Почему ребенок все кидает?

Мы с вами уже знаем, что дети отличаются друг от друга по темпераменту, темпу нервной деятельности. Возможно, у вашего малыша действительно не очень устойчивое (для своего возраста) внимание, и ему трудно сосредоточиться на каком-то одном занятии. В этом случае ему нужно помогать развивать внимание и усидчивость, так необходимые для дальнейшего обучения. И первое, что вы должны сделать, — это приучиться очень внимательно следить за собственным поведением.

Как часто вы тормошите ребенка, отрываете его от дела, которым он занят? Наверняка вы поступаете так из лучших побуждений. Может быть, вы стараетесь придерживаться как можно более четкого режима, и тщательно следите за тем, чтобы ребенок ел, спал, гулял и купался в строго определенное время. Для того, чтобы не выбиваться из графика, приходится то и дело прерывать деятельность ребенка, чтобы немедленно посадить его за стол или уложить в кроватку.

Сам по себе режим — то есть постоянный, предсказуемый ритм повседневных событий, — действительно очень нужен маленькому ребенку, а особенно такому «разбросанному». Но совершенно необходима и гибкость! Попросту говоря, режим для ребенка, а не ребенок — для режима! Важно понять: если малыш по-настоящему чем-то увлекся, для него во всех отношениях гораздо важнее довести до конца начатое дело (или просто исчерпать до конца удовольствие, которое он в данный момент получает от игры), чем получить свою тарелку супа точно по расписанию. Спокойно дождитесь того момента, когда ребенок начнет терять интерес к своему занятию, и лишь тогда мягко переключайте его на новое дело.

Другая распространенная ошибка, вызванная исключительно благими намерениями, заключается в желании помочь ребенку, поскорее научить его правильным действиям. Стоит ему взяться за пирамидку, а вы уже тут как тут: давай, милый, я покажу тебе, как ее нужно собирать.

В результате у ребенка начисто пропадает желание даже начинать делать что-либо. Зачем, если играть все равно будет мама? Каким бы маленьким и неумелым ни казался вам ребенок, он уже сейчас остро нуждается в успехе и достижениях. Ему необходимо самостоятельно добиваться каких-то результатов — пусть даже самых крошечных. Каждый добытый им лично успех подстегивает его к тому, чтобы продолжать действовать. Ваши главные задачи таковы:

  1. Ни в коем случае не делать за ребенка ничего, что он уже может сделать сам.
  2. Всей душой одобрять его, радоваться и поощрять за каждый реально достигнутый результат.

Другая возможная причина равнодушия к игрушкам — то, что они действительно не интересные, или — их просто-напросто слишком много.

Возможно, вы обращали внимание на очень любопытный факт: сколько бы ярких, нарядных игрушек, специально рекомендованных для годовалого ребенка, вы ни предлагали своему малышу, он почему-то с завидным упорством стремится к настоящим, «взрослым» вещам и занятиям. Пожалуй, любого ребенка в возрасте одного-двух лет посуда, инструменты, содержимое всех шкафов и ящиков привлекают намного больше, чем игрушки. И это не должно вас удивлять.

Самыми важными людьми для малыша являются, конечно, его родители. Следовательно, его привлекают те предметы, которыми манипулируете вы. Возраст игры-имитации, подражания занятиям взрослых наступит чуть позже, но первые шаги в этом направлении ребенок делает уже сейчас. Кроме того, сколько бы игрушек вы ни купили, реальный мир — хотя бы ограниченный пространством одной квартиры или даже комнаты — все равно несравненно богаче и предоставляет намного больше возможностей для исследования и эксперимента.

Вам может показаться, что действия, которые малыш производит со всеми предметами, попадающими ему в руки, хаотичны и бессмысленны: он бросает, возит по полу туда-сюда, стучит и колотит, пытается вкладывать одни предметы в другие, ставит их друг на друга и вновь разбрасывает. На самом деле все это исполнено глубочайшего смысла. Ребенок познает мир — свойства предметов и материалов, осваивает понятия формы, размера, знакомится с понятиями «больше–меньше», «легкий–тяжелый» и т.д. Понятно, что на одних игрушках, сколь бы «развивающими» они ни были, реальный мир не изучишь. Так что выпускайте маленького испытателя на просторы!

Опытные мамы советуют

Игрушки ребенку, конечно, нужны все равно. Хотя бы потому, что даже у маленького ребенка должно быть что-нибудь «свое собственное». Но нельзя, чтобы игрушек было очень много, иначе малыш перестанет проявлять к ним интерес. Изучив новый предмет, он его отбрасывает в сторону и отправляется на поиски новых знаний. Опытные мамы напоминают: если новая игрушка очень сильно похожа на те, с какими ребенок уже играл в последние дни, малышу она не покажется интересной. С другой стороны, абсолютно новые предметы, каких ребенок никогда прежде не видел, могут вызвать у него недоверие и даже некоторый испуг. Поэтому выбирать игрушки лучше по принципу «умеренной новизны».

Сейчас продается очень много развивающих игрушек — мозаик, шнуровок, мягких конструкторов и т.д. Нужны ли они ребенку?

Развивающие игрушки ребенку, безусловно, нужны. Другое дело, что их совсем не обязательно покупать. Многое из того, что вы видите на полках магазина, нетрудно сделать своими руками — те же паззлы и шнуровки, например. Ну а кое-что можно, конечно, и приобрести в готовом виде.

О том, что ребенок развивается при помощи любого «подручного материала», мы с вами только что поговорили. Но будет очень неплохо, если, помимо обычных игрушек и разнообразных предметов быта, у ребенка будут и специальные «пособия» (хотя само слово, пожалуй, не вызывает восторга), занятия с которыми будут совершенно особым времяпрепровождением: спокойным, сосредоточенным — почти «уроком».

Один из ведущих принципов, которым нужно руководствоваться при выборе «развивалок», заключается в следующем: они должны обеспечить ребенку возможность приобрести большее количество навыков, научиться действовать различными способами. Вопрос о том, сколько должно быть «пособий», решается примерно так: на каждые шесть месяцев достаточно четырех–пяти разных игр и игрушек. Так что не надо скупать немедленно все, что вы увидите в магазине. Кстати, в хороших магазинах развивающих игрушек продавцы-консультанты всегда смогут дать вам психологически грамотную консультацию: что именно требуется малышу того или иного возраста. Еще раз напомним: главное — не перестараться, игрушек не должно быть слишком много.

Существуют свои правила обращения с развивающими игрушками и играми. Во-первых, вам обязательно нужно играть вместе с ребенком, но при этом сводить свою долю участия к минимуму: дайте малышу игрушку, пусть он с ней познакомится. Не выдергивайте ее у ребенка из рук со словами: «Дай я покажу тебе, как нужно правильно делать!» Действие большинства «развивалок» основано на самостоятельном поиске ребенком нужного решения. Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к «развивалкам» слишком быстро, не храните их вместе с остальными игрушками. «Пособия» нужно убрать туда, где малыш их не найдет. Доставайте «развивалки» с «сюрпризной» интонацией: «А что мы сейчас с тобой достанем! Мы сейчас будем играть в такую игрушку!» После игры обязательно убирайте «развивалку».

Для поддержания интереса у малыша вы должны быть готовы предложить ему несколько вариантов игр с любой из игрушек. Если же какая-то из предложенных вами игрушек совсем не интересует ребенка, уберите ее недели на две, потом попробуйте поиграть в нее снова.

29 октября 2018

Правильно ли развивается наш ребенок?

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть не осмыслено, пока идет созревание его центральной нервной системы. Процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть, кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели разных детей могут отличаться. При этом каждый малыш с удовольствием познает мир вокруг себя. Каждая новая форма, цвет, фактура, звук или человек обеспечивают им возможность приятной познавательной активности.

Здравствуйте, дорогие читатели!

В сегодняшней статье хочу с вами обсудить насущную тему, почему ребенок все бросает на пол? И ведь все без исключения дети так делают, я решила в этом разобраться, ведь для чего-то они это делают.

На своем примере я пережила такой период. Не помню точно во сколько он начался, но длился очень и очень долго.

Летело на пол все: и одежда с дивана, и посуда со стола, и все что можно кинуть или бросить.

Это если повезет — все оказывалось на полу, а если повезет меньше — прилетит в тебя.

У кого-то этот период наступает раньше, у кого-то позже, но наступает точно. Но не все родители относятся к этому одинаково.

Ну ладно, обо всем по порядку:

В годовалом возрасте, или около того, у каждого по-разному, дети переходят на следующий этап своего развития.

Маленький человек изучает, как бросить, как сжать пальчики, которые еще его плохо слушаются. Как совершить сам бросок, когда их разжать — идет сложнейшая работа, и бросок отрабатывается вновь и вновь.

Они познают мир посредством бросания предметов, таким образом они изучают их свойства.

Вы, возможно, замечали что бросая с детского столика, ребенок, как правило, (но не всегда), внимательно наблюдает за падением.

Как же будет вести себя брошенная игрушка: покатится или остановится сразу?, или будет прыгать?, какой звук произносится при падении?, как потечет разлитая жидкость?

И реакция мамы почему-то всегда разная, вот мама сразу подала игрушку, потом не сразу и что-то говорит.

А в следующий раз вообще не хочет отдавать, только опять говорит и говорит. Ребенок наблюдает и за вами, и за вашим поведением.

Он испытывает море эмоций по этому поводу. А как упадет это, а как упадет то?

И так до бесконечности, пока ваш малыш не повзрослеет. Все происходит на подсознательном уровне, ребенок еще не отдает себе отчет в проделанных действиях.

И тем более он начинает нервничать, если его исследования вдруг прекращает папа.

Только конечно же, все это доставляет бесчисленные хлопоты мамам и папам.

Не ругайте юного исследователя, не забывайте объяснять, почему не нужно так делать, потому что теперь мама будет мыть пол, а могла бы с тобой играть.

Разговаривайте, объясняйте, что кашу кидать нельзя — ее место в тарелке, можно бросать мяч и бросать не за столом, а в детской или на улице.

В общем можно бросать, но только определенные для этого предметы, и в определенном для этого месте. Ребенок гораздо лучше вас поймет, что это нельзя бросать, но зато можно бросать другое.

Когда ребенок немного постарше — можно объяснить и показать, что можно кидать предметы с толком.

Например — грязные носки в корзину с бельем; подушку на диван или кресло; мячики в кольцо; использованный тетрапак в мусорное ведро.

Учите ребенка убираться, чем раньше вы начнете его к этому приучать, тем раньше он научится делать это самостоятельно.

За столом при приеме пищи ставьте меньше посуды перед ребенком, чтобы у него было меньше шансов что-либо бросить.

Когда у меня около года сынок еще самостоятельно не ходил, а только держась за диван, то неминуемо все игрушки с дивана летели на пол. Тогда я учила его одной ручкой держаться за диван, а другой наклоняться и поднимать брошенную игрушку.

Конечно сначала он был удивлен, что за действие предложила мама, но спустя денек — другой ему это даже понравилось и он стал сам так делать. Иногда это превращалось в целую гимнастику: он поднимет и тут же опять бросит, и так мог делать несколько раз и довольный был очень.

Как вариант можете фиксировать игрушки. Например в авто кресле или на обеденном столике, в коляске.

Не забывайте хвалить, если ребенок не стал бросать. Будьте терпеливы и готовы говорить и говорить одно и тоже по 100 и 200 раз.

Только тогда ребенок наконец привыкнет и ни в коем случае не отступайте от запрета, иначе все придется начинать сначала. Подробнее, о том как запрещать ребенку, можно почитать

Надеюсь статья оказалась вам полезной.

Автор текста — психолог сайта Светлана

«С самого раннего детства до сегодняшнего дня мой сын ломает все: мебель, игрушки, рвет книги. Стоит нам что-то купить, сразу же эта вещь приходит в непригодность! Вещи не ценятся, все разбрасывает по комнате…! Швыряет с особой агрессивностью по всей квартире все, что можно бросить. Стремится портить предметы: ножницами режет мягкую мебель, царапает подоконники, двери, столы. Наши просьбы, уговоры, беседы о ценности и дороговизне вещей — все без толку! …» Такие жалобы часто слышишь от родителей. Такое поведение определяет слово «АГРЕССИЯ».

В психологической литературе часто агрессивное поведение характеризуется как «немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам». Такое поведение проявляется в попытках ссориться с окружающими, выявлять физическое насилие, ломать предметы, портить вещи. Такие проявления говорят, в первую очередь, об эмоциональной нестабильности ребенка, которая сложилась под влиянием семейного воспитания, особенно, с жестокими, физическими мерами наказания. Но нестабильность эмоциональной системы может говорить и о проблемах в социуме.

Давайте разберемся в причинах агрессивности ребенка дошкольного возраста.

  • Малоразвитость и нестабильность нервной системы, которая все еще активно развивается в этом возрасте, отсутствие ее саморегуляции.
  • Темперамент. Из 4 видов темперамента холерики наиболее вспыльчивы, импульсивны и агрессивны.
  • Слабый словарный запас ребенка. Для того, чтобы выразить свои эмоции, негодование, страхи, потребности, нужно уметь говорить. А дети, особенно в возрасте 1-3 лет, не могут похвастаться достаточным количеством слов, чтобы все это изъявить.
  • Потакание желаниям своего чада. И так, малыш заметил: стоит ему начать нервничать, капризничать, ударить оппонента, как ему уступают. И здесь речь идет уже о закрепленной модели поведения!
  • Агрессия, как психологическая защита. Часто взрослые ставят ребенка в жесткие рамки, «НЕЛЬЗЯ» — их любимое слово. Или очень опекают ребенка. Как следствие – желание разрушить эти запреты, вырваться из контроля.
  • Неуверенность в собственной безопасности. Всем известна пословица: «Лучшая защита – нападение!»
  • Злость, когда что-то не получается. Это довольно частая причина такого поведения.
  • Эмоциональная холодность родителей.
  • Агрессия, как единственное средство привлечение внимания родителей к себе.

Приведу пример: в гости пришла подруга мамы, и они на кухне пьют чай. Ребенок пришел на кухню, и пытается привлечь внимание к себе, например, показать рисунок маме. Но мама всячески игнорирует дитя. Тут ребенок подходит к младшему брату и ударяет его. Мать услышала крик младшего, и, наконец-то, уделила внимание старшему ребенку. Пусть не то, на которое он рассчитывал, но все-таки внимание!

  • Исследовательская активность ребенка. Например: «А что будет, если я ударю животное? А папу? А маму? И т.д.»
  • Насилие над ребенком. Иногда родители пытаются силой принудить ребенка что-либо делать, например, одеваться, а тот, в свою очередь, дает отпор, которое легко принять за агрессивность.
  • Несправедливое отношение родителей к поступкам детей.
  • Агрессия, как пример поведения. Агрессивное отношение родителей к старшему ребенку, грубость и физическое насилие в общении между родителями, средства массой информации.
  • Усталость ребенка тоже может вызвать приступы агрессии.
  • Инкубационный период болезни.
  • Повышенная тревожность и мнительность ребенка.

В школьном возрасте можно выделить еще несколько причин деструктивного (разрушающего) поведения детей:

  • борьба за лидерство;
  • стремление получить желанный результат, чего бы это не стоило;
  • месть, защита;
  • подчеркнуть свое превосходство, путем ущемления достоинства одноклассников.
  • неумение регулировать свои эмоции;
  • заниженная самооценка;
  • неумение налаживать отношения со сверстниками.
  • желание обратить на себя внимание сверстников;
  • проблемы с коммуникативными навыками, развитием интеллекта

Подумайте, как жить ребенку в окружении, где не услышишь ни похвалы, ни одобрения, ни доброго слова, ни поддерживающего жеста. Дети считают, что их недостаточно любят. Родители слишком заняты своими проблемами, они не замечают тревожных сигналов, и не предполагают, что их ребенок ощущает себя одиноким, никому ненужным. И тогда у него возникает единственное желание — обратить, хоть как-то, на себя внимание, если нужно — даже с помощью силы, грубости, гнева, разрушений.

Как бы ребенок себя ни вел: дрался, конфликтовал со всеми близкими и друзьями, мучил животных или крушил мебель — под этим скрывается чувство страха, недоверия окружающему миру, глубокой неуверенности в себе, бессилия перед сложившейся ситуацией. Что же делать, если вы заметили агрессию у ребенка?

  1. Обращайте внимание на нужды и потребности своих детей.
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения своим примером.
  3. Будьте последовательные в наказаниях ребенка, если наказываете, то за конкретные поступки. При наказании не унижайте детей.
  4. Обучайте детей допустимым методам выражения гнева.
  5. Не запрещайте ребенку проявить гнев сразу после события, которое вызывало агрессию.
  6. Учите детей распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
  7. Воспитывайте способность к сопереживанию, симпатии к людям.
  8. Обучайте адекватным навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.
  9. Учите брать ответственность за свои поступки на себя.

И так, вы прочитали внушительный список причин деструктивного, агрессивного поведения. А зная причину, легко можно предупредить и устранить последствия. Удачи вам!

В детской опять были разбросаны игрушки. Под кровать закатились и машинки, и мячики, и карандаши, кубики громоздились непонятным сооружением. Три короба для игрушек были наполовину пусты. Мама с отчаянием смотрела на пол, идти по которому было опасно: или наступишь на что-нибудь, или споткнешься.
— Катя! Убери игрушки! Я же могу упасть! – возмущенно сказала она.
— Сейчас, – отозвалась Катя, продолжая машинные гонки.
Мама села на край кровати.
— Вот дождешься того, что придет ночной рыцарь игрушек и заберет их, – сердито сказала она.
Катя не обернулась, но машинки стали грюкать об пол тише, и мотор заревел уже не так угрожающе.
— Да-да, – продолжала мама. – Непременно заберет все игрушки. Все, что разбросано по полу, рыцарь забирает и уносит в свою страну.
— Какой еще рыцарь? – наконец спросила Катя, повернувшись к маме. Она, конечно, не верила ни в каких рыцарей, но в этот раз, кажется, мама не шутила.
— А ты что, не знала? Раз в полгода землю ночью объезжает грозный ночной рыцарь игрушек. Если он видит разбросанные игрушки, раскиданные книжки, – все собирает и уносит в свою страну. И даже если ты проснешься, когда он забирает игрушки, остановить его не получится. Даже хуже будет – он рассердится, что ему пытаются помешать, и заберет не только разбросанные игрушки, но даже те, которые лежат в коробке, – объяснила мама. – И будет потом возвращаться, чтобы забирать игрушки каждую ночь. И даже подарки на день рождения и новый год!
Катя внимательно смотрела в мамино лицо, но мама была очень серьезна. И даже сама начала складывать кубики в ящик.
— Мам, а ты что, его видела? – спросила Катя. – Ты ведь говорила, что всегда все убираешь на место.
— Я не видела, – пожала мама плечами. – Но однажды пришла в гости к своей подружке, к которой мы ходили играть в куклы. И вдруг оказалось, что у нее нет ни одной игрушки в комнате! А было больше всех. Она-то и рассказала мне, как проснулась ночью от того, что рыцарь складывает все игрушки в большой мешок. Правда, моя подружка спряталась от страха под подушку, но рыцарь услышал, что она не спит, и утащил все игрушки! Так что убирай скорее.
Катя задумчиво уложила лошадку в кровать и посмотрела на пол.
«Я устала, – думала она, – а рыцарь, наверное, – мамина придумка». С этой мыслью Катя отодвинула игрушки подальше от кровати, чтобы не споткнуться ночью, и надела пижаму и забралась под одеяло. В небе сияла полная луна, и казалось, что в комнате включен ночник. «Спокойной ночи, лошадка, спокойной ночи, ёжик, спокойной ночи, мышка», – шепотом сказала девочка игрушкам и начала засыпать.
Сквозь сон ей показалось, что по комнате кто-то ходит. Тихо-тихо, даже тише мамы. Сердце быстро-быстро заколотилось, и Катя приоткрыла один глаз. А потом и второй. Фиолетовый плащ, фиолетовый капюшон, фиолетовые сапоги и большой мешок. Ночной рыцарь! Он и правда существует! И собирает игрушки!
Катя резко выпрямилась и села. Ей было страшно, но еще больше – интересно.
— Здравствуйте, рыцарь, – шепотом сказала она.
Фиолетовая фигура замерла.
Катя затаила дыхание. Больше всего она боялась, что рыцарь обернется – и окажется страшным чудовищем. Она даже ухватилась за уголок подушки, чтобы бросить ее, в случае опасности, в рыцаря.
Фиолетовая фигура не шевелилась.
— Ззззздррравствуйте, – еще раз повторила Катя, тише и немного заикаясь. – Вы ночной рыцарь? Ппприятно познакомиться. Меня зовут Катя. Ннадеюсь, вам нравятся мои игрушки.
Как только Катя произнесла последнюю фразу, рыцарь стремительно обернулся к ней. Он был совсем обычный – серые глаза, грустное лицо, светлые волосы падают на лоб.
— Ты почему не спишь? – шепотом произнес рыцарь.
Катя перевела дыхание. Кажется, голос у рыцаря был не страшный, и драться он точно не собирался.
— Мама говорила мне, что ты забираешь разбросанные игрушки, – кивнула девочка. – Но, видишь ли, (Катя только недавно запомнила этот оборот «видишь ли» и ужасно любила вставлять его в речь) видишь ли, я думала, что…
— Что я выдумка, да? – сразу вскипел рыцарь – это было понятно по тому, что его шепот стал каким-то свистящим и шипящим, хотя в словах не было ни одного шипящего звука. – Что я ночная страшилка! Что меня можно игнорировать! Не обращать на меня внимания! Что я не существую! А я существую! Я – вот он!
Когда рыцарь рассердился, Катя хотела испугаться. Но почему-то не получилось. И она заулыбалась, услышав возмущение ночного гостя.
— Не понимаю, чему ты смеешься! – кричал шепотом рыцарь. – Я существую! Я отберу у тебя все игрушки, и только попробуй мне помешать! Небось думала, что помешаешь!
— Нет, что ты! – Кате наконец удалось вставить слово. – Я думала… Думала, что, наверное, у тебя ужасно мало игрушек. И у твоих родителей нет денег. Или они просто считают, что много игрушек – это (Катя припомнила, что однажды сказала маме тётя Кира) это «барьер для воображения» (тётя Кира всегда ругалась, когда мама покупала новые игрушки Кате, и никогда ничего сама ей не дарила). И если тебе мои игрушки нравятся, я могу с тобой поделиться!
В комнате вдруг наступила тишина.
Луна подкралась ближе к окну и заглянула внутрь. Ей было хорошо слышно, что говорила Катя, но она даже и подумать не могла, что будет потом – и решила подсмотреть.
Рыцарь сел на пол и удивленно посмотрел на девочку.
— Ты готова? Поделиться? – повторил он все также шепотом. – Но ведь я хотел утащить твои игрушки!
Катя пожала плечами.
— Ну… Просто если ты их унесешь без спроса, тебе потом будет неуютно. Ты будешь их прятать, чтобы никто не увидел и не спросил, откуда у тебя новые игрушки. И никакого удовольствия!
— Но ведь я сказочный рыцарь! У меня целый замок! Ты смешная – думаешь, что кто-то проверяет, с чем я играю? И вообще… С чего ты взяла, что я играю в игрушки!
Катя села на пол напротив рыцаря. Посмотрела на луну и улыбнулась ей. Луна подмигнула в ответ.
— Но ведь ты собираешь игрушки, — терпеливо объяснила она. – Значит, ты их любишь. А раз ты их любишь, значит, ты в них играешь.
Рыцарь удивленно смотрел на девочку. Девочка смотрела на рыцаря.
— Тебе мама не покупает игрушки? – наконец спросила Катя. – Или просто ты очень любишь новые? Я могу тебе отдать все мои машинки. И даже ослика. И лошадку.
Катя вздохнула. Она вспомнила, что мама говорила – рыцарь забирает все игрушки. А как он их заберет? Неужели оттолкнет ее и будет просто складывать их в мешок?
— Только, пожалуйста, если лошадка будет плакать, ты ей обещай, что мама скоро придет, – серьезно добавила девочка. – Скажи, что мама на работе, и придет, когда лошадка будет спать.
Рыцарь посмотрел на луну. Луна незаметно кивнула рыцарю.
— Я бы хотел взять у тебя только машинку, которая стоит у тебя в дальнем углу под кроватью, – сказал он. – Если ты не возражаешь.
— Конечно! – обрадовалась Катя. – А ты разве не заберешь все игрушки?
Рыцарь отрицательно покачал головой.
— Нет, милая. Только никому не говори, что видела меня.
— Конечно! – пообещала Катя. И вдруг ей страшно захотелось спать. Она только присела на край кровати, и глаза закрылись.
Наутро Катя долго думала, приснился ей рыцарь или нет. Она никак не могла вспомнить, взял ли он какую-то игрушку, и взял ли. Но самое главное – Кате вдруг стало очень жалко рыцаря. И захотелось увидеть его еще раз. Но как?
Вечером Катя осталась с бабушкой.
— Все никак не приучишься убирать игрушки, – вздыхала бабушка. – А у меня спина разболелась. Не нагнуться.
— Бабулечка, я все уберу! – пообещала Катя, и вдруг поняла – нельзя убирать игрушки! тогда рыцарь точно появится.
Но мама говорила, что он приходит раз в полгода? Катя задумчиво ходила по комнате. Наверное, за полгода он как раз успевает объехать всех детей! А, значит, сегодня будет проезжать мимо Катиного окна в соседнее! И, может, заглянет к ней.
Катя на минуту испугалась – а вдруг рыцарь рассердится и в этот раз заберет все игрушки! И новый домик для кукол, и говорящего пони! И, главное, их некуда спрятать!
«Ну и пусть! Зато… зато у меня есть настоящий сказочный друг!» – решила Катя, хотя вряд ли можно было назвать рыцаря другом.
Ночь спустилась очень быстро. Катя и сама не заметила, как заснула, и проснулась она не от движения, а от шепота рыцаря.
— Катя, Катя, – рыцарь явно улыбался. – Давай поиграем?
— Что? – не поняла Катя спросонья.
— Давай поиграем. Я все время говорю сам с собой, потому что играю один. Давай с тобой поиграем! Ты будешь играть машинкой, а я этими солдатиками.
У рыцаря были солдатики, которых у Кати никогда не было. И вдруг Кате стало жалко того мальчика или девочку, у которых рыцарь забрал этих солдатиков.
— Рыцарь, – тихонько сказала она. – Давай мы поиграем… А потом не мог бы ты… Выполнить одну маленькую-премаленькую просьбу?
— Конечно! – сразу ответил рыцарь. – Какую?
— Ты можешь вернуть этих солдатиков тому, у кого ты их забрал?
Рыцарь рассмеялся.
— Это мои солдатики! Я специально взял с собой свои игрушки, чтобы все было по-честному. Давай уже играть!
Почти всю ночь Катя и рыцарь играли. И только когда луна в окне начала укоризненно мигать и бледнеть, рыцарь спохватился.
— Я не объехал сегодня никого из детей!
— Ты можешь взять что-то из моих игрушек, – предложила Катя. – Мне не жалко, правда-правда!
Рыцарь улыбнулся.
— Спасибо тебе, милая. Ты первая девочка, которая захотела поиграть со мной и поделиться своими игрушками, и потому я готов выполнить одну твою просьбу.
Глаза у Кати распахнулись.
— Правда-правда? Тогда… Возьми меня с собой! Мне так хочется побывать в волшебной стране! Хоть один разочек.
Стремительный полет под облаками, фиолетовый вихрь, встающее солнце, слепящие блики света на воде и остров под радугой среди океана – только так и можно описать путешествие Кати и Ночного рыцаря.
Они опустились на остров, и Катя принялась оглядываться. Чувства, которые переполняли ее, трудно было объяснить. Она не могла понять, почему ей грустно, и обернулась к рыцарю.
— Тут так много игрушек! И все такие необычные! Как жалко, что тебе пришлось забрать эти игрушки у детей!
Рыцарь тоже смотрел на дома, площади и улочки, где лежали, стояли и бродили игрушки.
— Ты первая девочка, которая захотела поиграть со мной и поделиться своими игрушками, Катюша. Поэтому я взял тебя на этот остров и расскажу тебе правду о том, кто я. Люди придумали, что я забираю разбросанные игрушки, потому что так дети хотя бы иногда убирают на место. А на самом деле этот остров называется Островом забытых игрушек.
— Забытых игрушек?
— Это игрушки, с которыми дети перестали играть. Они лежали, пылились в кладовках, на балконах, в магазинах старых игрушек. В чемоданах, спрятанных под шкафом или на антресолях, потому что их было жалко выбросить. Это игрушки, которые дети забыли. Посмотри на этого желтого зайца – им играла одна девочка в середине ХХ века, а потом… потом девочка выросла, а ее дочке старый заяц стал не нужен.
Сколько секретов слышал этот заяц, сколько сказок шептала хозяйка ему на ушко! И вот прошло полвека, и он грустно сидит на Острове забытых игрушек, и как грустно, что его больше не возьмут на руки, не укроет его заботливо другая маленькая девочка, не расскажет свои тайны, не заснет, обняв его….
А вот, посмотри, деревянный человечек, видишь? Он скачет, и будто бы весел и безмятежен. Но когда в стране, которая называется Италия, у многих-многих детей были деревянные игрушки, Пиноккио. А нынче это сувенир для туристов. И никто не вспоминает о любимой игрушке бабушек и дедушек…
А вот, посмотри – деревянная игрушка, видишь?
— Но она совсем не красивая! – удивилась Катя.
— Да. Но это одна из самых знаменитых игрушек в мире… Была когда-то. Это сам Щелкунчик. Когда-то в Германии эта игрушка была самой любимой и желанной для всех детей.
В Германии есть небольшой город Зайфен. И вот в этом городе жили мастера, которые из города могли вырезать все, что угодно! И вот как-то вырезали эти мастера занятную игрушку, чтобы щелкать орехи, и стала эта игрушка путешествовать по всей Германии – даже отправилась на знаменитую ярмарку в Лейпциг, где полюбилась покупателям. Сказочники писали о ней удивительный сказки, а в России чудесный композитор написал чудесный балет, в котором Щелкунчик превращается в сказочного принца! А нынче никто не играет с Щелкунчиком, разве что взрослые люди подарят его другим взрослым, и сидит бедный Щелкунчик на полке и грустит. Что за радость игрушке пылиться на полке?
— А что это за смешные человечки, у которых туловища, как толстые палочки?
— Тшш, говори потише! Ты можешь их обидеть. Это наши гости из Японии.
— Как их зовут?
— Кокэси. Видишь, как красиво расписаны? Они бываю очень разными, но и с ними дети почти перестали играть! Взрослые коллекционеры покупают их, и они тоже стоят на полках и забывают, какая это радость – играть с детьми.
Катя и рыцарь шли по Острову, и Катя никак не могла налюбоваться игрушками – вот сидит дяденька и медведь и стучат молоточками – ой, да это же мужик и медведь, такая игрушка есть у бабушки! Бабушка любит доставать ее из шкафа, когда приезжает Катя, и всегда интересно смотреть, как они стук-стук-стучат молоточками. Но почему она здесь?
— Здесь собираются игрушки, в которые никто не играет – значит, эту игрушку кто-то выбросил.
— Но наша стоит в шкафу у бабушки!
— Конечно, но ведь это только ты играешь в нее, — непонятно ответил рыцарь.
— А что это за человечек, который все время переворачивается с ног на голову?
— Его зовут Ванька-встанька. Когда-то его очень любили русские дети, а сейчас забыли, а порой и вовсе путают с неваляшкой.
— А разве это не одно и то же? – удивилась Катя, и невольно покраснела. Ведь рыцарь сказал, что путают! Значит, не одно и то же.
— Нет, милая, — покачал головой рыцарь. – Неваляшка раскачивается на одном месте, и никогда не падает, а Ванька-встанька переворачивается с головы на ноги и ног на голову – у него внутри бегает шарик, который не дает ему упасть, зато помогает крутиться и крутиться. Ванька-встанька и Неваляшка – братик и сестричка. Бегает братик, бегает, а сестричка качается на месте, а побежать за ним – не решается, надо дом стеречь.
Катя рассмеялась – очень ей понравились и Ванька-встанька, и Неваляшка. А еще она подумала, что у нее почему-то нет такого бегающего Ваньки, а Неваляшка… А Неваляшкой она так давно не играла!
А почему тут какие-то деревянные чурочки и палки? Неужели это тоже чьи-то игрушки?
— Еще как! Давным-давно на Руси очень любили играть в городки — делали забавные фигурки из этих деревянных палочек — чурочек и разбивали их точным броском большой палки — биты. Городки — это сами фигурки, а еще их называли знаешь как? Рюхами!
Катя рассмеялась — представила, как можно играть в рюхи!
— А почему мы не играем больше в городки? — спросила девочка, представив, как здорово было бы придумать смешную фигурку из деревяшек, а потом попробовать попасть в нее.
Рыцарь развел руками.
— Наверное, стало неинтересно. А может быть, стало лень?
Рыцарь и девочка обошли красивый кукольный домик, в котором фарфоровые куклы грустили над чашечками чая.
Почему же тут так много разных игрушек? Неужели дети не любят их? Они такие красивые, веселые… и разные!
Рыцарь погрустнел.
— Детям трудно играть в игрушки. Ведь их стало так много, что среди них трудно выбрать любимую! А ведь игрушка обязательно должна быть любимой. И живой. С которой ты спишь по ночам… А разве можно спать ночью с айпадом или планшетом?
Кате тоже стало грустно – ведь и она иногда просила у мамы планшет и ловила в нарисованную на экране корзинку нарисованные яблоки. Они с рыцарем вышли с улицы на еще одну площадь… И – какое чудо! Куколки из бумаги, в разных чудесных нарядах, в чудесных домах. Но грустные-прегрустные.
— Когда твоя мама была маленькая, и она, и ее подруги рисовали кукол, и сами придумывали им наряды… А потом девочки выросли, а куклы отправились на Остров забытых игрушек, потому что стали никому не нужны.
-Я больше не буду забывать свои игрушки! – прошептала Катя, чувствуя, как на нее наваливается сон – совсем как прошлой ночью. Все вокруг завертелось, закрутилось, растворялась вдали радуга, летели над морем. Качалась под Катей кроватка, окутывало тепло одеяло.
— Спокойной ночи, Катюша, — звучал где-то вдали голос ночного рыцаря.
— На забывай нас, — тихо шептали добрые голоса старого желтого зайца, мишки с разрисованным карандашами брюшком, самодельного оранжевого котенка.
— Нет-нет, я буду с вами играть, обещаю, — сказала Катя и заснула.

Почему ребенок ломает игрушки

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • любопытство

Родители покупают своему чаду все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлеченно играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю? Такая ситуация не так уж редко встречается. Однако, этот факт вряд ли утешит родителей, ведь им, в первую очередь, хочется знать, почему так происходит.

Ребенок выражает гнев

Малыши, которые недавно овладели основными навыками, например, научились ходить и впервые самостоятельно воспользовались ложкой и вилкой, или только начали осваивать речь, еще не понимают, что существуют вещи, которые делать нельзя. Они не умеют правильно реагировать на поведение родителей, которые объясняют ему, почему нельзя, к примеру, писать в штаны или бросаться едой. У малыша копится внутреннее напряжение, которое требует выхода, а прорывается оно наружу обычно тогда, когда у крохи что-то не получается. К примеру, ребенок играет с машинкой, и у него не выходит посадить в нее маленькую игрушку – он тут же связывает неудачу не со своими личными способностями, а с игрушкой, которая у него в руках. В порыве гнева ребенок бросает игрушку, она с размаху ударяется о пол и ломается. Кроха еще не понимает, что вещи способны ломаться, поэтому он просто не может думать о каких-либо последствиях своих действий.

Ребенок ломает игрушки назло

Очень часто разрушительное поведение и агрессия со стороны малыша по отношению к игрушкам на самом деле скрывает протест против действий взрослых. Мама не разрешила взять со стола конфету или потребовала убрать игрушки, а малышу этого делать не хочется. Он злится и решает как-то навредить родителям, но не находит способа лучше, чем разорвать купленные ему книжки или распотрошить мягкую игрушку. Таким образом, малыш, который еще не научился управлять своими эмоциями, выражает свою обиду и злость.

Ребенок проявляет свою любознательность

В большинстве случаев желание ломать игрушки является всего лишь следствием природной любознательности крохи. На возраст с двух до трех лет приходится пик развития малыша, и именно в это время в нем с удвоенной силой расцветает любопытство и желание получить как можно больше информации об окружающих его предметах и их свойствах. Малыши в это время готовы экспериментировать со всеми вещами, какие только попадают им в ручки. Поэтому они разбирают, бросают, пинают, ломают и бьют игрушки. Таким образом детки познают различия между предметами, учатся понимать законы природы и усваивают взаимосвязь между собой и окружающим миром.

Очень часто на эксперимент малыша толкает желание получить все и сразу. Кроха хочет, чтобы все вещи подчинялись ему, он считает себя главным над своими игрушками, а значит думает, что ему позволено обходиться с ними так, как он считает нужным. Ребенок понимает, что в мире существует определенная иерархия: он сам подчиняется родителям, значит, куклы, машинки и плюшевые медведи должны находиться в подчинении у него самого, и ломая их, он показывает свою власть.

Как отучить ребенка ломать игрушки

На первых порах главная задача родителей – не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.

Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.

На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.

Самое главное для родителей – набраться терпения и ждать, а чтобы расстройство из-за новой волны разрушения было не таким сильным, стоит заранее убрать из зоны досягаемости ребенка ценные и хрупкие вещи. Постепенно учите малыша понимать разницу между игрушками и предметами интерьера, которые нельзя трогать, а также вашими любимыми вещами, которые тоже ни в коем случае нельзя портить. Как утверждают психологи, маленький разрушитель в любом случае превратится в созидателя, как только период повышенного любопытства останется позади.

Виктория Грицук

От обиды, что его игрушки дали поиграть соседу по песочнице, ребёнок «заряжает» маме. Мама, недолго думая, щиплет его в ответ, чтобы знал «как это». А потом воспитатели жалуются, что «ваш сын/дочь всех кусает и щиплет». Психолог Катерина Дёмина — о том, как взрослым надо реагировать на детскую агрессию. И почему отвечать на силу силой ни в коем случае нельзя.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Давайте сначала определимся с терминами и задачами. Агрессивным мы будем называть такое поведение, когда один человек пытается причинить другому реальный вред или ущерб: ударить, отнять предмет, толкнуть, укусить. Агрессия может быть вербальной — это когда обзываются, насмехаются, кричат «Убью тебя!», угрожают расправой или наказанием (это со стороны воспитателей). Есть пассивный вариант — игнорирование, разные формы манипуляций, тихий саботаж.

Единственное назначение любого сознательного агрессивного поведения — обозначить и установить границы, а ещё увеличить дистанцию между участниками коммуникации. Я специально подчёркиваю слово «сознательного», чтобы исключить из описания малышей до 2-2,5 лет. И вот почему.

Как ни удивительно, бОльшая часть жалоб на агрессивное поведение поступает от родителей совсем крошечных детей: от 6-7 месяцев (когда прорезаются первые зубы) и до 2 лет приблизительно.

10 месяцев: «Он кусается, надо ли его кусать/щипать/бить в ответ?»

18 месяцев: «Детка бьёт всех лопаткой, другая мама ударила её в ответ, как мне быть?»

2 года: «Моя дочка отталкивает очень грубо тех, кто пытается погладить её по голове, может бить меня ногами или кусаться, это аутизм?»

До появления развитой речи (то есть обычно лет до трёх) ваш ребёнок скорее детёныш человека, чем сознательный участник общения. Эмоции он переживает телом, реагирует на всё тоже телом. Больно — рыдает, устал — капризничает и падает на пол в истерике, хочет что-то взять — немедленно предпринимает попытку достать. У него напрочь отсутствуют структуры, осуществляющие контроль и волю. Точнее, воля есть, а контроля нет. Хочу и буду. И взывать к его добродетелям («Есть у тебя совесть или нет?! Ты зачем маму ударил?») бессмысленно, за отсутствием таковых. Нет у него совести, смиритесь. Появится ближе к семи годам, если повезёт.

Малыш кусается, потому что у него чешутся зубы, бьёт соседку лопатой, потому что ему тесно или игрушку не поделили, бьёт маму ногой, потому что не хочет, чтобы посторонние дядьки трогали его за голову или лицо.

Одна моя любимая девочка регулярно устраивала скандал на улице, если посторонние пытались потрепать её за щечку. Орала, как пожарная сирена. Да, она прекрасная голубоглазая блондинка. Это не повод трогать её руками, особенно немытыми, особенно когда она только проснулась и не понимает, как она сюда попала и зачем это всё вообще.

Оглушённые окружающие, конечно, очень недовольны и начинают бормотать что-то вроде «Какая агрессивная девочка, я же ничего плохого не хотел!» и быстро удаляются. Чего, собственно, и добивался ребёнок. Увеличения дистанции до субъективно безопасной. Вот через стол, да ещё сидя на руках у папы или мамы, я вам с удовольствием поулыбаюсь всеми своими ямочками. Руками не надо трогать, ок?

Очень часто от детей требуют совсем уж невыполнимого: отдай свои любимые игрушки незнакомому мальчику. Веди себя хорошо за столом в ресторане (ему два года, напоминаю). Успевай за мамой, когда она тащит тяжёлые сумки и уже очень устала. Немедленно прекрати играть и иди обедать/мыться/спать.

Родители удивляются и гневаются, когда обнаруживают, что ребёнок не соответствует их ожиданиям, более того, имеет наглость как-то противодействовать

Отталкивает ложку с супом, например. Брыкается и выворачивается, когда его несут в ванну. Бьёт других детей.

Между тем все эти проявления якобы «агрессии» — по сути, не больше, чем самооборона. От сложных чувств, от неприятных ощущений и людей и от невыносимого напряжения.

Как быть родителям, когда ребёнок кусается, щипается, лягается и всё ломает

Во-первых, ни в коем случае не отвечаем силой на силу. Никаких там око за око. А то я слышу иногда от вполне на вид вменяемых людей «да врежь ему, чтобы знал!». С ума вы сошли, дорогие сограждане, как можно вообще бить того, кто в десять раз слабее и полностью от вас зависит?! Начальнику своему врежьте, чтоб знал, как давать срочное задание в 17.45 пятницы.

Ребёнок кусается или пинается потому, что его раздирают эмоции, а выражать их, кроме как телом, он ещё не умеет. Да что ребёнок, у нас 86% населения не различают понятия «чувства/мысли/действия». Поэтому ваша задача — научить его выражать свой гнев словами. Понимаете разницу? Не пинать маму ногой, а громко кричать «плохая мама, не люблю тебя!». А годам к пяти хорошо бы уже уметь и этого не говорить, а произносить что-то вроде: «АААА! Я ужасно разозлился!».

Во-вторых, детство на то нам и дано, чтобы обучаться. Культуре поведения в том числе. Но, похоже, очень многие родители полагают, что в ребёнка социальные программы предустановлены по умолчанию, заводская комплектация. Так вот, по умолчанию — это как раз бить с ноги, когда что-то не по нему. У некоторых взрослых этот навык сохраняется как атавизм. Мы обязаны научить своих детей правильно вести себя в обществе, причём здесь важны все компоненты: в современной городской культуре принято быть вежливым, аккуратным, уступчивым. А, вполне возможно, в какой-нибудь специфической субкультуре маленькой первобытной общины принято ровно обратное: мальчику предписано быть агрессивным, нападающим, «мой меч — твоя голова с плеч».

Когда ваш малыш впервые попробует высыпать полное ведерко песка на золотые кудри соседки по площадке, всё, что от вас требуется, — ввести (немедленно) нормы и правила поведения. «Данила, Насте очень неприятно, что ты высыпал на неё песок, она плачет. Надо сказать «Извини меня, Настя, я больше так не буду. Никто не должен пачкать других людей, это нельзя. Давай поможем Насте убрать песок с головы». Стыдить, орать, тащить, упрекать, как вы понимаете, абсолютно бесполезно. У него ещё не наросли те структуры, которыми чувствуют вину, только страх. Возможно, вам придётся повторять процедуру раз за разом, пока алгоритм не укоренится в его голове.

Что родителям читать по теме:

  • Карен Прайор «Не рычите на собаку!»
  • Элейн Мазлиш, Адель Фарбер «Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили» (читайте конспект книги)
  • Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство: счастливая жизнь с трудным ребёнком» (читайте отрывок из книги)
  • Мэри Шиди Курчинка «Ребёнок с характером»

С другой стороны, постарайтесь внимательно посмотреть, возможно, агрессивные действия повторяются каждый раз в одной и той же ситуации. Например, ребёнок обнаружил, что, когда он толкает кого-то, мама немедленно вскакивает со скамейки и мчится к нему во весь опор. Ну вы поняли. Или, если на кого-то замахнуться, его подхватят на руки и уведут с площадки или вообще домой. Он уже устал гулять, но сказать не может, поэтому просто повторяет успешно найденную схему.

Моя старшая дочь в какой-то момент поняла, что, если затеять драку в группе в детсаду, её закроют в спальне «в наказание». И стала этим пользоваться — потому что интроверт и устаёт от гомона и суеты вокруг. Так продолжалось, пока мы не проследили всю логическую цепочку и не научили её подходить к воспитательнице и проситься «в карцер», чтобы отдохнуть. Три года.

Что делать с агрессией детей постарше — 4-6 лет

Что я вижу в своей практике: мальчики в 4-5 лет обладают уровнем развития речевых и социальных навыков на уровне 2-3 лет. То ли сказать «спасибо» гаджетам с грудного возраста, то ли мультики смотрят не те. Может быть, лишены постоянного общения со значимыми взрослыми, не видят их в реальных жизненных ситуациях.

Спрашиваю мальчишку 5 лет (запрос — немотивированная агрессия, ругается, нападает на всех): «А что папа делает, когда его на дороге кто-то подрезает?». Папа ругается матом, может догнать и специально подрезать, выскочить на светофоре и пойти разбираться. Во время обсуждения каких-то проблем рассказывает подробно (опять же — матом), как и кого он изобьёт, уроет, замочит. Да, он не ходит пьяным биться стенка на стенку. Но пример подаёт однозначный. При этом всё сопровождает стандартным: «Мы же постоянно ему (ребёнку) объясняем, что такое хорошо и что такое плохо!».

Плохие новости, господа: дети усваивают поведение, а не нравоучения.

Самый караул, это когда родители рассказывают, как именно они отлупили ребёнка за плохое поведение. «Мы уж и ругали его, и били, и лишали всего, а он всё равно дерётся». А что ему ещё остаётся? Вы не научили его никакому другому способу решения проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *