Утро было теплое серенькое дул легкий ветерок

Старик опять скрылся в лесу, а я вновь принялся ждать. Неожиданно из-за овражка с поляны послышался громкий крик. Дядя Федя кого-то ругательски ругал на весь лес.

Я поспешил на его голос. Перебрался через овражек, вышел на поляну и вижу — на самом краю на пеньке сидит мой приятель и что-то рисует в блокнот. А перед ним стоит дядя Федя, весь красный, шапка на затылке, руками размахивает, кричит. Я к нему:

— Что случилось?

— А вот полюбуйся, что твой дружок здесь натворил!

Я поглядел на полянку. Что такое? Она и не затянута флажками. Флажки разорваны и замотаны на кустах с двух сторон по краям полянки, а прямо посредине через нее идет свежий лисий след. Значит, лиса здесь и вышла из круга.

— Почему же вы полянку не затянули? — изумился я.

— Как — не затянули? — в бешенстве закричал дядя Федя. — Это вот твой дружок ей ворота открыл.

— Зачем вы так кричите? — добродушно, как ни в чем не бывало обратился к нему мой приятель. — Я же сказал, что вину свою искуплю, привезу из Москвы вам не одну, а две лисьи шкурки, да еще выделанные, совсем готовые.

— Ну вот и поговори с ним! — махнул рукой дядя Федя. — Разве это охота?

— Объясни пожалуйста, в чем тут дело? — спросил я товарища.

— А вот в чем, — охотно ответил он. — Понимаешь, стою я здесь. Впереди полянка, вся белая, так и искрится на солнце. А за полянкой, видишь там — зеленые елочки из-под снега выглядывают. Вот бы, думаю, по этой полянке да лиса проскочила! Ты понимаешь — рыжая, на белом снегу, на фоне этих елочек… Какой сюжет для рисунка, а?.. Ну, я ей выход на полянку и устроил. Забыть не могу, как она по ней пронеслась. Хвост на сторону, трубой. Так перед глазами и стоит. Такой, брат, рисунок будет, ты прямо ахнешь. — Приятель кивнул в сторону дяди Феди: —А он вот понять не хочет, сердится, кричит. Я ж у вас в долгу не останусь, две лисьи шкурки вместо одной привезу.

— Нет, ты мне шкурки из Москвы не вези, у меня своих хватит, — сурово ответил ему старик, принимаясь сматывать флажки. — А вот что слушай: больше не смей ко мне и на глаза показываться… — Он помолчал и вдруг, лукаво улыбнувшись, добавил: — Ежели ты мне настоящую картину всей этой охоты не привезешь. Чтобы и снег был, и елочки, и лиса на снегу… Все, как ты здесь сейчас рассказывал.

— Вот это дело! — радостно воскликнул приятель. Он вскочил с пенька и обнял старого охотника. — Привезу, дедушка! Уж для тебя от всей души постараюсь. Вот видишь, — сказал он мне, — дедушка, значит, тоже в душе художник. Ему не шкурка нужна, а сама лиса!

— Да чтоб на снегу как живая была! — добавил дядя Федя.

РЕЧНОЙ ВОЛК

Есть один интересный способ ловли хищной рыбы: щуки, окуня, судака… Это — ловля на кружки.

Кружок делается из сухого дерева или из пробки. Сверху он окрашен в красный цвет, а снизу — в белый. Посредине кружка вставлена палочка. Через нее перекидывается намотанная на кружок прочная леска, а на конце привязывают грузило и тройной крючок. На тонкой проволоке, чтобы попавшаяся хищная рыба не могла перекусить леску.

Ловля на кружки очень увлекательна, особенно там, где много крупной рыбы. Поэтому я, отправляясь в свою летнюю поездку в Карелию, захватил с собой в числе прочих рыболовных принадлежностей и десяток кружков.

Я много наслышался о рыбных богатствах карельских озер, мне не терпелось поскорее самому половить там рыбу. И вот наконец я на месте.

Переночевав в маленькой деревушке на самом берегу озера, рано утром я отправился на рыбалку.

Старичок хозяин, у которого я ночевал, одолжил мне свою лодку. Я положил в нее кружки, подсачек, ведерко с заранее наловленными живцами, потом взял весла и отплыл от берега.

Утро было теплое, серенькое. Дул легкий ветерок, подергивая поверхность озера серебристой рябью. А у самых берегов вода была совершенно спокойная и в ней отражались угрюмые скалы, местами поросшие мхом, и чахлые, полузасохшие сосны.

Сизые чайки носились над озером. Порой они падали в воду, схватывали мелких рыбешек и вновь взлетали с добычей, роняя в озеро частые капли воды.

Я плыл недалеко от берега, отыскивая место, о котором говорил мне хозяин лодки.

Вот и заливчик. В этом месте скалы и лес отступают от озера, и далеко в глубь берега вдается узкая полоса воды, а по сторонам густой зеленой щеткой топорщатся камыши.

Я вынул из сумки глубомер — гирьку на длинной бечевке — и измерил глубину: восемь с половиной метров. Немного отплыл и измерил еще несколько раз. Так я нащупал края подводной ямы. Потом заплыл с таким расчетом, чтобы ветер гнал мои кружки через яму, насадил на крючки наживку и начал ловить.

Контрольные диктанты по русскому языку,

2 класс, УМК «Школа России»

Контрольный диктант №1 по теме: » Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осень

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

(27 слов)

Грамматические задания.

1. Подчеркнуть главные члены…

1 вариант — первого предложения;

2 вариант – последнего предложения.

2. Подобрать и записать…

1 вариант – синонимы к словам. Дети-……., огромный-…..

2 вариант- антонимы к словам. День- ….., громкий-…..

3. Записать 3 многозначных слова.

2 класс

Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание безударных гласных в корне»

Воробей

Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька подкрался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями. Кот отступил.

(33 слова)

Грамматические задания.

1. Поставьте ударение в словах

1 вариант — первого предложения;

2 вариант — второго предложения.

2. Вставьте и подчеркните пропущенную гласную, запишите проверочное слово, выдели корень во всех словах.

1 вариант. М.рской-….., л.сник- ….

2 вариант. Цв.тной-……., с.довник-…..

3.* Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.

Контрольный диктант № 3 по теме: «Правописание слов с безударными гласными и буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Рыбаки

Была зима. Юра и дядя Игорь пошли на рыбалку. Вот река. Наши рыбаки стали ловить рыбу. Дядя Игорь поймал леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша будет уха!

(31 слово)

Грамматические задания.

1. Поставьте ударение в словах

1 вариант — четвертого предложения;

2 вариант — пятого предложения.

2. Выпишите из текста 3 однокоренных ( родственных ) слова, обозначьте в словах корень.

3.* Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.

2 класс

Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание слов с парным согласным в корне слова»

Зимой

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу.

Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берез. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По

тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.

(41 слово)

Грамматические задания

1. Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное, подчеркни эту орфограмму.

2. Подчеркнуть главные члены…

1 вариант — пятого предложения;

2 вариант – одиннадцатого предложения.

3. * Подбери и запиши однокоренные слова к слову

1 вариант — березка 2 вариант — мороз

Выдели корень во всех словах.

2 класс

Контрольный диктант № 5 по теме: » Глагол»

Весна

Наступила весна. Светит теплое солнышко. Сугробы осели. На реке треснул лед. Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На деревьях надулись почки. Они пахнут душистой смолой. Прилетели грачи. Кричат веселые воробьи. Природа проснулась и ожила.

(36 слов)

Грамматические задания

1. Указать части речи…

1 вариант — в четвертом предложении;

2 вариант – в седьмом предложении.

2. Выписать из текста глаголы, употребленные

1 вариант — в единственном числе;

2 вариант – во множественном числе.

3* 1 вариант – подобрать синонимы к словам.

Простите-……, сиять-…., говорить-…..

2 вариант — подобрать антонимы к словам.

Смеяться-……, отдать-…., говорить-….

2 класс

Контрольный диктант № 6 по теме: » Местоимение. Предлоги»

Скворцы

Мы работали на берегу Волги. Я жил в избе лесника. Наступила весна. Подул теплый ветер. Прилетели скворцы. Они устроились в дупле березы. Весь день работали птицы. Скворцы носили в гнездо перья, травку, сухой мох. Вечером они пели. Я любил слушать их песни.

(43 слова)

Грамматические задания

1. Укажите части речи…

1 вариант — в первом предложении;

2 вариант – во втором предложении.

2. Подчеркните главные члены предложения…

1 вариант — в первом предложении;

2 вариант – во втором предложении.

3.* Запиши, как названы в тексте скворцы.

Скворцы, ……

2 класс

Контрольный диктант № 7 по теме: » Лексика, фонетика, грамматика и правописание»

Наша семья

Мы живём в деревне Дубровка. Стоят тёплые деньки. Утром мама уходит на работу. Мы все ей помогаем. Маленькая Аня на крыльце кормит кур. Мой брат Илья носит воду.

Папа в пруду поймал большого леща. Я чищу рыбу. Мы будем варить уху. Мы живём дружно. Я люблю свою семью.

( 50 слов)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Укажите части речи… (в тексте)

1 вариант — в пятом предложении;

2 вариант – в седьмом предложении.

2. Выпишите…

1 вариант — первое предложение;

2 вариант – последнее предложение

…. и подчеркните главные члены предложения.

3.* Запишите 1 слово с проверяемой безударной гласной в корне слова и 1 слово с парной согласной в корне, указав проверочные слова. Орфограммы подчеркните.

Список использованной литературы:

Новый год

Скоро наступит новый год. Папа принес домой красивую ёлку. Лесная красавица еще вчера росла в лесу, укрыв снегом свои пушистые ветви. За вечер елочка отогрелась в тепле, расправила иголочки.

Мы украсили ёлку. Теперь на веточках покачиваются разноцветные шары. Золотой дождик сверкает в лучах света. А на самую верхушку папа прикрепил большую рубиновую звезду.

Стемнело. На нашей елочке зажглись разноцветные лампочки. Вся комната осветилась праздничным светом.

(67 слов)

Зимний сон

Наступила зима. Все вокруг как будто уснуло. Не слышно птичьего гомона. Только редкие вороны хрипло каркают в парке.

Земля укрыта огромным белоснежным покрывалом. Сосны и ели накинули снежные шубы, а тоненькие березы укутали свои веточки серебристым пледом. Тихо вокруг. Не слышно ни звука. Только на полянке видны следы редких прохожих.

Речка тоже погрузилась в спячку. Её сковал мороз. Буйные волны замерли под толщей льда.

(66 слов)

Первый снег

Ночью выпал первый снег. Еще вчера было пасмурно, шел холодный дождь. А небо было затянуто свинцовыми тучами.

За ночь все вокруг преобразилось. Дороги и крыши домов укрыты белой пеленой. Снег, будто огромное пушистое одеяло, укрыл всю землю. Деревья похожи на нарядных девушек, которые примерили свои зимние шубки.

Мороз – затейник нарисовал на стеклах забавные узоры. Все вокруг стало нарядным и праздничным. Не случайно зиму называют волшебницей.

(67 слов)

Снегири

Это случилось в один погожий зимний день. Я возвращался из школы. Возле самого дома я увидел необычных птичек.

Они были похожи на маленькие пушистые шарики. Их черные головки ярко выделялись на фоне белоснежных сугробов. Перышки на спине у них серые, а грудки – ярко-розовые. Это были снегири.

Короткими клювиками снегири вытаскивали из снега веточки рябины и клевали алые ягоды.

(59 слов)

Зимние забавы

На дворе зима. Ребята с нетерпением ждут первого снега. Так хочется прокатиться на санях или поиграть в снежки.

Зима – самое веселое время года. Дети строят снежные горки. Как здорово скатиться с горки на санках! Ветер свистит в ушах, а мороз обжигает щеки. Весело!

В лесу уже проложили лыжню. В воскресенье мы всем классом отправимся кататься на лыжах.

(59 слов)

Метель

Все началось со снегопада. Снег валил большими белыми хлопьями. За несколько часов выросли огромные сугробы.

Мороз крепчал. Пушистые снежинки превратились в острые колючки. Неожиданно подул ветер. По земле закружила поземка.

Скоро снежная пелена стала такой густой, что не было видно даже вытянутой руки. Яростный ветер трепал сугробы, разбрасывая снег вокруг, поднимая его в воздух и швыряя обратно на дорогу. Стало темно и очень холодно. Началась метель.

(67 слов)

Задания:

1. Во втором предложении укажите падеж имен существительных.

2. выпишите все глаголы с приставками.

3. В 5 предложении укажите второстепенные члены предложения.

Масленица

Масленица – самый веселый зимний праздник. Масленицей зиму провожают, а весну встречают.

Праздник отмечают в последние дни февраля. Целую неделю устраивают народные гуляния. Все люди выходят на улицу. Дети играют в снежки и катаются на санках. А самое интересное занятие – построить снежную крепость. Теперь нужно запасти много снежков, чтобы не сдать свою крепость команде противников.

На Масленицу принято печь блины. Их едят со сметаной, с творогом, с икрой, с вареньем, с медом. Не случайно Масленицу в народе называют Объедухой.

(79 слов)

Задания:

1. Найдите в тексте предложения с однородными членами.

2. Сделайте фонетический разбор слов: праздник, гуляния, варенье.

3. Найдите в тексте однокоренные слова к слову «снег». Укажите часть речи.

Проверочные диктанты для второго класса тематические (итоговые по темам)

Диктант на жи\ши, ча\ща, чу\щу

Майский гам

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

***

Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

***

Детский сад в зоопарке

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

***

Зима.

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

***

В роще

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Словарный диктант на чк\чн\чт\щн

***

А теперь проверьте те же правила в художественном тексте

Диктант на чк\чн

Весна

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

***

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Диктант на двойные согласные 2 класс

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

Диктанты на звонкие и глухие согласные звуки

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

***

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный.

(по Г.Х.Андерсену)

Диктант на разделительный мягкий знак 2 класс

Семья Воробьевых

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант на мягкий знак

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Б.Заходер

Школа России

Методическое пособие для учителя

Контрольные работы

по русскому языку

7 класс

СОСТАВИТЕЛЬ: Л.В. Комар, учитель русского языка и литературы

АННОТАЦИЯ

Контрольные работы по русскому языку для 7-го класса. Методическое пособие для учителя. В сборник включены тексты входного контрольного диктанта, контрольного диктанта с грамматическим заданием, тестовые контрольные задания по морфологии, а также текст контрольного изложения и тема контрольного сочинения. Данное пособие используется при контрольной проверке знаний и умений обучающихся.

1.Входной контрольный диктант № 1

2.Контрольный диктант № 2 по теме «Повторение»

3.Контрольный диктант № 3 по теме «Причастие»

4.Контрольный диктант № 4 по теме «Наречие»

5.Контрольный диктант № 5 по теме «Повторение»

6.Тестовое контрольное задание № 1 по теме «Причастие»

7.Тестовое контрольное задание № 2 по теме «Деепричастие»

8.Тестовое контрольное задание № 3 по теме «Наречие»

9.Тестовое контрольное задание № 4 по теме «Предлог»

10.Тестовое контрольное задание № 5 по теме «Союз»

11.Тестовое контрольное задание № 6 по теме «Междометие»

12.Тестовое контрольное задание № 7, анализ текста

13.Контрольное изложение

14.Контрольное сочинение

Входной контрольный диктант № 1

Лесной ручей

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.

Контрольный диктант № 2

по теме «Повторение»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Контрольный диктант № 3

по теме «Причастие»

Я вёз врача на далёкую зимовку. Когда мы прилетели, зимовщики попросили доктора в первую очередь оказать помощь сыну местного охотника.

Однажды он отправился в горы проверять капканы отца. Погода стояла ясная. Собаки шли хорошо, санки легко скользили. Путь был далёкий. Мальчик перепел все песни и стал упражняться в стрельбе. Вдруг собаки рванули вперёд так сильно, что он упал с нарт. Собаки почуяли добычу. Когда мальчик поднялся на ноги, собаки уже набросились на медведицу. Дрожащими руками он выстрелил и бросился бежать. Медведица кинулась за мальчиком. В этот момент собаки стали трепать медвежат, и мать бросилась их защищать. Тогда мальчик быстро зарядил винтовку, раздался выстрел, и хищный зверь, зарычав, повалился в снег. Даже бывалые охотники поразились, узнав, с каким матёрым зверем справился десятилетний мальчик.

(по К.Паустовскому)

Грамматическое задание

  1. вариант

1.Произведите синтаксический разбор предложения

Я вёз врача на далёкую зимовку.

2.Определите части речи в предложении:

Мальчик перепел все песни и стал упражняться в стрельбе.

3.Произведите морфологический разбор причастия дрожащими (руками)

2 вариант

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Дрожащими руками он выстрелил и бросился бежать.

2. Определите части речи в предложении:

Однажды он отправился в горы проверять капканы отца.

3.Произведите морфологический разбор причастия дрожащими (руками)

Контрольный диктант № 4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

И долго еще мы плыли дальше по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)

Грамматическое задание

  1. вариант

1.Произведите фонетический разбор слов

близко, ущелья

2.Выпишите наречия из текста, произведите морфологический разбор одного из них.

  1. вариант

1.Произведите фонетический разбор слов

дальше, сильнее

2.Выпишите наречия из текста, произведите морфологический разбор одного из них.

Контрольный диктант № 5

по теме «Повторение»

Пёстрая лента

Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.

Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. «Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон», — сказал он. Я удивленно спросил: «Что случилось?». Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждёт в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную.

Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении. Она подняла вуаль, и мы увидели её посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина. (По А.К. Дойлу.)

Тестовые контрольные задания № 1

по теме «Причастие»

1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а) Пролит

б) Отнято

в) Взято

г) Заперта

2.Пишется одна буква н

а) Ошибка исправле..а

б) Построе..ые дома

в) Избалова..ый ребенок

г) Броше..ый камень

3.Пишется буква я

а) Подстрел..нный

б) Просе..нный

в) Промасл..нный

г) Напо..нный

4.Необходимы запятые

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола

а) Совершенного вида

б) Несовершенного вида

в) Возвратного

6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв

а) Бечевка – е в корне слова (бечева)

б) Подожженный – страдательное причастие прошедшего времени

в) Сгущенка – е под ударением в суффиксе существительного

г) Плащом – о под ударением в окончании существительного

Тестовые контрольные задания № 2

по теме «Деепричастие»

1.Не пишется слитно

а) Сильно не/доумевая

б) Не/припомнив сюжета

в) Дом не/построен

г) Не/написанное вчера письмо

2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом

а) Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г) Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

3.Пунктуационная ошибка в предложении

а) Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в) Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г) Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова

а) Варить, варивший, варившись

б) Положить, положив, положенный

в) Устроить, устроив, устроивший

г) Привезти, привезший, привезенный

5.Ошибка в определении морфологических признаков

а) Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

6.Ошибка в характеристике текста

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а) Средство связи предложений – однокоренные слова

б) Тип речи – рассуждение

в) Способ связи предложений – параллельный

г) Стиль речи – публицистический

Тестовые контрольные задания № 3

по теме «Наречие»

1.Мягкий знак не пишется

а) Обнаруж..те

б) Навзнич..

в) Сбереч..

г) Горюч..

2.Дефис не пишется

а) По..видимому

б) Нежданно..негаданно

в) Кое..что

г) На..лету

3.Пишется о

а) Справ..

б) Издавн..

в) Досыт..

г) Затемн..

4.Пишется одна н

а) На улице безветре..о.

б) Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в) Эта девушка несдержа..а.

г) Все возбужде..о спорили.

5.Указать прилагательное в сравнительной степени

а) Стало тише на опушке леса.

б) Все жалобней выл щенок.

в) Брат выше сестры.

г) Они жили дальше от школы.

6.Найти неверное утверждение:

а) Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б) Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в) Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г) Наречие никогда не выступает в роли определения.

Тестовые контрольные задания № 4

по теме «Предлог»

Вариант 1

1. В каком предложении нет предлога?

1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

2) Плохо, когда не с кем поговорить.

3) Дом напротив построили лет десять назад.

4) Остановка находится около школы.

2. Какой предлог является непроизводным?

1) в течение

2) ввиду

3) вместо

4) при

3. Укажите пример раздельного написания предлога

1)звонил (в)продолжение получаса

2) двигаться (на)встречу ветру

3) узнали (на)счёт контрольной

4) выступит (в)место меня

4. В каком примере нарушены речевые нормы?

1) встретились по приезде

2) благодаря заботе

3) согласно графика

4) заплатить за билет

5.Из данного предложения выпишите производный предлог

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

6. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.

Вариант 2

1. В каком предложении нет предлога?

1) Дверь передо мной распахнулась.

2) Вперёд, навстречу новым приключениям!

3) Диспетчеры работают согласно графику.

4) Хорошо, когда рядом друг.

2. Какой предлог является непроизводным?

1) через

2) в связи

3) вследствие

4) позади

3. Укажите пример раздельного написания предлога

1) отменили (в)виду морозов

2) зайду (в)течение недели

3) обогнал (не)смотря на запрет

4) объект (на)подобие летающей тарелки

4. В каком примере нарушены речевые нормы?

1) таблетки для головной боли

2) вопреки всему

3) пришёл из школы

4) уверенность в победе

5. Из данного предложения выпишите производный предлог

Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой миленький идёт.

6.Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.

Тестовые контрольные задания № 5

по теме «Союз»

1 вариант

1. Найдите неправильное утверждение

1) Союз — это неизменяемая часть речи.

2) Союзы не являются членами предложения.

3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

1) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.

2) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности.

3) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.

3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.

3) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

4. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного

1) Снег падал и засыпал дорожки сада.

2) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.

3) Снег падал и покрывал снегом деревья.

5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложноподчиненное

Каждый день родители ждали…

1) …приезда сына из Петербурга.

2) … что приедет их сын из Петербурга

3) … письма и надеялись на возвращение сына.

6. Найдите предложение с составным союзом

1) Он подошел к окну, чтобы открыть его.

2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

3) Он сидел и писал неотложное письмо, в то время как посетитель ждал его в приемной.

7. Найдите предложение с простым союзом

1) Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу.

2) В степи все открыто, зато ты у всех на виду.

3) Она беспокойно оглядывалась на всех, как будто хотела перехватить эти взгляды.

8. Укажите предложение с противительным союзом

1) Солнце светит, но не греет.

2) Это был не то белый, не то подберезовик.

3) Встал сегодня, когда еще не взошло солнце.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Старик следил за тем чтобы, я правильно записывал его слова.

2) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

3) Месяц светил так ярко, что была видна каждая травинка.

10. В каком предложении правильно расставлены запятые?

1) Туристы подошли к роднику для того чтобы сделать запас воды на обратную дорогу, и умыться.

2) Целый день шел мелкий дождь, и теперь тоже немного накрапывало.

3) В городе нигде не было ни одной живой души ни единого огня, не слышалось ни возгласа.

2 вариант

1. Найдите неправильное утверждение

1) Союз не является самостоятельной частью речи.

2) Союз не является служебной частью речи

3) Союзы могут соединять однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен подчинительный союз?

1) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.

2) Музыка гремит, но никто не спешит на танец.

3) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.

3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

1) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

2) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.

3) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

4. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

1) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход.

2) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку.

3) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.

5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное

Счастье охватило нас…

1) … когда мы встретили своих родных.

2) … как будто мы совершили научное открытие.

3) … и мы двинулись дальше.

6. Найдите предложение с составным союзом

1) Едва начался дождь, ветер усилился.

2) Прошел месяц, прежде чем я встретился с приятелем.

3) Он требовал, чтобы все ехали вместе.

7. Найдите предложение с простым союзом

1) Мы оделись потеплее, так как погода начала ухудшаться

2) Я спрятал ветку под кустом, чтобы она не облетела раньше времени.

3) Он ушел, потому что его вызвали на работу.

8. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Ветер гнал (1) по синему небу рыхлые тучи (2) и по земле носились вперемежку (3) то холодные тени (4) то солнечные пятна (5) напоминавшие своими очертаниями (6) какие-то сказочные цветы.

1) 2, 4, 5

2) 1, 3, 4, 5

3) 1, 2, 4, 5

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Сорока прилетела к вечеру, когда лед стал оседать.

2) За черным окном снова становилось тихо, и только море однообразно шумело.

3) Он внезапно, изменился так что никто не узнавал его.

10. В каком предложении правильно расставлены запятые?

1) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.

2) Я не заметил как день медленно перешел в ночь, принесшую долгожданную прохладу.

3) Она не любила чтобы к ней приходили в старый дом, который стоял на отшибе и наполовину развалился.

Тестовые контрольные задания № 6

по теме «Междометие»

  1. Найдите неверное утверждение:

1) Междометия – это неизменяемые слова

2) Междометия выражают различные чувства, настроения, побуждения

3) Междометия относятся к служебным частям речи

2.Найдите неверное утверждение:

1) Междометия бывают производными и непроизводными

2) Междометия не являются членами предложения

3) Междометия являются самостоятельной частью речи

3. Укажите производное междометие:

1) Ужас!

2) Ну

3) Ах!

4. Укажите непроизводное междометие:

1) Батюшки!

2) Фи!

3) Брысь!

5.Междометия, образованные повторением слов, пишутся:

1) через дефис

2) через запятую

3) раздельно

6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Ба, Ниловна, и ты бунтовать пошла!

2) Ох устала я, устала.

3) О, если б голос мой умел сердца тревожить!

7.Найдите предложение с междометием, выражающим побуждение, просьбу, приказ

1) Караул! Разбой!

2) О родина, о новый с златою крышей кров.

3) Ах, постой на косогоре королевой у плетня.

4) Увы… В пожарах лунных дождусь ли радостного дня?

8. Найдите предложение с междометием, выражающим эмоции

1) О, город! О, ветер!

2) Леса прибрежные ответствуют мне: «Здравствуй!»

3) Чу…вдруг раздался рога звон…

4) Часы тоскливо стучат: тик-так, тик-так.

9.Укажите предложение с междометием, служащим для выражения форм речевого этикета

1) Ох ты, горе-горькое…

2) О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта!

3) Эй, садись ко мне, дружок!

4) И с важной простотой нам отвечает суровый голос: «Нет. Благодарю»

10. Укажите предложение с многозначным междометием

1) Ой, как я опаздываю!

2) Стоп! Проезд запрещен!

3) Прощай, свободная стихия!

4) До свиданья, друг мой, до свиданья!

Тестовые контрольные задания № 7,

анализ текста

1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная. Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно.

(Л. Толстой)

2.Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов?

2. Найдите сочинительный союз:

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

3. Найдите подчинительный союз:

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя.

Контрольное изложение № 1

Снег

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.

Контрольное сочинение № 1

Напишите рассказ о своих предках – «Помни родство своё».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *