Смеется ребенок

Добрый день, Дмитрий. Моему сыну 9 лет, и у него последние полтора-два года (в последнее время более проявлено) наблюдается какая-то форма психического расстройства или внутреннего напряжения, выражающаяся в истерическом смехе в ответ на какие-то негативные события вокруг. Например, он увидел, что кто-то упал или стукнулся — начинает смеяться; сделал неправильно домашнее задание, ему показываешь, что он неправильно сделал — начинает смеяться; или если сам что-то сломает или где-то налажает, а также если чего-то боится, то тоже начинаются или смешки или истерический смех, который он сам же пытается подавить, но от этого получается еще хуже.
Этим процессом он сам как-то с трудом управляет, то есть сдерживать этот смех не получается, разве что переключать его внимание на что-то другое, это его отвлекает и он успокаивается. Если ругать или наказывать за такую реакцию — становится только хуже.
У меня есть предположение, что это какое-то внутреннее напряжение, не выраженные эмоции или страх чего-то дают такую реакцию. Вопрос — как эту проблему разрешить? Я понимаю, что здесь нужна длительная работа в каком-то направлении, мне бы узнать хотя бы из какой области. Это психиатрия или психология, с чем обращаться к специалисту. Может быть, какие-то психологические практики есть, которые можно было бы почитать и самостоятельно выполнить.
Мой ответ:
Любые воздействия на среду, которую организм осуществляет, являются способом манипуляции для извлечения определённых выгод. В свою очередь любое интенсивное воздействие среды (которую в т.ч. представляют другие люди), будь то болевые ощущения или направленный коммуникативный манёвр являются агрессией, либо создают экстремальную ситуацию, которая может восприниматься как агрессия.
Когда на организм осуществляется такое средовое воздействие, у него есть всего лишь три способа ответной реакции – ответное действие (агрессия), замирание или бегство.
Смех это яркая реакция, которая призвана выразить внутреннее возбуждение и передать его окружающим – т.е. это действие, направленное на среду. Кроме того, смех это оскаленные зубы и громкие повторяющиеся звуки, если бы мы видели смеющееся животное, то, скорее всего, воспринимали его агрессивным по отношению к нам. Действительно, многие люди используют смех как агрессивный инструмент, например мы можем видеть насмешку или «дьявольский смех» – злорадство по поводу чужой беспомощности.
Когда способы манипуляции средой применяются неадекватно, это говорит о некоей амбивалентности, расщеплении. Имеет место несоответствие стимула и реакции. Можно сказать, что в этом случае происходит некая внутренняя транзакция, которая нарушает инстинктивную спонтанность и побуждает к определённому поведению.
Ну, например, смех сквозь слёзы говорит о противоречивом отношении к происходящему. Психически человек разделяется на того, кто смеётся и того, кто плачет.
Смех при болевых ощущениях – средство ухода, желание скрыть чувства. В этом случае в человеке всегда присутствует тот, кто ощущает физическую боль и тот, кто заставляет реагировать иным, неестественным образом.
В данном случае можно говорить о некоем расщеплении психики, влекущем за собой неадекватную реакцию. Я употребляю здесь термин расщепление не в патологическом контексте, а скорее в контексте функционирования её не как целостности, а как чего-то состоящего из частей.
Реакция твоего сына, в данном случае — неадекватное средство защиты, которым он, к тому же не управляет. И конечно такой смех является действием, скрывающим естественную природу изначального импульса, что может говорить о внутреннем критическом отношении к нему. Скорее всего, она вызвана некоей травматической ситуацией, которая произошла в прошлом.
Сейчас я пофантазирую, чтобы чуть лучше объяснить, как это могло произойти:
Например, он мог увидеть, что какой-то человек смеётся в ответ на боль и попытался реагировать так же, когда ему самому было больно, однако в тот момент, когда он попробовал такое поведение и способ реакции, некая внешняя фигура, например родитель, могла затормозить эту реакцию, вызвав внутреннее сдерживание. Например, пристыдила или поругала за это.
Или, его могли поругать или пристыдить когда он плакал от боли или выражал агрессию и тогда он выбрал другую реакцию, которая могла выразить его возбуждение, но была бы адекватна тормозящей его среде.
В любом случае речь идёт о сдерживании. Т.к. внешняя тормозящая коммуникация интроецируется в психику – сдерживание стало внутренним. После того, как внутреннее намерение и возникшая в связи с ним энергия и возбуждение не «доведены до конца» и соседствуют с «проглоченным» сдерживанием, мы получаем ретрофлексию – обратную проекцию, которая срабатывает всякий раз, когда появляется внешняя экстремальная ситуация.
Короче, в психике ребёнка образовывается импульс, который вызывает смех как защиту от внешней ситуации и одновременно другой, тормозящий импульс сдерживающий первый. Энергия как бы распределяется между этими двумя импульсами и порождает зацикленное состояние – первичный импульс не может реализоваться полностью и потому реакция становится неуправляемой и проигрывается вновь.
Что делать?
Как ты сам правильно понял, сдерживание или контроль, направленный с твоей стороны на изменение этой реакции будут усугублять её, потому что лишь укрепят тормозящий импульс, который собственно говоря, и приводит к зацикливанию и невозможности изменить поведение. И твоя догадка о том, что это внутреннее напряжение, сдержанные эмоции и страх тоже верна. Вопрос в том, что делать?
А делать надо следующее, необходимо поддержать первичный импульс и ослабить его сдерживание, чтобы он полностью выразился и «дошёл до завершения».
Я бы посоветовал всякий раз, когда сын реагирует подобным образом поддерживать его вербально, предлагая смеяться сильнее. Возможно, неплохим способом поддержки будет совместный смех.
Короче говоря, необходимо усилить его реакцию и ослабить сдерживание. В процессе хорошо спросить его, что он сейчас хочет сделать и если ответ будет получен, предложить сделать это.
Вполне возможно он сможет с твоей помощью придти к катарсису и завершению, что может быть выражено в гневном крике, истерике. Я бы предположил, что этот смех должен перерасти во что-то другое, более натуральное и агрессивное. Может быть, я бы даже предложил «прокричать этот смех» или перевести смех в крик.
Если это не сработает, то я бы рекомендовал обратиться к хорошему детскому психологу, который сможет использовать какую-либо проективную методику для работы с этой зацикленностью.
Вообще я не думаю, что проблема серьёзная, однако как зацикленное и неадекватное действие она может остаться на довольно долгий срок и даже на всю жизнь, что может повлечь за собой проблемы в коммуникациях с окружающими.
Желаю удачи!
Я на facebook Я во вконтактике

Причины смеха
Детки всегда ведут себя по-разному. Одни проявляют положительные эмоции, другие – отрицательные. Всему есть разумное объяснение. Поэтому имеются и причины, по которым ребенок смеется во сне.
Почему дети смеются во время сновидений:
1. положительные эмоции;
2. игра с ангелами;
3. психологические нарушения.
Психологи считают, что сновидения – это продолжение дневных событий. Младенцы, познающие мир, во время бодрствования набираются новых впечатлений, которые мозг постепенно перерабатывает. Эмоции, испытываемые карапузом, проявляются и в сновидениях.
В старину поговаривали — ребенок громко смеется во сне, когда играет с ангелами. Насколько это высказывание правдиво, решать сложно. Ведь само сновидение – понятие нематериальное и до конца неизученное. Но оно существует и воспринимается, как должное.
Ребенок смеется во сне, если ему было весело днем. Точно также и отрицательные эмоции наяву становятся причинами кошмаров ночью.
Эмоции проявляются только на первой фазе засыпания, когда она еще не глубока. Мозг бодрствует и анализирует полученную перед сном информацию. Если были возбуждены «рецепторы счастья», сновидения могут сопровождаться смехом. Как только они войдут в глубокую фазу, все эмоциональные проявления прекращаются.
Что делать со смехом у ребенка?
Некоторые мамы не знают, как себя вести, слыша, как ребенок смеется во время сна. Если ничего, кроме смеха не беспокоит, будить младенца не следует. Нарушив начальную стадию, потом сложно будет уложить карапуза спать.
Если же смех неестественен либо сопровождается другими проявлениями, желательно проконсультироваться с врачом. Возможно, это симптомы скрытого психического или неврологического заболевания.
Подобным проявлениям эмоций подвержены более всего маленькие дети. Подрастая, они проще начинают воспринимать явь, поэтому и спят спокойнее. Чтобы меньше возбуждаться, процесс познания мира нужно «дозировать».Когда ребенок в 2 месяца сменяется во сне ,нет повода для беспокойства.

Следите за новостями =)

На нашем сайте вы найдёте много интересного!

В каком возрасте у малыша появляется настоящий смех

Контакт новорожденного ребенка с внешним миром проявляется в виде крика. Таким способом кроха показывает то, что хочет кушать, раздражают мокрые пеленки и болит животик. Огромным счастьем для мамы становится заливистый смех ребенка. Малыш хохочет, когда нормализуется дыхание, голосовые связки выполняют функции, сокращаются лицевые мышцы.

В 8-12 недель ребенок уже умеет гулить и слышит звуки, которые ему кажутся забавными, и к 3-4 месяцам грудничок смеется. Кроха не станет улыбаться и хохотать, если:

  1. Лежит в мокрых пеленках.
  2. Испытывает голод.
  3. Чувствует боль и дискомфорт.

Полугодовалые дети, накопив множество эмоций за день, часто смеются во сне, но со временем это проходит. Не стоит переживать, когда кроха икает после хохота, ведь диафрагма и органы дыхания еще продолжают развиваться.

Индивидуальные особенности

Не все дети улыбаются в 2 месяца. Один малыш уже в 6 недель начинает оживленно двигать ручками и ножками, увидев близкого человека, другой не смеется до полугода. У каждого грудничка свой характер и особенности развития. Чтобы ребенок быстрее порадовал улыбкой, нужно чаще брать его на руки, говорить ласковые слова.

Как ускорить появление

Нехватка общения с мамой негативно влияет на умственное развитие малыша. Положительные эмоции у крохи возникают позже, слабее выражены. Чтобы грудничок быстрее порадовал улыбкой, его надо чаще брать на руки, ласково разговаривать, нельзя вымещать на ребенке плохое настроение. Хотя кроха не понимает смысла рассказанного стишка, но получает положительные эмоции.

Обучение осознанной улыбке

Со второго месяца жизни грудничок, услышав знакомый голос, размахивает ручками, двигает ножками, выгибает спинку, затем пытается засунуть в рот яркую игрушку. Бывает, что малыш долго не улыбается, и тогда его нужно научить проявлять положительные эмоции.

Беря кроху на руки, надо постоянно с ним разговаривать, показывать листья, игрушки. Дотянувшись до цветка, ребенок от восторга засмеется.

Как вести себя, чтобы малыш улыбнулся

С самого рождения крохи нужно о нем заботиться — кормить, купать, менять пеленки. Если грудничок испытает голод и дискомфорт, положительных эмоций ждать не стоит. Чтобы малыш порадовал улыбкой, можно строить рожицы, больше разговаривать с ним, смеяться, тогда ребенок станет копировать мамину мимику, чувствовать ее настроение.

Первых смех малыша, когда его ждать

Младенец на протяжении первого месяца после рождения большую часть времени спит, таким образом он привыкает к новым условиям жизни. Уже спустя месяц наблюдается повышение активности малыша, он познает окружающий его мир, проявляет первые признаки общения.

Первая улыбка – радостное событие, зачастую дети так воспринимают маму. Чуть позже к улыбке присоединяется звуковое сопровождение, грудничок начинает гулить.

Когда именно дети начинают смеяться вслух? Точно сказать, во сколько месяцев это произойдет нельзя, ведь каждый малыш индивидуален, но зачастую мамы могут услышать смех малыша в период с 3 до 5 месяцев.

Неврологи также не могут указывать точный срок появление первого смеха, но в большинстве случаев это происходит в возрасте от 20 до 30 недель со дня рождения.

Нужно ли учить смеяться малыша

Обучить ребенка смеху невозможно до того времени, пока его нервная система не созрела. Но этот процесс вполне можно стимулировать, для этого стоит больше играть с младенцем, читать ему стишки, сопровождать их соответствующей жестикуляцией, улыбкой и смехом.

Простые игры, например, «ку-ку» или «сорока-ворона», «ладушки» очень понравятся грудничку. Иногда малыши могут реагировать на услышанные впервые слова бурными эмоциями, а иногда смехом.

Постоянное общение с малышом ускоряют процесс созревания нервной системы, тактильные игры, чтение книжек с картинками – все это развивает грудничка, обучает простым навыкам.

Правила развития чувств и эмоций у младенца

  • С момента рождения дарите своему чаду любовь и ласку.
  • Берите его на руки как можно чаще, столько, сколько хотите, рассказывайте обо всем происходящем вокруг, смотрите в глаза.
  • Следите за мимикой младенца и его движениями, так вы поймете, что ему нравится больше, а что вызывает плач.
  • Внесите в жизнь больше положительных эмоций – улыбайтесь и смейтесь, тем самым удастся вызвать такую же реакцию у собственного чада.
  • Хорошее настроение у младенца следует закреплять – улыбаться в ответ на улыбку и когда ребенок начинает смеяться.
  • Не стоит заострять внимание на расстройствах ребенка, старайтесь отвлечь его внимание на что-то позитивное, прижав к груди и нежно гладя по головке.
  • Приобщайте других членов семьи к тесному общению с младенцем, старайтесь расширять его круг общения.

Поход к невропатологу

Если же мама все же беспокоится о физическом и умственном развитии собственного ребенка, можно сходить с ребенком 2-3 месяцев к специалисту. В результате осмотра невропатолог сможет оценить степень зрелости нервной системы малыша, при необходимости даст необходимые рекомендации.

Зачастую у детей в таком возрасте никакие патологии не обнаруживаются.

ВСТАВИТЬ ВИДЕО:

Поводы к беспокойству

Неспособность или отсутствие желания к улыбкам и смеху зачастую наблюдаются с иными физиологическими симптомами или же нарушениями. При наличии серьезных патологий врачи выделяют ряд отклонений:

  • Физиологические нарушения в шейной области позвоночника, при этом малыш не держит головку.
  • Отклонения в психологическом плане, которые проявляются отсутствием желания в контакте с окружающими людьми.
  • Отсутствие координации движений, при такой патологии ребенок не фокусирует внимание на отдельных предметах.

Самостоятельно избавится от таких нарушений не удастся. Есть необходимость проведения комплексного исследования организма, благодаря полученным результатам можно будет определить причину наблюдаемых психических или физиологических отклонений.

Если возникли наименьшие сомнения в здоровье грудничка, лучше всего перестраховаться и пойти на прием к врачу. Своевременно назначенное лечение позволит предупредить возможные проблемы, связанные с развитием малыша.

Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, дарите ему свою нежность и любовь, а он в ответ будет вам улыбаться, смеяться.

Улыбка малыша – счастье каждого любящего родителя. Когда ребенок начинает улыбаться, мгновенно забываются сложности, которые были до этого. На второй план отходят постоянный недосып, усталость и прочие тяготы родительской жизни. Ваш малыш улыбается вам? Если ответ положительный, статья поможет разобраться, насколько осмысленна эта улыбка. Если нет, вы узнаете, почему это так, и когда нужно начинать беспокоиться.

Что означают самые первые улыбки новорожденных?

Первая улыбка ребенка – результат рефлекса. Она никак не связана с положительными эмоциями. Это небольшой лицевой спазм, природу которого ученые до сих пор не выяснили.

Ранее считалось, что причина заключается в том, что у малыша отошли газики, однако это не так. Малыш улыбается, когда ему комфортно. Никакой социальной роли эта улыбка не играет. Она появляется во время кормления или сна.

В каком возрасте малыш начинает улыбаться и смеяться осознанно?

Осознанная эмоция – дело времени и кропотливой работы организма. Ежедневно выражая свои эмоции таким способом, мы не задумываемся, сколько десятков мышц включаются в работу и мозговых импульсов совершаются, прежде чем рот растягивается в искренней улыбке. Такие сложные операции становятся под силу малышу с 4 недели после рождения. В силу индивидуальных особенностей этот срок может растянуться до 8 недель, это вариант нормы.

Не стоит волноваться, если новорожденный не спешит радовать родителей улыбкой или делает это редко. Вспомните, ведь среди взрослых тоже встречаются люди с разным характером и темпераментом. Возможно, ваш малыш растет серьезным человеком и не собирается улыбаться по мелочам. Обратите внимание на свой эмоциональный фон и на супруга. Угрюмость младенца может быть отражением примера, который вы подаете каждый день.


В то же время, отсутствие улыбки более 8 недель свидетельствует о нарушении ментального и физического здоровья ребенка. Она связана не только с эмоциями, но и с началом развития речи. Чтобы малыш не оставался угрюмым, уделяйте ему много внимания. Показывайте яркие картинки, рассказывайте истории, постоянно находитесь рядом. Важен невербальный контакт — использование жестов и мимики.

Появление смеха стимулируют разнообразные игрушки — отдавайте предпочтение ярким и шумным. Используйте красочные карточки, проговаривая, что на них изображено. Начиная с полугода, учите малыша звуками, которые издают животные. Он хорошо запоминает слоги, и это способствует развитию, в том числе эмоциональному. Чтобы малыш смеялся и улыбался, делайте это сами.

Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям

Ребёнку исполнился год, и вдруг родители с удивлением замечают, что он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Нет, он не стал капризным, просто перешёл в следующую фазу роста.

Раньше для передвижения ребёнку нужны были взрослые. Теперь он пошёл сам. И может следовать за взрослыми. Как знать, куда может увести его незнакомый человек? Ведь это не мама и папа, к которым уже сформирован кредит доверия.

К первому году жизни у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он уже узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров. И ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых, в окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.

Если пятимесячного ребёнка вытащить из коляски, в большинстве случаев он не будет против. Но годовалый будет орать, выкручиваться и вертеть головой в поисках «своего» взрослого.

Но иногда, желая услужить окружающим, родители начинают ломать эту установку. Требуют от ребёнка перестать капризничать, ругают или высмеивают за то, что он дичится других, вынуждают быть вежливым. Для ребёнка это неестественно и мучительно.

Ему было бы лучше, если бы родитель позволил спрятаться лицом на груди, успокоить его, дать ребёнку привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведёт себя правильно, уже через 15–20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдёт на лад. Главное, помнить, что ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.

Не бойтесь криков младенца — это механизм выживания. Кстати, улыбка тоже

Самое важное, что нужно понять в поведении новорождённого: он живёт инстинктами. Без участия взрослого младенец обречён на гибель. Он не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Появившись на свет, он знает только два правила выживания.

Первое: сам по себе он не жилец. Если найдётся взрослый, который будет заботиться и защищать — он будет жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Второе: если взрослого рядом не оказалось, не стоит сразу сдаваться. Нужно его позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Но в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — он в первый раз улыбается. Казалось бы, что в этом значимого? Но оказывается, это очень важно. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *