Жизнь прекрасна и удивительна фильм

В 1992 году вышло «Прикосновение» (режиссер Альберт С. Мкртчян), ставшее одним из кинематографических символов депрессивности российских 90-х годов. Жуткая история про следователя Андрея Крутицкого, соприкоснувшегося с паранормальными явлениями, напугала миллионы зрителей, посмотревших фильм в 90-е по телевидению или на видеокассетах. «Прикосновение» — малобюджетный фильм с очень примитивными спецэффектами, доступный лишь в потрёпанном VHS-качестве изображения — впечатляет и запоминается не хуже «дорогих» западных хорроров. Холодная потусторонняя атмосфера достигается минимальными техническими средствами и за счет режиссерского таланта Альберта Мкртчяна, для которого «Прикосновение», к сожалению, стало последней работой. Кажется, с тех пор ничего лучше в России и не сняли в жанре мистического триллера! Здесь я собрал душераздирающие воспоминания зрителей, которым просмотр «Прикосновения» в 90-е запомнился на всю жизнь.

«Смотрел данный фильм первый раз лет в 12 (сейчас мне 30), и он настолько залез в голову, что до сих пор мурашки бегают при воспоминании о нем. Самое жуткое из воспоминаний, связанных с данным фильмом, случилось со мной у меня в доме: в лифте встретился с соседом по дому, который внешне очень похож на умершего отца главной героини фильма, я готов был в ужасе убежать, увидев его, поседел от страха и до сих пор не могу вспомнить, когда бы еще со мной такое случалось». (Fractal Dog, отсюда).
«Когда был маленький, чертовски боялся этого фильма. Зато он нравился моей маме, и она его периодически смотрела на кассете. От страха убегал в другую комнату». (Амэлэн, отсюда)
«Смотрел в детстве, после просмотра от страха не мог доползти до розетки, чтобы телевизор отключить, вот жуть». (sten912, отсюда)

«Я впервые посмотрела этот фильм в 1992 году. Было страшно-страшно-страшно. Родители шутили, что, мол, наши если уж снимут фильм ужасов, то снимут. Не чета фредди крюгерам и прочим страшилкам. Очень неприятный портрет на стене — взгляд живой, и непонятно, добрый человек на нем изображен или злой. Такая зловещая напряженная полуулыбка». (elena11500, отсюда)
«Я помню этот портрет, этот пронизывающий взгляд. Казалось, что мужчина вот-вот моргнет. Жутко». (Юлия (Москва), отсюда)

«Смотрела «Прикосновение» в 1993 году. Жуткий фильм. Депрессия после просмотра обеспечена. Портрет папаши до сих пор стоит перед глазами, хотя работаю врачом в стационаре — умирающих и умерших людей видела не раз». (Северная (Кемерово), отсюда)
«У меня на балконе в одном из ящиков VHS-кассета лежит, вроде бы. Но точно помню, что покупал его в киоске. Мне понравился фильм. Атмосфера просто лютая — ужас невидим, поэтому и страшен. Злодей представлен только фотографией пожилого мужчины с тяжёлым, неприятным взглядом. А как гениально сделан разговор между героем фильма и призраком? Очень доставляло». (Nightwarden13, отсюда)

«Впервые увидел этот фильм ночью по кабельному ТВ где-то лет 10 назад, не с самого начала — вызвал шок. Искал долго, чтобы посмотреть полностью, и списал на кассету, когда показывали по одному из каналов. Как только просмотрел — начались мистические вещи. Потом узнал, что и с проката этот фильм в свое время сняли из-за волны суицидов, и с актерской труппой из фильма стали происходить нелады… Кассету забросил, о фильме постарался забыть, но подсознательно он сидит до сих пор, вызывает чувства (я не о страхе), примерно как в момент, когда оказываешься на кладбище и смотришь на жизнь уже по-другому». (alien66, отсюда)
«Я когда первый раз посмотрела этот фильм, а смотрела одна, в пустой комнате, в темноте, думала, что так страшно из-за атмосферы, потом утром повторяли, я стала смотреть, но… даже из дома ушла…. Рассказала племяннику про этот фильм, он долго надо мной смеялся, и сказал, что когда будут этот фильм опять показывать, чтоб я его позвала — он посмеется… Так вот, прошло где-то месяца три-четыре, придя домой к моей сестре на сеанс, причем она тоже стала смотреть, и усевшись на кресла с бокалами чая, мы услышали телефонный звонок. Сестра взяла трубку, а в ней тишина. Я уже похолодела, но промолчала (те кто смотрел фильм меня поймут). Наступил просмотр, проходил он в тишине, с круглыми глазами родственников… Когда пошли титры, они дружно посмотрели на телефон, мой племяш стал собираться идти ко мне ночевать, а сестра завопила, что пока её муж с работы не придет, она нас никуда не отпустит». (Светатушка (Санкт-Петербург), отсюда)
«Страшнее фильма мне видеть в своей жизни не приходилось! Смотрела его лет десять назад по ТВ поздно ночью, и дома как назло никого не было. Я и знать не знала, что это за фильм. Признаюсь, мне стало не страшно, а жутко страшно. Фильм снят настолько правдоподобно, что веришь во всё происходящее и окунаешься в события на экране с головой». (Татьяна И. (Москва), отсюда)
«Смотрел его в году 1994 будучи уже взрослой особью, солнечным днем, имея за спиной «Зловещих мертвецов», 6 частей Фредди и прочие радости Голливуда — и, вы знаете, тогда меня капитально впервые проняло. И на кухне шорохи пошли и портрет старины Хэма на стене вроде конфигурацию поменял. Режиссер — редкая умница, он сумел надавить на что-то подсознательное, нутряное в наших душах. Может, обыденность, может, игра света и тени, может, осознание бренности». (gfjfjyhfj, отсюда)
«Я «имела счастье» лицезреть сей фильм когда мне и 10-ти лет не было, в 90-е, может, премьера была, хе. Тяжким грузом лег, помню, на мою неокрепшую психику, настоящий такой советский триллер с присущей ему долей безумия, ну и да, затянутости, но это как «трава Тарковского», которая может час колыхаться в экране и все равно кого-то будет цеплять или наводить на нужные мысли. В общем, тот могильный портрет так было въелся в мой моск, что я потом с замиранием сердца много лет всматривалась в советские фильмы: «а не ОНО ли это щас начнется», благо, больше мне этот фильм не попадался». (Екатерина Тангасова, отсюда)
«Мне довелось смотреть фильм в период его выхода на экраны. Он просто меня потряс, а ведь ничего жуткого на экране не происходит, кровь не льется, головы не отлетают. Но атмосфера, созданная самыми простыми средствами, часто на уровне ощущений, просто забирает до «мороза по коже». Может быть, сейчас попривыкли к такого рода фильмам, но попробуйте его посмотреть ночью и в одиночестве, в пустой квартире. Приятного просмотра…» (Рясса (Новосибирск), отсюда)

Жизнь прекрасна и удивительна! С точки зрения живых… А с точки зрения мёртвых? Оказывается, они считают, что жизнь – это всего лишь болезнь. Мучительная и долгая. А смерть есть спасительное исцеление от этой болезни. И у смерти есть свои волонтёры – отряд форзи. Именно они приходят в наш мир в виде призраков, являясь родственникам и уговаривая их переступить черту между жизнью и смертью и уйти навсегда в мир смерти. Прекрасный, спокойный и холодный. И в этот свой мир смерть, прежде всего, стремится забрать лучших : добрых, честных, талантливых. Первыми гибнут лучшие из людей. Именно из них получаются лучшие форзи. Ведь погибшая во цвете лет звезда, кумир, может привести за собой толпу своих поклонников. А кого за собой сможет увести подлец или негодяй? Никого. В логике смерти не откажешь. И поэтому с ней иногда можно договориться, выторговать жизнь дорогих и близких тебе людей в обмен на другие жизни. Жизни тех, кто тебе не знаком и потому не особо дорог и близок. Правда и цена за уступку, за это прикосновение к потустороннему миру высока. Придётся отказаться от привычек, ставших частью тебя. И в первую очередь – от этой дурацкой фразы: «Жизнь прекрасна и удивительна!» Нарушение этого условия означает расторжение договора. Хотя какой вообще может быть договор с форзи, со смертью? Ведь это всегда и при любых условиях не отмена приговора, а всего лишь его отсрочка. Маленькая временная уступка, за которую придётся отдать собственную жизнь. Добровольно. Оставив на столе записку: «Жизнь прекрасна и удивительна!» Такова цена прикосновения к тому, к чему нельзя прикасаться безнаказанно.

«Прикосновение» – очень редкий жанр для нашего кино – мистический триллер. И снят он Альбертом Мкртчаном очень и очень профессионально. При совершенно несопоставимых с зарубежными фильмами такого рода финансированием и отсутствии спецэффектов фильм действительно наполняет ощущением страха. Окутанное туманом кладбище, портрет Мальцева на стене в квартире его дочери Марины и на стелле его памятника действительно внушает страх. И бегут мурашки по спине от его пронзительного, сверлящего взгляда и какой – то совершенно демонической усмешки. Его разговор – договор со следователем Андреем Крутицким посредством железнодорожного громкоговорителя оставляет жуткое впечатление общения с чем – то страшным и потусторонним. Ощущения страха и тревоги вызывает музыка Леонида Десятникова и жуткий собачий вой только усиливает это впечатление. Нет, я давным давно знаю, что частота в 3–4 герца вызывает в человеке чувство страха и тревоги, а частота 5–6 герц – чувство опасности, так как совпадает с частотой внутренних колебаний организма человека и вызывает резонанс. И композиторы, которые пишут музыку к триллерам и фильмам ужасов намеренно используют в музыке эти частоты. Но это знание в данном случае не гасит ощущения внутреннего страха, а только усиливает его. Очень и очень малому количеству ужасников удавалось проделать со мной это. Даже несколько раз звучащая в фильме мелодия «Ещё не вечер» создаёт ощущение того, что обретённое, кажется, благополучие может быть разрушено в один момент. Одной лишь неосторожной фразой. И смерть вновь пойдёт собирать свой урожай.
К финалу фильм по духу своему здорово ассоциируется с «Пунктом назначения», который был снят значительно позже. Но мною посмотрен значительно раньше. Уж если ты попал в список смерти – она придёт за тобой и найдёт где угодно. И не важно, веришь ты во всё это или нет.
А пока – жизнь прекрасна и удивительна!

Страница фильма «Прикосновение» в КЛУБ-КРИКе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *