Ткачество на дощечках схемы

Итак, начинаю выкладывать серию материалов о ткачестве на дощечках (для желающих освоить это непростое умение). Материалы не мои, в основном из интернета, но к ним будут мои личные пояснения и максимум картинок.
Урок 1: Ткачество на дощечках в одну сторону (по английски называется Threaded-in)
Вам нужны :1) Дощечки. Для первого урока можно 6 штук. (рис 1)
Удобнее всего деревянные или костяные, с утолщением посередине со стороной 5-5,5 см. Можно делать, как пишут, из пластиковых карт, картонных подставок под пиво и др.. Если у вас кружки, превратите их в квадраты с закругленными краями. Недавно прочитала, что можно проклеить олифой бумажные листы, тогда они склеятся и получится крепкая дощечка. Очень удобно, если к краям дощечки будут тоньше, тогда дощечки будут вращаться легче, нити не будут цепляться дру за друга. Главное! Дощечки должны быть одинаковыми по размеру и с постоянным расстоянием между отверстиями. Честно говоря, как проделать отверстия в пластике, я не знаю. У меня получались неровные края и цеплялись за нитки.
примечание от Марьи-искусницы: Я свои первые дощечки сделала из пластика (таким в свое время покрывали столы) и дырки делала дрелью — дощечки получились довольно толстыми, поэтому, когда заправляю больше 16 штук, работать становиться очень трудно. Следующую партию вертышек
я вырезала из толстой черной пластиковой папки-скоросшивателя и их получилось 24 штуки, а дырочки опять таки — дрелью… Сейчас авторитетно говорю, выбирайте папку посветлее (в идеале белую), но не прозрачную! И дрелью делать дырки — это себе проблемы создавать, потому как под сверлом пластик греется, плавиться и между собой склеивается, потом приходиться дырочки «вырезать», зачищать, шлифовать… Если делает из пластиковой папки или картонок, то используйте лучше дыракол. А небольшой разбег в расстоянии между дырочками — это не так критично, как «заусеницы» или» зазубрины» на этих самых дырочках!
2) Пряжа. Для первого урока лучше взять скользкую, меньше будет путаться. По диаметру должна быть меньше размера отверстия.
примечание от Марьи-искусницы: «скользкой» бывает синтетическая нить в маленьких бобинках-клубочках, похожая на шелк. Я начинала из тех нитей, что нашлись у бабушки в сундуке (это была шерсть много раз использовавшаяся в вязке, а теперь приготовленная на носки :)… Было довольно трудно, зато мне реально было понятно, что меня ждет в дальнейшем, ну, и понравилось, конечно, потому что я сразу сделала настоящий пояс, а не маленький пробник!..
3) Челнок. Его можно выпилить из мягкого металла или дерева или просто вырезать из картона по эскизу. (рис 2) Ширина челнока около 2,5 см.
примечание от Марьи-искусницы: Челнок можно купить в магазине «Все для рукоделия» или взять палочку от эскимо и намотать на нее нитку. Свои первые 3 пояса я делала без челнока, используя клубок, потому как мне не хотелось отрезать нитку, а потом выяснить, что отрезала слишком мало или слишком много!..
4) пояс
примечание от Марьи-искусницы: к поясу вы будете привязывать нити основы, поэтому по-началу можно использовать что угодно, что могло бы сыграть роль пояса. Свой первый урок я получила на платке-парео (тот, что на море на бедрах повязывают 🙂 ничего другого не было, а на пояс надо было что-то повязать…
Подготовка работы.
Сначала можно намотать уточную нить на челнок. Чтобы нить не разматывалась, можно или сделать петлю на выступе или продеть её в прорезь. Не забудьте оставить длинный конец. Для начала нити челнока и основы сделайте одинаковыми.
Затем нужно приготовить 6*4= 24 нити основы длиной около 1,5 м. Насновать (намотать) нити можно вокруг двух стульев, поставленных на расстоянии друг от друга, вокруг доски секретера… как придумаете. Нити могут немного отличатся по длине. (Рис 3)
примечание от Марьи-искусницы: Если вы только пробуете, и еще не «горите» страстью к этому занятию, то нити можно взять значительно короче до 1 метра (не так жалко будет потом выбрасывать, резать или распутывать, если поймете, что это занятие «не ваше» 🙂 Сновать можно и просто приклеив к столу тонким скотчем портновский метр (тот что скручивается) и по нему отмерять и отрезать нужное количество нитей определенной длины. ВАЖНО! чтобы нити не путались до того, как попадут в отверстия дощечек, отрезанные куски просто повесьте на дверь (дверь в комнату или дверь шкафа 🙂
Затем нити нужно продеть в отверстия дощечек. Чтобы нити не выскальзывали, свяжите их некрепким узлом (рис 4) с двух сторон от дощечки.
примечание от Марьи-искусницы: разложите все дощечки в ряд на столе, на полу или на диване, вставляйте нитки в отверстия и протягивайте конец (то что в руках) примерно одинаковой длинны. Когда во всех отверстиях будут заправлены нитки, вы собираете короткие кончики в один пучек и завязываете узлом, оставляя в узле и вне узла (хвост) длину, необходимую для кисти. После того как все дощечки будут заправлены, они устанавливаются бок о бок в некое подобие колоды. Мягкие узлы развязываются.
примечание от Марьи-искусницы: Вам следует начать собирать вёртышки в «колоду» по одной (с середины или с конца). Делать это надо примерно так: берете кончики 4 ниток одной дощечки, соединяете эти кончики с кончиками следующей, и эту первую дощечку кладете на ту, вторую (например: первую с края, кладете на вторую с этого же края). Затем эти две, кладете на следующую (т.е. уже третью с края, а значит центральную), предварительно присовокупив ее 4 кончика к тем, 8-ми, что были у вас в руке. Теперь процедуру надо повторить, начав с противоположного края. По окончании у вас получились две стопочки, которые надо соединить «лицом к лицу», т.е. вертышки, лежавшие в середине рядочка должны как бы встретиться друг с другом в середине «колоды», а те, что были крайними, должны остаться с края. Лично я себе для удобства пронумеровала вертышки и всегда раскладываю их в таком порядке: …54321 12345…Один из концов привязывается к неподвижному предмету, например дверной ручке. Другой конец надо привязать к своему поясу. (см. рис. 5).
примечание от Марьи-искусницы: Я купила на рынке специальный шурупы с крючком (около 8 см) и ввинтила их в дверной косяк, (один высоко — для длинных поясов ,а второй на высоте 1,2м- для коротких очелий), и теперь не боюсь вывернуть раму или выдернуть ручку шкафа…
Если нитки перепутались, сдвиньте несколько раз туда- сюда дощечки. Посмотрите сверху на то, как нити проходят через дощечки. Будем считать, что входят нити в дощечки дальше от вас, а выходят ближе. Одни нити могут входить слева, выходить справа, ( S) другие идут справа налево (Z). Для удобства записи ввели латинские буквы- направление центральной палочки у буквы и нитей в дощечке похожи. (рис 6)
Направление ниток в дощечках очень важно. Если все нити заправлены одинаково (S или Z), тесьма будет перекручиваться. Если ход нитей в дощечках беспорядочен, узор будет некрасивый. В простом узоре заправка (SZ), (SZ), (SZ), (SZ),…
примечание от Марьи-искусницы:
прежде чем натянуть основу и начать ткачество, проверьте, чтобы нити в «симметричны» вертышках (дощечках с одинаковыми номерами) были правильно заправлены, т.е. заправлены симметрисно. Если слева от центра ткачества в дощечке под номером 4 нити заправлены S, по в дощечке под номером 5 справа они должны быть заправлены Z. Внимательно проверяйте заправку, если хоть одна нить в дощечке будет заправлена ни в ту сторону, то ткачество не пойдет!..
Чтобы нити шли правильно, можно просто повернуть дощечки вокруг своей оси. Снова «причешите» нити основы при помощи дощечек.
Привяжите конец уточной нити к поясу. Теперь начните ткать.
Откиньтесь назад, чтобы натянуть нити. Образуется зев, через который вы слева направо пропускаете челнок (уток) с нитью. Тяните посильнее. (рис 7)
Отпустите челнок. Нить не должна разматываться. Немного наклонитесь вперёд, чтобы ослабить натяжение нитей. Возьмитесь двумя руками за дощечки и поверните их к себе на 90 градусов, пока не образуется новый зев. Откиньтесь назад, пропустите челнок с нитью справа налево. Когда сплетённая тесьма станет длинной и дощечки окажутся далеко от вас, отвяжите тесьму от пояса и завяжите поудобнее. Можно для укорачивания использовать английскую булавку. Вот пока и весь процесс. Для образования многих узоров он будет усложняться, но сейчас надо набить руку. Нити, которые расположены за дощечками, будут скручиваться в верёвки и дощечки через какое то время будет не повернуть. Тогда начните вращать дощечки от себя. Если понадобится, снова от себя… когда нити основы закончатся, отвяжите тесьму и снимите дощечки. Не волнуйтесь, ничего не расплетётся.
На этом этапе вам важно научиться делать тесьму с относительно ровными краями, для этого натяжение нити утка должно быть постоянным. Следите за тем, чтобы нить утка не оборачивалась вокруг тесьмы.
Следующую заправку можно сделать цветными нитями. Или вы в каждое отверстие продеваете нить разных цветов и получаете просто пёструю тесьму. Или в 2 соседних отверстия продеваете нити одного цвета, в 2 другие- другого и экспериментируете. А я опишу подробнее эти техники в следующей статье.Чтобы тесьма стала поясом, нужно оформить концы, сделав на них кисти, помпоны, повесив бубенчики. Про это можно найти на сайтах:
Помпоны http://www.mamahobby.spb.ru/stvaz4.htm
помпоны http://www.klubochek.org/str/3pomp.shtml
кисти http://www.webposidelki.ru/Vs4.6.htm
Майя

Ткачество на дощечках. Схемы.

В этом разделе собраны составленные автором схемы для ткачества. По каждому узору дана схема заправки дощечек, схематическое изображение тесьмы, для более сложных узоров — схема поворота дощечек, а также файл для GTT и версия для печати. Схемы (и техники) располагаются условно от более простых к более сложным, узоры с исторических предметов собраны в отдельную группу.

NB! О правилах чтения схем, об условных обозначениях, используемых на этом сайте, а так же о типах схем и особенностях работы с ними можно прочитать в соотвествующей статье. При републикации схем ссылка на автора обязательна.

  • Базовые схемы
  • Заправленные узоры (новый раздел!)
  • Заправленные узоры: эстонские орнаменты
  • Египетские диагонали
  • Узкие двухсторонние диагонали
  • Киврим
  • Двухстороняя техника
  • Артефакты

Базовые схемы

Заправленные узоры

Заправленные узоры: орнаменты с эстонских национальных поясов

На схемах по возможности сохранены цвета, максимально приближенные к оригинальным. Снимки поясов можно увидеть в книге Ээви Астель «Эстонские пояса».

Ручное ткачество – один из самых древних и распространённых ремёсел практически на всех российских территориях, в том числе, и на Владимирской земле. Ручное ткачество – производство ткани с помощью различных устройств, в том числе простых станков, на которых закреплены нити основы, но сам процесс создания ткани осуществляется ткачами вручную, несмотря даже на некоторые удобства ткацкого стана для работников. До конца XIX-начала XX веков домашнее ткачество сохранялось в русской деревне. «Какова нить, такова и жизнь» – говорили в народе, подчёркивая исключительное значение ткачества в жизни крестьянской семьи. В крестьянских хозяйствах производили половики, покрывала, скатерти, полотенца, занавески, простые ткани для одежды, пояса и пр. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Для тканья поясов и тесьмы применяли простейшие инструменты – бёрдышки и дощечки.

Ткачество в большинстве крестьянских семей на Руси считалось обязательным женским занятием, которому девочку обучали с детства. Прозвище «не ткачиха» считалось обидным, ведь каждая девушка должна была приготовить себе приданое – все многообразие домотканых элементов быта и одежды. Женщины достигали высокого уровня ткацкого мастерства, которое бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

Ткачество имело приоритетное значение среди кустарных промыслов Владимирской губернии вплоть до первой четверти XX в. Преобладали такие его виды, как выделка нанки, миткаля, льняных и шерстяных тканей. В западных уездах губернии кустари осваивали ручную выделку шёлковых тканей, плиса.

Использовались различные технологии ручного ткачества. Во Владимирской губернии был широко распространен простейший вид ткачества на дощечках, который появился исторически задолго до ткацкого станка. Таким образом ткались, например, пояса – декоративные и обрядовые – без которых был немыслим русский народный костюм. Дощечки – это приспособления для ручного ткачества в виде пластинок из различных материалов (глины, металла, кости, дерева) с отверстиями по краям. В отверстия дощечек в определённой последовательности и положении пропускались нити основы. Один конец основы привязывался к неподвижному предмету, другой – к поясу ткачихи. При повороте дощечек на одну четверть в направлении «от» или «к» мастерице менялся зев, в который каждый раз прокладывалась уточная нить. Для тканья применялось обычно чётное количество дощечек, при этом от количества дощечек зависела ширина пояса (чем больше дощечек, тем шире пояс). Количество дощечек могло доходить до 8-12 штук. Сотканные таким образом пояса имели двусторонний рисунок. В этнографических поясах основой чаще всего служила шерстяная пряжа, утком – льняная нить.

Практически повсеместно во второй половине XVIII в. во Владимирской губернии крестьянки создавали необходимые в быту сотканные на ручных станках половики. Объектом нематериального культурного наследия сегодня признана самобытная техника многоуточного тканья половиков, которая бытовала в Камешковском уезде Владимирской губернии. В многоуточном ткачестве использовались несколько утков и, соответственно, разные нити утка в ткани. С помощью этой технологии создавались, чаще всего, половички, коврики и пр. Этот вид ручного ткачества называют ещё способом тканья вертикальными полосами, при котором создаются более определённые по форме и яркие по цвету изделия. Техника многоуточного тканья позволяла выполнить на половиках любые линии – прямую, кривую, круг, овал и др. Камешковские крестьянки предпочитали украшать половики ромбами, причём даже двойными и тройными.

Образец камешковского половика,
выполненного в технике
многоуточного тканья

Для основы брались хлопчатобумажные белые нити, по 5 нитей скрученных веретеном в одну пасму (клубок ниток для основы). Для утка использовалась нарезная ткань контрастного цвета, которая сматывалась в небольшие клубки. Один конец каждого утка закреплялся в основе, а второй оставался свободным, находясь поверх её. Уточные нити всегда прокладывались в одном направлении – слева-направо.

Во многих территориях Владимирской губернии к XIX в. получило развитие узорное ткачество на ткацком станке, когда создавались изделия, украшенные геометрическим орнаментом путём переплетения белых и цветных нитей. Тканые узорные полотенца, скатерти и другие предметы часто были связаны с различными обрядами и праздниками, а узоры на них являлись древними символами-оберегами.

Узорное ткачество называется браным (от слова «брать»), когда нити основы ткани, в соответствии с расчётом узора, «пробираются», то есть поднимаются или опускаются с помощью заострённой дощечки-бральницы или иглы-бральницы, а дополнительный узорный уток проводится от кромки до кромки ткани. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого, обычно красного, цвета. Техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

Объектом нематериального культурного наследия признан феномен одностороннего двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии. Этот вид ткачества (разновидность традиционного узорного ткачества) бытовал с 1860-1870-е годов до 1920-х годов во многих деревнях Вязниковского, Гороховецкого, Муромского уездов, в приклязьменской полосе. Он проник и закрепился в крестьянских хозяйствах под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся во второй половине XIX в. текстильной промышленностью, в частности, на востоке Владимирской губернии.

Образец узора полотенца,
выполненного в технике двухуточного
браного ткачества

Данная поздняя разновидность узорного ткачества отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым – узорным – утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. Изнанка изделия имела совершенно иную структуру, чем изнанка при традиционном двухуточном браном ткачестве. Это достигалось тем, что в «односторонней» технологии узор выбирался при раскрытом ткацком зеве (нажатой подножке ткацкого стана) на половине нитей основы, например, чётных нитях, приведённых в верхнее положение (на верхнем цепу), в отличие от традиционной технологии, при которой узор выбирался по всем нитям основы создаваемой ткани.

Многие изделия (прежде всего, полотенца), сотканные в технологии двухуточного браного ткачества, имели достаточно жёсткие декорированные концы, что делало их более выигрышными в качестве обрядово-праздничных, например, свадебных атрибутов. Они имели сложные узоры (в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов), выполненные белым утком на разбелённо-розовом фоне (за счёт применения тонкого красного нелиняющего хлопчатобумажного рабочего утка). Это придавало изысканность и праздничность изделиям ткачих Владимирской губернии.

Несмотря на то, что в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашнее ткачество бытовало в крестьянской среде Владимирской губернии вплоть до середины XX в. Владимирский Областной центр и районные дома народного творчества на протяжении многих лет ведут работу по возрождению и сохранению традиций местных технологий тканья половиков, ручного узорного ткачества и пр. Современные мастера-ткачи из Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Камешковского, Меленковского, Муромского и других районов, используя вековой опыт своих предков, сегодня создают красивые, подлинно народные изделия, которые высоко ценятся не только у жителей нашего края, но и у многочисленных гостей и туристов, и активно используются для украшения современных интерьеров.

В. Королькова

Этно-клуб «Дикое поле» приглашает соприкоснуться с культурой наших предков и соткать собственный пояс по старинной технологии на атмосферных мастер-классах по традиционному ручному ткачеству в Культурном центре «Зеленоград» 12, 19 и 26 декабря.

Ткачество – это целая Вселенная, со своими законами, символикой, различными техниками исполнения, за каждой из которых стоит нечто большее, чем просто мастерство и терпение. На наших мастер-классах мы освоим ткачество на дощечках – ремесло необычное и настолько древнее, что сроднило в себе культуры индейцев, славян, викингов и даже древних греков, но у нас получило особое развитие.

По всей России вплоть до XX века был распространен необычный способ делать пояса – заправлять нитки в набор тонких деревянных дощечек и вращать их в зависимости от потребностей орнамента. В ту пору яркий пояс, плетенный из множества разноцветных нитей, для многих славянских народов был не просто важным элементом костюма, но еще и оберегом, к созданию которого мастерицы подходили со всей серьезностью, ведь именно эта деталь должна была защищать своего носителя от злых сил. Кроме того, этикет не позволял человеку появляться на людях без пояса, что отразилось во многих пословицах и поговорках.

На мастер-классах вам расскажут много интересных подробностей об этом аксессуаре, его символическом смысле, научат изготовлять дощечки для ткачества поясов, покажут какие цвета и узоры использовались при плетении пояса, а затем вы сплетете свой первый пояс.

В ходе мастер-классов вы также узнаете:
— какие обряды и традиции связаны с ткачеством,
— для чего был нужен человеку пояс в стародавние времена и для чего его стоит носить сейчас,
— какой орнамент, и какие нити лучше использовать в работе и, где их брать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *