Загадки про детство

Некоторые из них в наше время могут показаться непонятными, потому как многие слова очень уж редко употребимы, или предметы редко используются. Но для проверки ассоциативного восприятия вполне не плохо.
Ответы можно выделить мышкой.
Чем больше из нее берёшь, тем больше она становится.

Яма

Что за вещь, которую мы выбрасываем когда она нужна и поднимаем когда не нужна?

Якорь

Бежала — шумела, заснула — заблестела.

Река

Пять чуланов — одна дверь.

Перчатка

В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито — ночью вставлено.

Прорубь

Бело снаружи — черно внутри.

Свеча

Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет — семь плугов тащит.

Трактор

Тридцать два молотят — один поворачивает.

Рот

Идёт по соломе — не шуршит, идёт по воде — не тонет, идёт по огню — не горит.

Тень

К реке идут — поют, назад идут — плачут.

Вёдра

Кверху дном — полная, книзу дном — пустая.

Шапка

С луком и яйцами, но не пирожок ?

Робин Гуд

Что мягче подушки ?

Рука

Сам алый, сахарный — кафтан зеленый, бархатный.

Арбуз

Крашеное коромысло через реку повисло.

Радуга

Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрёт — тогда заревёт.

Снег

Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Гнездо

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Ёж

Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.

Река

Конь стальной — хвост льняной.

Игла

Висит сито, не руками свито.

Паутина

По горам, по долам, ходит шуба да кафтан.

Овца

Рыба в море — хвост на заборе.

Ковш

Чёрный конь скачет в огонь.

Кочерга

В лавке пятак — не вынешь никак.

Сучок

Полон хлевец белых овец.

Рот

Сидит на ложке, свесила ножки.

Вермишель

Не сеют, не сажают — сами вырастают.

Волосы

На дворе горой, а дома водой.

Снег

Висит груша — нельзя скушать.

Лампа

Четыре братца под одной крышей живут.

Стол

Зимой и летом — одним цветом.

Ель

Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и седёлка на носу?

Очки

Два кольца, два конца, а посередине — гвоздик.

Ножницы

Кто утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех?

Человек

Маленький Данилка в петельке удавился.

Пуговица

Без окон, без дверей, полна горница людей.

Огурец

Сто одёжек — и все без застёжек.

Капуста

Сидит девица в темнице, а коса на у лице.

Морковь

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Лук

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Замок

Tags: развлекушечки

Роль загадки в развитии старших дошкольников

Воспитатель старшей группы «Сказка» Чумакова Ольга Владимировна

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка:

— это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка — это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

— воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

— стимуляция умственной активности;

— развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

— расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

— развитие сенсорной сферы.

Виды загадок с примерами.

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.

Ответ: уточка.

2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким «отгадывальщикам» — загадки попроще.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова «брысь», — я лесная кошка… (рысь)

3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это …
(мишка, белка)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает …

(корова, обезьяна)

Ржёт на поле поутру
Длинногривый …

(кенгуру, конь)

Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее …

(заяц, лиса)

4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

У меня который год

ежик в комнате живет.

Если пол намазан воском,

Он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:

Скоро 1 0 лет Сереже —

Диме нет еще шести.

Дима все никак не может

До Сережи дорасти.

А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Сережа?

(на 4 года)

Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Машенька и три медведя).

Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит жужжит,

упадет – землю роет

(жук).

Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного возраста

При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.

Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Ответ: снег

Растут зеленеют

Упадут пожелтеют

Полежат почернеют

Ответ:( листья)

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг — друга нет.

Ответ: глаза

В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.

Ответ: чайник.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.

Ответ: иголка

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

  • Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.

  • Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.

  • Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Использовался интернет источник http://nsportal.ru/

Литература:

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(мама)

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
(мама)

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша…
(мама)

Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня …
(мама)

Если, дети, вы ленивы,
Hепослyшны, шаловливы,
Что бывает иногда, —
Кто же слёзы льет тогда?
— «Всё она, pодная …»
(мама)
В школе сложная программа,
Но всегда поможет…
(мама)

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует — чмок?
Вот она всегда какая
Моя …
(мамочка родная)

Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете …
(мама)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? Моя…
(мама)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
(мама)

Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит?
(мама)
Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой…
(мамочки)

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю — …
(мама)

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
(мама)

Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это …
(мамочка моя)

Если чашка упадет
Ненароком с полки,
Ни за что не подберет
Рая те осколки.
Скажет лишь упрямо:
— Подберет их …
(мама)

Самая милая, самая славная,
Самая добрая, самая главная.
Кто она? Я вам отвечу, друзья,
Это, конечно же, ….(мама) моя.

Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.

Все дела свои отложит,
Нам с уроками поможет.

Мы не скроем, скажем прямо:
Лучшая на свете …(мама).

Для меня и для братишки,
Для братишки-шалунишки,
Всех роднее и милее,
Справедливей и умнее,
Красивее и добрее,
Человека лучше нет.
…(Мамочка)! Тебе привет!

Про неё мы скажем прямо:
«Золотая наша …(мама)».

Это слово знают малыши и взрослые,
Слово очень лёгкое, говорится просто.
С самого рождения и всю жизнь потом
Вместе с этим слово рядышком идём.
Вокруг слова этого вертится земля,
Произносим слово с нежностью, любя.
В нём всего две буквы, и всего два слога.
С ним чудесней утро, веселей дорога.
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(Мама)

Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке …
(Бусы)

Хорошее слово, красивое слово,
Его повторяю я снова и снова.
Легко произносит малыш и подросток,
Оно по слогам составляется просто,
Всего в нём две буквы — согласная с гласной,
А вместе звучат они просто прекрасно!
Две буквы, два слога твержу я упрямо,
И вот оно — слово! Подскажите? …
(Мама)

В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения …
(Сережки)

Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)

Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка —
Есть у мамы нашей …
(Шляпка)

Борщ в тарелке вкусный самый,
Так готовит только…
(Мама)

Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки …
(Суп)

Перед сном, надев пижаму,
Почитать мы просим…
(Маму)

Чтобы быть красивой маме,
Нужно тушь взять и румяна.
И накрасить губы надо
Перламутровой…
(Помадой)

В школе сложная программа,
Но всегда поможет …
(Мама)

В банки, в тюбики разлит,
Как сметана он на вид.
Мамам нравится он всем.
Это ароматный…
(Крем)

Школьный ранец за плечами
Сам неси, не вешай…
(Маме)

Шея мамина обвита
Тонкой и блестящей нитью.
И сверкают завиточки
На серебряной…
(Цепочке)

Угодит шалун коль в яму,
Будет звать на помощь…
(Маму)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
(Мама)

Громко сын играет гамму,
Это радует лишь…
(Маму)

Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете…
(Мама)

В цирке новая программа,
Нам билеты купит…
(Мама)

Самая красивая, самая родная,
Это же, конечно, …
(Мама) дорогая!

У слона, гиппопотама
Тоже добрая есть…
(Мама)

Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это (Мамочка) моя.

Подарки своими руками
На праздник сделаем…
(Маме)

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю -…
(Мама)

Песню с добрыми словами
Сочиним любимой …
(Маме)

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
(Мама)

С папой ходим за цветами,
Любим их дарить мы…
(Маме)

Испечем мы тортик сами
И на нём напишем: «…»
(Маме)

Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игpyшки вам дарит?
(Мама)

Когда вы, детки, с синяками,
Больней всего не вам, а…
(Маме)

Если, дети, вы ленивы,
Hепослyшны, шаловливы,
Что бывает иногда, —
Кто же слёзы льет тогда?
— «Всё она, родная».
(Мама)

Ты в школе хвастал кулаками –
За это стыдно будет…
(Маме)

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует – чмок?
Вот она всегда какая
Моя … родная!
(Мамочка)

Если доченька упряма,
Погрозит ей пальцем…
(Мама)

Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом…
(Мама)

Узнают всё по глазам,
Обмануть нам трудно…
(Мам)

Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)

Тем детишкам стыд и срам,
Кто своих обидел…
(Мам)

Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит меня?..
(Мама)

Зря не ставят по углам,
Не сердите добрых…
(Мам)

Хоть дядя большой уж, с усами,
Идёт за советом он к …
(Маме)

И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет…
(Не мама, а дочка)

Утром каждым в доме драма –
Кашу есть не хочет…
(Не мама, а дочка или сынок)

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(Мама)

За ручку по утрам
Ведут до школы…
(Не мам, а детишек)

Книжки перед сном читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня …
(Мама)

Не мешайся под ногами,
Помоги-ка лучше…
(Маме)

Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой…
(Мамочки)

На экране красивая дама,
Но прекрасней, милее всех…
(Мама)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…
(Мама)

Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? Моя…
(Мама)

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
(Мама)

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша…
(Мама)

Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь — справа, ткани — слева,
Чашки — на витрине.
Мама словно королева
В нашем магазине!
(Продавец)

Доброты, тепла, души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши —
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат —
Ждет ее весь детский сад!
(Воспитатель)

Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый!
(Повар)

В школе я ученый самый —
Повезло мне очень с мамой.
От нее узнают дети
На уроке все на свете.
Станут лучше и умней,
Справедливей и добрей.
(Учитель)

Мама всех важней, поверьте!
С толстой сумкой ходит мама.
Принесет письмо в конверте,
Бандероль и телеграмму.
Люди маму очень ждут,
Уважают мамин труд!
(Почтальон)

Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси —
И сыграет: «Ми, соль, си!»
Я скажу ребятам гордо:
«Мама знает все аккорды!»
(Музыкант)

Мама может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки.
Мама делает уколы
Всем ребятам нашей школы.
Мама лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым!
(Медсестра)

Мама — золотые руки —
Шьет рубашки, платья, брюки,
Папа, я, сестренка Света —
Все с иголочки одеты!
(Портниха)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *