Почему папа?

См. также -мама.

Слово мама входит в список Сводеша-200 (42).

Слово дня 13 августа 2009.

Мама в Википедии

Мама в Викицитатнике

Мама в Викитеке

Мама на Викискладе

Мама в Викиновостях

Русский

В Викиданных есть лексема мама (L40631).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ма́ма ма́мы
Р. ма́мы ма́м
Д. ма́ме ма́мам
В. ма́му ма́м
Тв. ма́мой
ма́мою
ма́мами
Пр. ма́ме ма́мах
Зв. мам

ма́-ма

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также устаревший несклоняемый вариант с ударением на второй слог (в дворянской речи): мама́.

Корень: -мам-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Мама с ребёнком Мама

Значение

  1. разг. в семейном общении и в разговоре детей о родной матери — то же, что мать ◆ У нас в доме уже несколько дней как приготовлялись справлять день рождения мамы. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мама думает, что я была у Лилии, а Лилина мама думает, что Лиля была у меня. Тэффи, «Неделикатности», 1911 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Как всегда передавай привет Ане, маме и папе. Письмо студентки, 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. ласк. тёща или свекровь (обычно в семейном обращении) ◆ — Мам… — обращалась она к Ирине. Ирину коробила простонародная манера называть свекровь мамой. В. С. Токарева, «Своя правда» // «Новый Мир», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. устар. кормилица, нянька ◆ Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. Д. И. Фонвизин, «Недоросль», 1782 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Я жила в Яссах на конце города; закутавшись, видала иногда свою дочь в прогулках с мамою, но никогда не смела показать своё лицо ни ей, ни слугам княжеским, потому что Мариорица и тогда была в меня вся вылита. И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г.
  4. техн. жарг. часть разъёма с гнёздами ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. комп. жарг. то же, что материнская плата ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

  1. ?

Конверсивы

  1. сын, дочь
  2. ?
  3. дитя, ребёнок
  4. папа, штекер

Гиперонимы

  1. родительница
  2. ?
  3. женщина
  4. разъём
  5. плата

Гипонимы

  1. приёмная мать=мачеха
  2. ?

Согипонимы

  1. папа, отец
  2. ?
  3. вилка
  4. видеокарта, звуковая карта, сетевая карта

Родственные слова

Этимология

Значение ‘материнская плата’ — калька первой части англ. motherboard, отмечается с 1997 года (НСЗ-90↓, т. 2, с. 617).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • мама дорогая!
  • мама моя ро́дная!
  • мама, не горюй!
  • мама, роди меня обратно!

Перевод

тёща или свекровь

нянька

разъём

  • Английскийen: female

плата

  • Английскийen: motherboard

Анаграммы

  • амма, Амма

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Белорусский

Морфологические и синтаксические свойства

ма́-ма

Существительное, женский род.

Корень: —.

Семантические свойства

Значение

  1. мама (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. маці

Антонимы

  1. ?

Конверсивы

  1. ?

Гиперонимы

  1. ?

Гипонимы

  1. ?

Согипонимы

  1. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

      Казахский

      Морфологические и синтаксические свойства

      падеж ед. ч. мн. ч.
      Им. мама мамалар
      Р. маманың мамалардың
      Д. мамаға мамаларға
      В. маманы мамаларды
      М. мамада мамаларда
      Исх. мамадан мамалардан
      Тв. мамамен мамалармен

      мама

      Существительное.

      Корень: -мама-.

      Произношение

      • МФА: ед. ч. , мн. ч.

      Семантические свойства

      Значение

  1. мама ◆ Сен біздің мамамыз емессің! — Ты не наша мама!
  2. грудь (матери) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. ана, апа, шеше
  2. емшек

Антонимы

  1. ?

Гиперонимы

  1. ?
  2. ?

Гипонимы

  1. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

  1. От русского мама
  2. ?

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}

      Украинский

      Морфологические и синтаксические свойства

      ма́-ма

      Существительное, одушевлённое, женский род.

      Корень: —.

      Произношение

      • МФА:

      Пример произношения

      Семантические свойства

      Значение

  1. мама (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. ?

Антонимы

  1. ?

Конверсивы

  1. ?

Гиперонимы

  1. ?

Гипонимы

  1. ?

Согипонимы

  1. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

      Папа или тятя?

      Попробуйте заменить здесь слово «тятя» словом «папа» — ничего не получится, прозвучит искусственно, фальшиво. Деревенские дети никакого «папы» не знали, только «тятю». «Папу» заимствовали из французского «papa» дворяне, потом купцы и мещане стали говорить «папенька», и только к началу нашего века слово это распространилось во всех слоях населения — и то не сразу. Мама тоже распространилась не без влияния французского «maman» и немецкого «Mama», но звучало и ранее, здесь произошло совпадение. Мать часть называли также МАТУШКОЙ, отца — БАТЕЙ, БАТЮШКОЙ. В уменьшительной форме сейчас говорят «папочка, мамочка», в прошлом веке бытовали слова «папенька, маменька, папаша, мамаша», ныне отмершие или отмирающие.

      В рассказе Горького «Наваждение» старик-купец возмущается, слыша от дочерей «папаша, мамаша» (дело происходит в 1890-е годы): «И слова эти какие-то уродливые, нерусские, в старину не слышно было этаких». А Матвей Кожемякин в романе Горького «Жизнь Матвея Кожемякина» удивляется, что мальчик Боря говорит не «тятя», а «папа»: «У нас папой ребятенки белый хлеб зовут». И в самом деле: детское слово «папка» в значении «хлеб, хлебец» отмечено в словаре Даля.

      О других родственниках

      При чтении старой русской литературы нам надо иметь в виду также, что слово «МАМКА» означало не мама в пренебрежительной форме, а кормилица, затем воспитательница (мамка царевны Ксении в «Борисе Годунове» Пушкина), а БАТЮШКОЙ называли не только родного отца, но и священника, МАТУШКОЙ — жену священника. Батюшкой и матушкой крестьяне нередко также именовали барина и барыню.

      На страницах русской классической литературы нам нередко встречаются слова КУЗЕН, КУЗИНА — двоюродные брат и сестра (иногда троюродные). Эти слова — пришельцы из французского языка, они употреблялись только в дворянско-интеллигентской среде и народу были чужды и непонятны. У русских классиков оба слова даже подчас писались по-французски, латиницей, или же на французский лад: в «Обрыве» Гончарова вместо кузен читаем «кузень». Мать Татьяны Лариной приезжает в Москву к своей кузине Полине (вероятно, переиначенное Прасковья), тетке Татьяны. «Какой эшарп cousin мне подарил!» — говорит одна из княжон в «Горе от ума» (французское слово «эшарп» вскоре обрусело и превратилось в знакомое шарф). Княжна Зина в рассказе Л. Толстого «Ходынка» идет на народное гулянье вместе с кузеном Алексеем. Слова «кузен», «кузина» не совсем забыты, но звучат сегодня вычурно, старомодно. Народ их никогда не принимал, а в наши дни они почти вышли из обихода.

      ПАПА РИМСКИЙ. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

      Ти­тул «па­па» в ран­не­хри­сти­ан­скую эпо­ху при­ме­нял­ся по от­но­ше­нию ко всем епи­ско­пам и вы­ра­жал осо­бое поч­те­ние (по от­но­ше­нию к римскому епи­ско­пу впер­вые встре­ча­ет­ся в начале III века у Тер­тул­лиа­на). Позд­нее он за­кре­пил­ся лишь за епи­ско­па­ми Ри­ма и Алек­сан­д­рии. Современная официальная ти­ту­ла­ту­ра Папа Римский: епи­скоп Рим­ский, ви­ка­рий Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник кня­зя апо­сто­лов, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Римской об­лас­ти, су­ве­рен государства Ва­ти­кан, раб ра­бов Бо­жи­их.

      Рим с са­мо­го за­ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ской Церк­ви иг­рал боль­шую роль в её жиз­ни. Ни­ка­кая дру­гая западная Цер­ковь, кро­ме рим­ской, не име­ла апо­столь­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в то вре­мя как на Вос­то­ке бы­ло мно­го апо­столь­ских ка­федр (например, ос­но­ван­ных апостолом Пав­лом в Ма­лой Азии, Гре­ции). Римская цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в жиз­ни других ка­федр по­сред­ст­вом ад­ре­со­ван­ных им по­сла­ний по различным во­про­сам (например, по по­во­ду спо­ров о дне празд­но­ва­ния Пас­хи, середина II века, по во­про­су пе­ре­кре­щи­ва­ния ере­ти­ков, середина III века) и поль­зо­ва­лась у них ав­то­ри­те­том. В эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров (IV-VIII веков) по­зи­ции Римской ка­фед­ры ещё бо­лее ук­ре­пи­лись, так как Папы Римские вы­сту­па­ли про­тив­ни­ка­ми ере­тических уче­ний: ари­ан­ст­ва (ко­то­рое при­ня­ли многие вар­вар­ские пле­ме­на ещё до на­ше­ст­вия на Римскую им­пе­рию), мо­но­фи­зит­ст­ва, мо­но­фе­лит­ст­ва, ико­но­бор­че­ст­ва, не ос­та­нав­ли­ва­ясь да­же пе­ред временными раз­ры­ва­ми с восточными церк­ва­ми. Это стя­жа­ло римскому пре­сто­лу сла­ву оп­ло­та пра­во­сла­вия. По­сле IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451) во все­лен­ской Церк­ви сло­жи­лась сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов — круп­ней­ших и наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ка­федр (Рим­ская, Кон­стан­ти­но­поль­ская, Алек­сан­д­рий­ская, Ан­ти­охий­ская и Ие­ру­са­лим­ская), к пред­стоя­те­лям ко­то­рых с VI века стал ре­гу­ляр­но при­ме­нять­ся ти­тул пат­ри­ар­ха (из официальной ти­ту­ла­ту­ры Папы Римского ти­тул пат­ри­ар­ха За­па­да ис­клю­чён в 2006 году, од­на­ко со­хра­нён в латинской под­пи­си «P. P.» — «Па­па и Пат­ри­арх»).

      Вме­сте с тем в Римской церк­ви по­сте­пен­но раз­ви­ва­лось уче­ние о при­ма­те Папы Римского как вер­хов­но­го гла­вы всей хри­сти­ан­ской Церк­ви, но­си­те­ля выс­шей юрис­дик­ции и ав­то­ри­те­та в во­про­сах ве­ры и хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. С этим уче­ни­ем свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние осо­бой ве­ро­учительной сис­те­мы ка­то­ли­циз­ма. Опи­раю­щее­ся на тол­ко­ва­ние отдельных мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче­ние о пап­ском при­ма­те ос­но­ва­но на пред­став­ле­нии о пер­вен­ст­ве в Церк­ви апостола Пет­ра, ко­то­рый в западной тра­ди­ции счи­та­ет­ся пер­вым епи­ско­пом Ри­ма; па­пы, как пре­ем­ни­ки апостола Пет­ра по Римской ка­фед­ре, на­сле­ду­ют от не­го это пер­вен­ст­во. Римский со­бор 378 года оп­ре­де­лил прин­цип не­под­суд­но­сти пап свет­ской вла­сти и рас­про­стра­нил су­деб­ную власть епи­ско­па Рим­ско­го на всех епи­ско­пов За­па­да, Римский со­бор 382 года впер­вые за­я­вил о при­ма­те епи­ско­па Рим­ско­го по от­но­ше­нию к апо­столь­ским ка­фед­рам Вос­то­ка. В V веке яр­ким вы­ра­зи­те­лем уче­ния о пап­ском при­ма­те был па­па Лев I Ве­ли­кий. Римский со­бор 494 года впер­вые на­звал Папу Римского «на­ме­ст­ни­ком Хри­ста» (vicarius Christi). На Вос­то­ке уче­ние о при­ма­те Папы Римского не при­ни­ма­лось в пол­ном объ­ё­ме, но и не ос­па­ри­ва­лось до оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни.

      По­сте­пен­но Папы Римские ста­ли пре­тен­до­вать на выс­ший сю­зе­ре­ни­тет в Ев­ро­пе на ос­но­ва­нии под­дель­но­го до­ку­мен­та в фор­ме императорской кон­сти­ту­ции — «Кон­стан­ти­но­ва да­ра» (VIII-IX века). Осо­бый им­пульс по­ли­тические при­тя­за­ния пап по­лу­чи­ли по­сле «Пи­пи­но­ва да­ра» (середина VIII века), ко­то­рым франк­ский май­ор­дом Пи­пин Ко­рот­кий да­вал Папе Римскому власть свет­ских пра­ви­те­лей на от­воё­ван­ных у лан­го­бар­дов зем­лях — бу­ду­щей Пап­ской об­лас­ти.

      Ос­лаб­ле­ние Ви­зан­тии по при­чи­не внутренних смут и про­ти­во­ре­чий, араб­ских (VII-VIII веков) и тюрк­ских (XI века) за­вое­ва­ний спо­соб­ст­во­ва­ло ак­тив­но­му стрем­ле­нию Папы Римского рас­про­стра­нить свою власть на Вос­то­ке, что при­ве­ло к со­пер­ни­че­ст­ву с восточными пат­ри­ар­ха­та­ми (например, борь­ба па­пы Ни­ко­лая I и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия из-за цер­ков­ной юрис­дик­ции над Бол­га­ри­ей и при­ори­те­та в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти сре­ди сла­вян-языч­ни­ков) и в ито­ге — к раз­де­ле­нию церк­вей.

      В пе­ри­од борь­бы с им­пе­ра­то­ра­ми Свя­щен­ной Римской им­пе­рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре­тен­до­ва­ли на выс­шую свет­скую власть во всех хри­сти­ан­ских зем­лях, что бы­ло вы­ра­же­но в хо­де гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы и в дея­тель­но­сти па­пы Гри­го­рия VII. Кре­сто­вые по­хо­ды, взя­тие кре­сто­нос­ца­ми Кон­стан­тино­по­ля (1204), вве­де­ние ин­кви­зи­ции (два по­след­них со­бы­тия при па­пе Ин­но­кен­тии III) оз­на­ме­но­ва­ли пик уси­ле­ния свет­ской и ду­хов­ной вла­сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо­бен­но во вре­мя про­ти­во­стоя­ния со­бор­но­му дви­же­нию, Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап, Ве­ли­кой схиз­мы, уси­лия Папы Римского бы­ли на­прав­ле­ны на удер­жа­ние дос­тиг­ну­то­го влия­ния.

      Важ­ны­ми ве­ха­ми в ис­то­рии пап­ст­ва яв­ля­ют­ся Ре­фор­ма­ция и про­ти­во­по­став­лен­ная ей Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью Контр­ре­фор­ма­ция, од­ним из клю­че­вых со­бы­тий ко­то­рой стал Три­дент­ский со­бор (1545-1563), осо­бо вы­де­лив­ший пап­ские пре­ро­га­ти­вы, в ча­ст­но­сти то, что ав­то­ри­тет Папы Римского вы­ше ав­то­ри­те­та лю­бо­го со­бо­ра. Уче­ние о пап­ском при­ма­те в ка­че­ст­ве дог­ма­та ка­то­ли­циз­ма бы­ло про­воз­гла­ше­но Ва­ти­кан­ским I со­бо­ром (1869-1870) в дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Pas­tor Aeternus». Этой же кон­сти­ту­ци­ей про­воз­гла­шён дог­мат о без­оши­боч­но­сти Папы Римского в важ­ней­ших официальных су­ж­де­ни­ях (ex cat­hedra) по во­про­сам ве­ры и нрав­ст­вен­но­сти (в ос­таль­ных слу­ча­ях вы­ска­зы­ва­ния Папы Римского не но­сят об­ще­обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра; дог­мат не под­ра­зу­ме­ва­ет лич­ную без­греш­ность па­пы).

      В ре­зуль­та­те мно­го­ве­ко­вой эво­лю­ции ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском при­ня­ло сле­дую­щий вид. Ии­сус Хри­стос по­ста­вил апостола Пет­ра кня­зем (латинский princeps) апо­сто­лов; Пётр — ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви, ви­ди­мый её гла­ва и на­ча­ло един­ст­ва. Он един­ст­вен­ный вос­при­нял власть (potestas) пря­мо от Хри­ста, а не че­рез по­сред­ст­во Церк­ви. Он на­ме­ст­ник Хри­ста, при­няв­ший всю пол­но­ту вла­сти, а не од­но лишь пер­вен­ст­во чес­ти; апо­сто­лы при­ня­ли власть не без Пет­ра и не про­тив Пет­ра, они бы­ли ему под­чи­не­ны и да­же апостол Па­вел не был ему ра­вен. Апостол Пётр был пер­вым епи­ско­пом Ри­ма, по­это­му Папа Римский — пол­но­вла­ст­ный пре­ем­ник апостола Пет­ра. От­сю­да име­но­ва­ние пап­ской ка­фед­ры как «апо­столь­ско­го пре­сто­ла», «пре­сто­ла святого Пет­ра» и тому подобное. Пет­ро­во пре­ем­ст­во не ос­но­ва­но на все­лен­ских со­бор­ных по­ста­нов­ле­ни­ях. Един­ст­во Церк­ви в том, что «ста­до Хри­сто­во» в си­лу об­ще­ния с Папой Римским име­ет еди­но­го пас­ты­ря и ис­по­ве­ду­ет его ве­ру. При­зна­ние та­ко­го пер­вен­ст­ва Папы Римского не­об­хо­ди­мо для спа­се­ния; не по­ви­ную­щий­ся па­пе — схиз­ма­тик. Папа Римский име­ет не­по­сред­ст­вен­ную епи­скоп­скую юрис­дик­цию над всей Цер­ко­вью. Это — вер­хов­ная власть в во­про­сах ве­ро­уче­ния и мо­ра­ли, дис­ци­п­ли­ны и управ­ле­ния. По­ста­нов­ле­ния Папы Римского не ну­ж­да­ют­ся в до­пол­нительном со­гла­сии Церк­ви, что­бы быть не­пре­лож­ны­ми, так как они вы­ра­жа­ют са­мую сущ­ность цер­ков­ной ве­ры и яв­ля­ют­ся го­ло­сом Церк­ви.

      Папа Римский име­ет вер­хов­ную за­ко­но­дательную, административную и су­деб­ную власть. Бу­ду­чи вер­хов­ной су­деб­ной ин­стан­ци­ей, Папа Римский при­ни­ма­ет апел­ля­ции от всех вер­ных; его ре­ше­ние не под­ле­жит пе­ре­смот­ру в какой-либо другой ин­стан­ции. Сам Папа Римский не под­ле­жит ничь­е­му су­ду, име­ет власть над со­бо­ра­ми. Он вер­хов­ный учи­тель Церк­ви, сам по се­бе оп­ре­де­ляю­щий об­ще­обя­за­тель­ные ве­ро­учительные ис­ти­ны и пол­но­моч­но ин­тер­пре­ти­рую­щий со­бор­ные по­ста­нов­ле­ния, но мо­жет дей­ст­во­вать и как ча­ст­ный учи­тель, например под­дер­жи­ваю­щий од­но из до­пус­ти­мых мне­ний какой-либо бо­го­слов­ской шко­лы (бо­го­слов­ские факультеты, мо­на­ше­ские ор­де­на у ка­то­ли­ков име­ют пра­во на ча­ст­ные док­три­ны по дис­кус­си­он­ным во­про­сам).

      Трак­туе­мая та­ким об­ра­зом власть Папы Римского ос­па­ри­ва­лась пра­во­слав­ны­ми, про­тес­тан­та­ми и да­же чле­на­ми са­мой Рим­ско-ка­то­лической церк­ви (со­бор­ное дви­же­ние, гал­ли­кан­ст­во) в различных ас­пек­тах (Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­щен­ное Пре­да­ние, ка­но­ни­ка, цер­ков­ная ис­то­рия). Ва­ти­кан­ский II со­бор (1962-1965) Рим­ско-ка­то­лической церк­ви, со­хра­нив не­пре­ре­кае­мым уче­ние о пер­вен­ст­ве Папы Римского во все­лен­ской Церк­ви, на­ря­ду с этим, при­дал осо­бое зна­че­ние прин­ци­пам епи­скоп­ской кол­ле­ги­аль­но­сти, в рам­ках ко­то­рой римский пон­ти­фик осу­ще­ст­в­ля­ет своё пер­во­вер­хов­ное слу­же­ние. Со­глас­но при­ня­той со­бо­ром дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Lumen Gentium», кол­ле­гия епи­ско­пов об­ла­да­ет унас­ле­до­ван­ной от апо­сто­лов пол­но­той вла­сти в Церк­ви и без­оши­боч­но­стью в из­ло­же­нии уче­ния о ве­ре и нра­вах, од­на­ко обя­зательным ус­ло­ви­ем осу­ще­ст­в­ле­ния этих пре­ро­га­тив яв­ля­ет­ся со­гла­сие и един­ст­во с Папой Римским.

      В начале XXI века боль­шин­ст­во бо­го­сло­вов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий при­зна­ют ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском главным пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти вос­ста­нов­ле­ния един­ст­ва Рим­ско-ка­то­лической церк­ви с другими церк­ва­ми.

      Свет­ская власть Папы Римского, ны­не дей­ст­вую­щая в государстве Ва­ти­кан (пра­во­пре­ем­ни­ке Пап­ской об­лас­ти), важ­на как га­ран­тия его не­за­ви­си­мо­сти от лю­бой че­ло­ве­че­ской вла­сти. В ме­ж­ду­народном пра­ве в си­лу од­но­временного вла­де­ния Папой Римским не­раз­дель­ны­ми функ­ция­ми вла­сти — как ви­ди­мо­го гла­вы Рим­ско-ка­то­лической церк­ви и как су­ве­ре­на государства Ва­ти­кан — он яв­ля­ет­ся су­ве­рен­ной пер­со­ной ис­клю­чительного свой­ст­ва (persona sui generis). Пол­ный су­ве­ре­ни­тет Папы Римского со­хра­ня­ет­ся за ним вне за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия тер­ри­то­ри­аль­ных вла­де­ний.

      В из­бра­нии но­во­го Папы Римского по­сле смер­ти (или отречения) пре­ды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, со­глас­но пра­ви­лу, ут­вер­див­ше­му­ся со вре­мён гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы XI века, мо­гут при­ни­мать уча­стие толь­ко кар­ди­на­лы, со­брав­шие­ся на конк­ла­ве. С конца XIV века Папа Римский не­из­мен­но из­би­ра­ет­ся из чис­ла кар­ди­на­лов. Со­глас­но Ко­дек­су ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, он мо­жет от­речь­ся от слу­же­ния по собственной во­ле без со­из­во­ле­ния с чьей-ли­бо сто­ро­ны.

      Бывший баварский кардинал Йозеф Ратцингер (Joseph Ratzinger), ставший в этом году главой Римской католической церкви, являясь гражданином ФРГ, имеет право принять участие в качестве избирателя и в выборах в бундестаг, которые пройдут в воскресенье 18 сентября. Однако голосовать он не станет. О мотивах «отказника» рассказал в беседе с корреспондентом DW его родной брат Георг Ратцингер.

      Кандидаты — лично известны

      Братья Йозеф и Георг Ратцингеры

      Если бы избиратель одного из округов городка Пентлинг, что южнее баварского Регенсбурга, Йозеф Ратцингер решил голосовать, то не исключено, что его выбор был бы более осмысленным, чем решения, которые примут в предстоящее воскресенье миллионы других граждан страны. Ведь папа римский Бенедикт XVI лично знаком с большинством немецких политиков, включая канцлера Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder)и его основного конкурента Ангелу Меркель (Angela Merkel).

      Как и большинство других немцев, живущих за границей, Ратцингер мог бы проголосовать в консульстве. Вряд ли понтифик отправился бы на выборы в Баварию. «Воскресенье — не самый удачный день, — сказал бы, наверное, он. — В выходные я всегда очень сильно занят».

      Родной брат папы римского 81-летний Георг Ратцингер сообщил, что он сам тоже не придет на избирательный участок. Но лишь потому, что уже проголосовал, отправив свое решение по почте. «Я уже почти ничего не вижу», — посетовал он, пояснив, что в людном месте он ориентируется с трудом.

      Папа римский Бенедикт XVI — «отказник» по убеждению

      Но вот что касается отказа понтифика принять участие в выборах, то здоровье папы тут ни при чем. Это — принципиальное решение Бенедикта XVI, сообщил Георг Ратцингер. «Он является носителем верховной власти Ватикана, — объяснил он позицию брата. — И потому считает неправильным вмешиваться во внутренние дела другого государства». Однако наблюдать за ходом парламентских выборов в родной Германии папа римский будет очень внимательно, сказал Георг Ратцингер.

      Папа римский и политика

      Но тем не менее ни для кого не является секретом, что папа римский Бенедикт XVI уже был замечен во вмешательстве в дела политические. Так, в июне он поддержал бойкот референдума по европейской конституции. Кроме того, он резко выступал за отмену искусственного оплодотворения и за прекращение эмбриональных исследований. Известна и его жесткая позиция по отношению к гомосексуализму. Понтифик даже обратился с соответствующим требованием к испанским властям, после того, как те легализовали однополые браки.

      Церковь Германии зовет на выборы

      Между тем церковная элита Германии проявляет недюжинную политическую сознательность. Председатель Епископата Католической церкви Германии кардинал Карл Леман даже принял и распространил специальное воззвание церкви к прихожанам — дабы те не остались в стороне от судьбоносного события. Призыв этот, впрочем, тут же был раскритикован некоторыми политиками как попытка повлиять на ход выборов.

      Кардинал же объяснил свое поступок тем, что данное воззвание является важным документом, ибо речь в нем идет о таких явлениях, как безработица, социальная защищенность, брак и семья. И что призыв церкви помогает сориентироваться избирателям и заодно мобилизовать пассивных граждан, в особенности, молодежь на участие в выборах.

      Матиас Винклер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *