Развитие речи 7 8 лет

Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности проговаривать слова, но также в понимании их смысла, выражении собственных эмоций, мыслей и желаний с помощью речевого аппарата. На развитие речи у ребенка влияют состояние здоровья, окружающая среда, особенности воспитания в семье или образовательном учреждении. В этой статье мы расскажем, какие этапы выделяют в развитии речи у детей, какие бывают отклонения в формировании речи, а также дадим простые советы родителям, которые помогут облегчить этот процесс.

Особенности формирования речи

Одним из важнейших условий развития личности ребенка является полноценное и своевременное овладение речевыми навыками. Как правило, эти навыки начинают формироваться в младшем и дошкольном возрасте. В идеале, в конце первого года жизни малыш должен произносить простые слова, а к 3-4 годам его словарный запас должен состоять примерно из 1000 слов.

По идее, в возрасте 4 лет ребенок уже может пересказать простую сказку, описать свои действия, проанализировать действия родителей. Однако все чаще на практике встречается другая ситуация. Именно поэтому педиатры, детские психологи и логопеды стараются размывать четкие границы, так как каждый ребенок уникален и процесс речевого развития у него может протекать по-своему.

Для раннего развития речи ребенка требуется создание идеальных условий, при которых малыш:

• физически развивается в соответствии с возрастом;

• не страдает неврологическими заболеваниями;

• активно общается с окружающими;

• охотно повторяет слова, произносимые родными и знакомыми людьми;

• проговаривает свои желания;

• вслушивается во взрослую речь;

• старается правильно проговаривать слова.

На деле создать такие условия может быть проблематично. Причиной тому могут быть задержки психического развития, перенесенные заболевания, неврологические патологии, неблагоприятная социальная среда.

В некоторых случаях говорить о задержке речевого развития можно, если ребенок:

• без особого желания повторяет услышанные слова или фразы;

• не реагирует или намеренно стискивает зубы на просьбу повторить произнесенное слово или фразу;

• самостоятельно решает бытовые задачи, намеренно не обращаясь за помощью к взрослым;

• произносит несуществующие слова;

• не обращает внимания на то, что его речь непонятна окружающим;

• говорит хуже, чем его сверстники.

Считается, что свое первое слово девочки произносят раньше мальчиков. Однако фразовую речь они могут освоить позже, а с возрастом стараются говорить на взрослый манер. У мальчиков, наоборот, сначала формируется грамматический строй. При этом взрослую речь они осваивают позже, заменяя ее «своим» словарем.

Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, «взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, «иго-го” вместо «лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на «полноценные” слова.

Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте «Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не «панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

Что влияет на развитие речи?

На развитие речи у ребенка влияют следующие факторы:

1. Слуховое внимание. Если речевой слух формируется стремительно, это, как правило, замедляет развитие слуховой чувствительности. Между тем, на скорость развития фонематического слуха влияет музыкальный, в частности, звукочастотный слух. Именно поэтому родителям важно не только разговаривать с малышом, но и петь для них или включать на фоне музыку.

2. Моторное развитие. Существует прямая связь между языковым и моторным развитием. Поэтому чтобы ускорить процесс формирования одного, нужно развивать и другое. Дети гораздо быстрее осваивают речевые навыки в играх, в которых задействуются все органы чувств и мускулы тела. Важно следить за тем, чтобы они контролировали движения мышц, в особенности мелких.

3. Интеллектуальный рост. Если ребенок произносит слова или фразы, которые родителями кажутся глупыми, не стоит оценивать это как низкий уровень интеллекта. С помощью «своего» словаря дети младшего возраста выражают мысли, желания, ассоциации, взгляды на мир. Исправляя ошибки, взрослые тем самым не дают речевому аппарату развиваться.

4. Эмоциональное развитие. Скорость становления речевых функций во многом зависит от эмоционального контакта ребенка с взрослыми. Чувствуя связь с родителями, он стремится повторять их слова или действия. Детям, у которых нет этого контакта или которые пережили эмоциональный стресс, гораздо сложнее рано заговорить.

5. Общение. Чтобы развить речь, у ребенка должно быть желание общаться с окружающими. Ведь речевые навыки нужны не только для того, чтобы выражать свои эмоции и мысли. Именно общаясь со взрослыми, дети расширяют словарный запас и развивают речевые функции.

Возрастные этапы развития речи

Специалисты выделяют несколько этапов развития речи у детей. Эти периоды длятся по-разному, но через них проходит каждый ребенок.

Подготовительный этап (0-1 год)

Этот период длится с момента рождения до 1 года. Условно его можно разделить еще на три этапа:

1. Крик. В первые дни и недели жизни единственным способом взаимодействия малыша с внешним миром является крик. С его помощью он не только оповещает о дискомфорте, но также разрабатывает дыхание, артикуляцию, голос.

2. Гуление. Примерно до 6 месяцев малыш общается путем произношения определенных звуков. На этом этапе его можно сравнить с мастером, настраивающим музыкальный инструмент.

3. Лепет. Ближе к году у ребенка начинает формироваться полноценная речь. Вместо непонятных звуков, он отчетливо произносит «ма», «па», «ба», «дай».

Предшкольный этап (1-3 года)

Примерно в 1 год, когда в словарном запасе малыша появляются первые слова, начинается предшкольный этап формирования речи, который длится ориентировочно до 3 лет.

Если в это время он и произносит какие-то слова, они имеют обобщенный характер. Например, заявляя о своем желании, прося о чем-либо или выпрашивая определенный предмет, малыш может произносить одно и то же слово – «дай». Разобрать, чего именно он хочет, могут только самые близкие люди.

Примерно в 1,5-2 года в словарном запасе ребенка появляются целые слова, из которых он может складывать короткие фразы, вроде, «дай пить», «мама пить» т.д. Ближе к 3 годам он учится задавать вопросы «Где?», «Когда?», «Куда?». Некоторые дети обогащают речь предлогами, согласовывают слова по падежам, родам и числам.

Дошкольный этап

Этот этап длится с 3 до 7 лет. Он характеризуется расширением пассивного и активного словаря.

В 4 года ребенок может говорить простыми предложениями, в 5 лет активно использовать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Ближе к 7 годам он умеет грамотно строить предложения, выговаривать звуки, постепенно расширяет свой кругозор.

Отклонения при формировании речи

Слабо развитые речевые навыки в первую очередь препятствуют нормальной адаптации к внешним условиям.

Если развитие речи происходит не в соответствии с возрастом ребенка, это влияет на формирование его психической деятельности, ограничивает эмоциональные проявления и познавательные возможности. Именно поэтому важно своевременно выявлять отклонения. К ним могут относиться:

• нарушения в произношении звуков (замена, пропуски, неправильная артикуляция);

• неправильная слоговая структура слов;

• бедный словарный запас;

• непонимание смысла и значения слов;

• неправильное применение слов;

• ошибки при грамматическом оформлении предложений;

• отсутствие связанного высказывания;

• недостаточно выразительная устная речь;

• нарушение темпа и ритма речи (ускоренная или замедленная речь, бессмысленные остановки в речи, спотыкание, запинание, скандирование);

• нарушения мелодико-интонационного произношения (нарушение тембра, высоты и силы голоса, отклонения в подаче голоса);

• проблемы в общении.

Все эти нарушения могут проявляться по отдельности или комбинироваться между собой. При слаборазвитых речевых навыках ребенок может как плохо говорить, так и плохо понимать услышанную речь. Стоит обратить внимание на то, есть ли у малыша проблемы со слухом. В этом случае требуется проведение аудиограммы, консультация сурдопедагога и отоларинголога.

Правила развития речи

Безусловно, каждый ребенок уникален.

Поэтому не стоит сравнивать его с соседским малышом, который и ходить начал раньше, и первое слово произнес еще до года.

Однако также не стоит забывать, что речевые навыки формируются, в том числе, и под влиянием окружающей среды. Чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, родителям нужно уделять внимание развитию речи. При этом необходимо помнить следующие правила:

1. Начинать никогда не рано. Разговаривать с ребенком нужно с самого раннего возраста. Ведь его речевые навыки начинают формироваться задолго до того, как он начинает осмысленного говорить. На них влияют прикосновения, улыбка, интонация и жестикуляция. Поддерживая невербальное общение, родители запускают развитие вербальной речи.

2. Избавьтесь от красноречия. В раннем детстве, когда дети только осваивают речь, родители не должны перегружать их словесным потоком. Достаточно произносить на одно слово больше, чем произносит сам малыш. Можно строить простые фразы и предложения из 2-3 слов. Чем более доступна речь, тем быстрее она осваивается. Не стоит вываливать на малыша поток красноречий, которыми изобилует материнская речь. Ее нужно упростить настолько, чтобы ребенок смог не только понять ее, но и повторить.

3. Демонстрируйте практическое применение речи. Ребенок должен освоить, что речь упрощает повседневную жизнь. Нужно показывать ребенку, что за словом должно идти действие. Например, если его заинтересовал какой-то предмет, он должен попросить его, а мама в ответ дает ему этот предмет. Это продемонстрирует связь между речью и действиями.

4. Развивайте мелкую и крупную моторику. Каждый логопед уверяет, что речь развивается параллельно с развитием мелкой моторики. На самом деле, важно всестороннее развитие. Ребенку нужна не только лепка, мозаика или шнуровка. Речевые навыки можно осваивать с помощью танца, музыки, спорта или даже прогулок на свежем воздухе. Кроме того, крупная моторика способствует психическому и физическому развитию.

5. Пойте. Ребенку легче осваивать мелодичную речь. Поэтому обращаясь к нему, напейвайте слова. Развивать речь ребенка помогают частушки, потешки, игры в ладушки. И здесь совсем неважно наличие слуха или музыкального образования – важнее плавный и певучий мотив.

6. Слушайте. Важно не только говорить с малышом, но и реагировать на его речь. Мама может проводить с ребенком всего один час в день, развлекая его играми, сказками, совместными чтением. При этом ее действия будут намного продуктивнее, чем, если бы она проводила с ним весь день, не выпуская из рук смартфона.

7. Фантазируйте. Поощряйте желание ребенка сочинять сказки и рассказывать истории. Пусть их героями будут игрушки, друзья из детского сада или домашние питомцы. Можно задавать ему наводящие вопросы. Например: «а что будет, если наша кошка научится летать?», «а что бы сказала твоя зубная щетка, если бы умела разговаривать?». При этом желательно демонстрировать свою заинтересованность, улыбаться, кивать головой. Не стоит ограничивать фантазию ребенка, потому что только так у него появится полная свобода в самовыражении.

8. Доверяйте интуиции. Мама – человек, который больше всего времени проводит с ребенком. Поэтому она первой должна обращать внимание на имеющиеся речевые нарушения. При наличии сомнений, лучше лишний раз обратиться к логопеду или психологу. Однако не стоит быть параноиком и требовать от малыша невозможного.

9. Действуйте последовательно. Главное правило при освоении любого навыка – регулярность. Лучше каждый день читать по 1-2 страницы сказки, чем потом полдня грузить ею ребенка. Занимайтесь немного, но каждый день. Можно чередовать разные инструменты – чтение, логические игры, мозаики, пазлы. Чем больше органов чувств ребенка будет задействовано в процессе, чем более гармонично будет развиваться его речь. И помните, что правильное и своевременное развитие невозможно без атмосферы любви в семье. Не стесняйтесь выражать свои чувства к малышу, его братьям или сестрам, другим близким людям.

Методики развития речи

Если вы хотите узнать, как нужно развивать речевые навыки малыша, то воспользуйтесь специальной литературой. Специалисты рекомендуют издания следующих авторов:

  • А. М. Бородич. Автор затрагивает вопросы совершенствования речевых навыков среди дошкольников. Основное внимание сконцентрировано на формировании связной речи.
  • Е. В. Колесниковой. В программу входят методические материалы для педагогов и рабочие – для малышей разных возрастов. Она включает иллюстрации, игры и разные занимательные упражнения. Помимо заданий, направленных на формирование речевых навыков, в программе представлены задачи, нацеленные на подготовку руки к письму. Материал очень обширен – стихи, скороговорки, песни, сказки, книги и так далее. Педагогу не придётся искать что-либо самому.
  • О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Программа разработана для педагогов и взрослых, которые хотят самостоятельно заниматься развитием речи малыша до школы. Она включает множество игр и заданий, направленных на всестороннюю стимуляцию речи – звуковую, грамматическую и лексическую.

Существует множество методик, написанных различными авторами. Подобрать конкретную поможет логопед, основываясь на уровне речевого развития вашего ребёнка.

Если вы столкнулись с проблемами задержки речевого развития, то лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Самодиагностикой и самолечение заниматься нельзя. Проблемы с речью не проходят сами собой. Только эффективная программа коррекции позволит малышу заговорить наравне со сверстниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *