменение теплосодержания, , кДж/кг.

2.5. Энерготраты, Вт/м.

2.6. Поверхность тела по Дю Буа, , м.

2.7. Температура кожи кисти, , °С.

2.8. Температура тела подмышечная, , °С.

2.9. Температура тела подъязычная, , °С.

2.10. Температура тела ректальная, , °С.

2.11. Разность температур кожи груди и стопы, , °С.

2.12. Теплоощущение, , балл.

2.13. Средневзвешенная температура кожи, ,°С.

2.14. Средняя температура тела, , °С.

2.15. Температура кожи стопы, , °С.

2.16. Изменение частоты сердечных сокращений, ЧСС, уд./мин.

2.17. Коэффициент смешивания ректальной температуры тела, .

1. Внешность. Увеличенные размеры головы могут быть при­знаком гидроцефалии, болезней Г. Гурлера или В. Тей-Сакса. Ма­ленькая голова — проявление микроцефалии. Шея с крыловидной складкой — симптом болезни Шерешевского-Тернера. Округлое лицо с плоской переносицей может быть при болезни Дауна. Ка­таракты встречаются при галактоземии, врожденной краснухе.

Монголоидный разрез глаз и эпикант — признаки болезни Дауна. Маленькие, низко расположенные уши наблюдаются и при бо­лезни Дауна, и при болезни Шерешевского-Тернера. Непро­порционально маленькие конечности — при болезни Дауна. Ко­роткие лопатообразные кисти — симптом гаргоилизма. Сросшиеся пальцы рук и ног наблюдаются при синдроме Аперта. Лицевые гемангиомы — признак синдрома Стердж-Вебера. Мелкие опухоли подкожных жировых желез — признак туберозного склероза. По внешности можно судить не только о наличии наследственных и врожденных аномалий, но и о некоторых приобретенных нер­вно-психических расстройствах. Так, например, меняющийся из-за приливов крови цвет кожи может быть одним из проявлений не­вротических расстройств. Кожные проявления нейродерми­та — симптом психосоматического расстройства.

2. Ориентировка. Изучение ориентировки ребенка позволит оценить степень сохранности сознания и выявить, если имеются, расстройства сознания.

3. Чувственное восприятие. Оцениваются сохранность или расстройство ощущений, наличие ослабления или усиления вос­приятия, а также искажения или проявления ошибочных рас­стройств восприятия.

4. Мышление и вербализация. Выявляются особенности тече­ния мыслительного процесса и его расстройства, а также наличие продуктивных нарушений (бредоподобных фантазий, сверхцен­ных, навязчивых или бредовых идей).

5. Память. Оценивается запечатление, сохранение и воспроиз­ведение опыта. Выявляются нарушения памяти и ее ошибки.

6. Интеллект. Производится определение характера функцио­нирования умственной деятельности и определяется интеллекту­альный коэфициент.

При обнаружении отклонений оценивается тотальность или парциальность нарушений.

7. Эмоции и настроение. Определить особенности эмоциональ­ного реагирования (живость, дифференцированность, неадекват­ность). Квалифицировать состояние настроения (ровное, повы­шенное, пониженное, мрачное, благодушное, безразличное), оце­нить степень устойчивости (неустойчивое, уравновешенное). Выявить наличие страха, тревоги.

8. Воля. Внимание. Оценить сохранность, снижение или повы­шение произвольной активности. Выявить нарушения и искаже­ния воли (импульсивность, манерность, кататонические явления). Получить представление о состоянии внимания (истощаемость, отвлекаемость, уменьшение объема).

9. Поведение. Обратить внимание на степень общительности (замкнутость), склонность к побегам, отказы от приема пищи и т. д.

10. Анализ сновидений.

11. Обсуждение творчества детей (рисунков, рассказов).

12. Анализ игровой активности.

13. Суммарная оценка психического статуса.

социальная приспособленность ребенка – предыдущая | следующая – психологические методики для детей
Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

Список литературы диссертационного исследования кандидат медицинских наук Павликов, Антон Валерьевич, 2010 год

1. Авдеева H.H. и др. Мозг и поведение младенца. М.: Институт психологии РАМН, 1993. — 229 с.

3. Аскарина Н.М. Воспитание детей- раннего возраста М.: Медицина, 1972. — 264 с.

5. Баранов A.A. Социальные и организационные проблемы педиатрии //A.A. Баранов, В.Ю. Альбицкий. М., 2003. — 512 с.

6. Баранов A.A. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия / Под ред. A.A. Баранова. М. : «ГЭОТАР-МЕДИА», 2006. — 355 с.

9. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России/ В.В. Беляков. М.: Дом, 1993.-21 с.

16. Васильева Т.П., Калмыкова И.В. и др. Методические рекомендации по проведению скрининга зрения и слуха. -СПб. 1998.

18. Васильков A.A. Функциональное развитие воспитанников домом ребенка / A.A. Васильков // Гигиена и санитария. 2000.- № 1. С.48-49.

20. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. -М.: Просвещение, 1987. 160 с.

22. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. В: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6. М.: Педагогика, 1984. -С. 243-403.

26. Голик А.Н. О диссоциофобии у «социальных» сирот /

31. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1993 год». М.: Дом, 1994: — 120 с.

32. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1999 год». М: Синергия, 2000. — 100 с.

33. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году». М.:ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 100 с.

36. Дети России на пороге XXI века. Независимый доклад Российского детского фонда о положении детей и реализацииконвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. 2000. — № 4-5-6. — С.44-56.

37. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е.А. М. 1998.- 240 с.

38. Добряков И.В. Перинатальная психология // Мир медицины. — 2000. -№ 5-6. — С. 45-46.

39. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). М., 2003. — 96 с.

41. Доскин В. А. Развитие и воспитание детей’в домах ребенка / под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. М. : Владос-пресс, 2007. — 375с.

42. Доскин В.А. Реабилитация детей в домах ребенка / под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. М. : Владос-пресс, 2007. — 335с.

48. Журба Л.Т., Мастюкова Е.А. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981. — 271 с.

54. Караулов A.B. Клиническая иммунология // Медицинское информационное агентство. — 1999. С. 275- 276.

55. Качурина Д.Р. Особенности психоэмоционального развития и психосоматических дисфункций у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы / Д.Р. Качурина,

56. Л.О.Саулебекова, А.Н. Алмагамбетова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. М., 2006. — №2. — С. 41-43.

57. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии: Сборник переводов. Екатеренбург: Деловая книга. — 1998. — С. 59-107.

61. Коновалова В.В. Роль психической депривации в генезе интеллектуального недоразвития детей /В.В. Коновалова // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. -М., 1998. С.143.

63. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы / Г.Н. Крыжановский . М. Медицина, 1997. — 352 с.

64. Крылов Д.Н. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков / Д.Н. Крылов // Вестник РАМН. 1993. — № 5. С.28-33.

67. Кулаков С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003. -288 с.

68. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте /

69. И. Лангмейер, 3. Матейчик. Прага, 1984. — 254 с.

72. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухина. М.: Дом, 1991. — 350 с.

74. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России / Е.Д. Максимов // Трудовая помощь. 1990. — № 1. — С.41.

75. Марченко Т.К. Оздоровительный режим и его значение в формировании физического и психического здоровья ребенка // Детство в эпоху трансформации общества. — Мурманск, 2002. Т.1.-С. 112-115.

80. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 2003. — 286 с.

83. Независимый доклад Российского детского фонда «Дети России на пороге XXI века» // Дитя человеческое. 2000.- № 4-6. 64 с. /80.

84. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: история и современность / A.M. Нечаева. М.: Дом, 1994. — 169 с.

87. Особенности иммунного статуса часто болеющих детей с перинатальными поражениями ЦНС первого года жизни, воспитывающихся в различных условиях / О. М. Филькина, Н. Ю.

90. Ошанин М.О. О призрении подкинутых детей / М.О. Ошанин. -Ярославль, 1912. 98 с.

91. Пальчик А.Б. Введение в неврологию развития (12 лекций). -СПб., 2007.-367 с.

92. Пальчик А.Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных // А.Б. Пальчик, Н.П. Шабалов. СПб., 2000. — 260 с.

93. Панасюк А.Ю. Определение уровня психического развития детей раннего возраста / А.Ю. Панасюк, Л.А. Бударева. -М., 1984.-47 с.

96. Петрухин A.C. Перинатальная неврология / A.C. Петрухин // Педиатрия. -М., 1997. №5. — С. 36-38.

98. Положение о доме ребенка // Вопр. организации иинформатизации здравоохранения, 1998. -№ 3. С.7-8.

99. Призрение и помощь нуждающимся при Петре I (сост. Красильников С. Н.). Казань: КГУ, 1999. — 69 с.

100. Пропедевтика детских болезней / A.B. Мазурин, И.М. Воронцов.- Спб: ИКФ «Фолиант», 2000, 928 с.

105. Пуртов И.И. Пути оптимизации здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте / Автореф. дисс. д-ра мед. наук. М., 1994.

111. Сироты России: проблемы, надежды, будущее: Сб. тезисов Межрегиональной конференции. М., 1993. — 72 с.

118. Таточенко В.К. Антибиотико- и химиотерапия инфекций у детей . М., 2008. — 253 с.

119. Таточенко В.К. Педиатру на каждый день 2005 // Справочник по лекарственной терапии. — М., 2005. — 267 с.

130. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка / Краткий справочник / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович и др. СПб., 2007. — 272 с.

131. Яцык Г.В. Вегетативные дисфункции новорожденных / Г.В. Яцык // Лечащий врач. М., 2003. — №1. — С. 24-26.1. Б. Зарубежная

133. Banks M. S. The development of visual accommodation during early infancy. Child Development, 51, 1980. P. 646 — 666.

136. Bellanti J.A. Recurrent respiratory tract infections in paediatric patients // Drugs, 1997; 54 (Suppl 1). -P.l-4.

137. Bennett K.E., Haggard M.P. Behaviour and cognitive outcomes in middle ear disease. Arch Dis Child 1999;80. P.28—35.

139. Bowers K.S. Situationism in psychology: An analysis and a critique.-Psvchol. Rev, 1973, v. 80. P. 307- 336.

145. Edeltan G. The Remembered Present: A Biological Theory of Consciousness. —N.-Y.: Basic Bookc, 1989. — P. 44.

147. FereiraA.J. The Pregnant Womens Emotional Attitude // American J. of Orthopsyhiatry. — 1980. — Vol. 30. — P. 553-556.

151. Global Initiative For Chronic Obstructive Lung Disease. WHO, updated 2003. -640 P.

154. Hamano K., Gohra H., Katoh T. et al. Int J Jmmunopharmacol 1999; 21 (8): 531-40.

156. Hendley J.O. Epidemiology, pathogenenesis and treatment of the common cold // Semin Pediatr Infect Dis. 1998, 9:50-55.

157. Herren L.R. The Anxiety-Prone Personality 11 The Biology of Anxiety. — 1982. — P. 51-86.

159. Mackin M.L. Respiratory infections in children // Postgrad Med, 1992;2:235-50.

160. Marinova S., Tchorbadjiiska L., Petrunov B. et al. Int J Jmmunopharmacol 2000; 22 (11): 843-54.

161. Martens R. Social psychology and physical activity. N. Y.: Harper and Row, 1975.

162. Nafstad P., Hagen J.A., Oie L. et al. Day care centers and respiratory health//Pediatrics, 1999; 103 (4Pt l):753-8.

163. Nimier K, Wolff F, Allouch P et al. Int J Jmmunopharmacol 1999; 21 (9): 561-74.

167. PanthuraaTphorn Ch. Prenatal Infant Stimulation Program // Prenatal Perception / Ed. D. Blum. — 1994. — P. 187-220.

171. Stein D.S., Creticos C.M., Jackson G.G. et al. // Agents Chemother -1987; 31: 1285-7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *